Газета "Победа" Феодосия

Самые свежие новости Феодосии. События и происшествия Феодосии сегодня. Актуальная информация для жителей Феодосийского округа и Крыма.

Он смотрит туда, где встаёт солнце…

Он смотрит туда, где встаёт солнце…

Еще мгновение– и памятник Константину Богаевскому предстанет перед жителями Феодосии

24 января в Феодосии произошло долгожданное и поистине историческое событие. В сквере, расположенном между галереей Айвазовского и светомузыкальным фонтаном, был торжественно открыт памятник выдающемуся русскому художнику Серебряного века – феодосийцу Константину Фёдоровичу Богаевскому.

Это событие произошло в день 152-летия со дня рождения художника. Несмотря на то, что открытие памятника широко не анонсировалось, к 11 часам к этому месту стал стекаться людской поток. Среди горожан, пришедших сюда, конечно же, было немало представителей творческой интеллигенции – художники, работники музеев и учреждений культуры, почитатели творчества Богаевского, феодосийские ветераны – те, кто ждал этого события многие годы, руководство города.
Представляя почётных гостей, присутствующих на торжественной церемонии, ведущая встречи первой назвала фамилию Аиды Алексеевны Касаткиной, и это было встречено аплодисментами всех присутствующих. Именно по инициативе и финансовой поддержке этого человека – Почётного гражданина города Феодосии – появился памятник художнику с мировым именем, человеку, который родился и творил в этом городе, который в этом городе трагически погиб и нашел свой последний приют.
В свое время Аида Касаткина поддерживала дружеские отношения с вдовой Константина Фёдоровича – Жозефиной Густавовной Богаевской-Дуранте и приложила немало усилий, чтобы увековечить имя художника в его родном городе. В 2021 году, благодаря её стараниям, на улице, где жил Константин Богаевский и которая сегодня носит его имя, была установлена мемориальная доска.
Обращаясь к участникам торжественной церемонии открытия памятника, Аида Алексеевна поблагодарила тех, кто помог осуществить давнюю мечту.
– Создатель бюста скульптор Анатолий Утробин работал не только руками, но и душой. Архитектор Светлана Арефьева несколько раз переделывала проект, привязывая его к разным местам. Надписи на постаменте делал ювелир Виктор Кочубей, – назвала она имена создателей памятника.
За большую помощь в установке памятника Аида Алексеевна поблагодарила заместителя Главы администрации Феодосии Юлию Некрасову и особые слова признательности адресовала своему главному помощнику – руководителю городского отделения Русской общины Крыма, депутату Феодосийского городского совета Татьяне Голуб.
– Это большой труд нашей творческой группы. Помогала Алла Алексеевна Ненада, подключался Феодосийский музей древностей. В результате – мечта и желание стали реальностью. Это здорово, что памятник «певцу земли», как называл Богаевского Волошин, стоит рядом с памятником «певцу моря» – Ивану Константиновичу Айвазовскому. И здесь же – картинная галерея, где хранятся самые большие коллекции работ этих двух художников, – сказала Аида Алексеевна.

В торжественной церемонии принял участие крымский парламентарий, председатель Комитета Государственного совета Республики Крым по культуре и вопросам охраны культурного наследия Николай Волков. «Культурная столица Крыма», – так он назвал Феодосию, отметив, что ему всегда радостно приезжать в город, где очень много талантливых людей.
– А сегодня, в день такого события, – особенно радостно! От имени всех крымских парламентариев Республики Крым, от имени Председателя Госсовета Крыма Владимира Константинова и от меня лично – огромные слова благодарности человеку с большой буквы – нашей Аиде Алексеевне Касаткиной. Низкий поклон за всю её работу, которую она до сегодняшнего дня ведёт в городе воинской славы, – сказал Николай Волков.
То, что открытие в Феодосии памятника Константину Богаевскрому – это историческое событие не только для города, но и для всей России – страны, которая остается мировой культурной державой, отметила в своем выступлении заместитель Главы администрации Феодосии Юлия Некрасова.
– Поздравляю всех жителей города, всех почитателей творчества художника! И низкий поклон Аиде Алексеевне Касаткиной за её самоотверженный труд и очередную победу! – адресовала она ей слова благодарности.
– Сегодня действительно неординарное событие! Его мы ждали более полувека, и оно произошло благодаря труду и настойчивости Аиды Алексеевны Касаткиной и тех, кто работал вместе с ней, – также отметил руководитель Клуба любителей истории Феодосии Константин Виноградов.
О пересечении творческих и жизненных путей Константина Богаевского и Александра Грина в своем выступлении говорила депутат Феодосийского городского совета, директор Феодосийского музея Александра Степановича Грина Анжела Сердюкова. А ветеран этого музея Алла Ненада озвучила строки Максимилиана Волошина – одного из ближайших друзей Богаевского. В 1915 году Волошин написал: «Мы, столь различные душою, единый пламень берегли и братски связаны тоскою одних камней, одной земли. Одни сверкали нам вдали созвездий пламенные диски. И где бы ни скитались мы, но сердцу безысходно близки феодосийские холмы».
Не случайно, что именно под влиянием Богаевского Волошин создал свой «Киммерийский цикл» картин. А сам Константин Фёдорович – «певец земли», так писал о своём творчестве: «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли – величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…»
В 1943 году, за месяц до своей трагической гибели, Богаевский написал небольшую по размерам акварель «Феодосия зимой». Это очень редкий для Богаевского пейзаж – зима, все запорошено снегом, а небо серое и хмурое, и очень давящее. Художник отразил на полотне великую трагедию, которую переживал тогда весь народ. Акварель «Феодосия зимой» звучит как реквием самому её автору…
Почётное право открыть памятник было предоставлено тем, кто принимал непосредственное участие и оказывал помощь в его создании и установке, – Аиде Касаткиной, Анатолию Утробину, Светлане Арефьевой, Виктору Кочубею, Татьяне Голуб и Юлии Некрасовой.
Куда бы ни бросала судьба художника, где бы ни представлял Константин Богаевский свои картины – в Москве или в Петербурге, в Венеции, Мюнхене или Париже, он всегда возвращался в родную Феодосию. По воспоминаниям его современников, он был очень деликатным, скромным и даже застенчивым человеком. Но при этом обладал большой творческой смелостью. Судите сами – родившись в Феодосии, городе Айвазовского, страстного и блестящего романтика моря, Богаевский не только не попал под его творческое влияние, но нашел свой неповторимый путь в живописи. Особый стиль этого художника выделяет его из ряда самых известных российских пейзажистов конца XIX – первой половины ХХ века. Работы Константина Фёдоровича не вписываются в какой бы то ни было контекст. Искусствоведы по сей день спорят, как правильно классифицировать его творчество, с помощью какого красивого слова препарировать его легкое и трепетное вдохновение. Но чтобы всё-таки было не столь заумно, местные теоретики искусства в конце прошлого столетия придумали термин – «Киммерийская школа живописи».
Очень тонко значение и судьбу творческого наследия Константина Богаевского предугадал Николай Барсамов, написав: «То, что сделал К.Ф. Богаевский для истории родного города и Крыма в целом, может быть оценено только в будущем, когда каждое его произведение, помимо художественной ценности, приобретёт ещё и ценность подлинного исторического документа…»
В 1933 году К.Ф. Богаевский получил почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Однако до сих пор не создано ни его музея, ни полноценной экспозиции работ, большая часть которых хранится в запасниках картинной галереи Айвазовского. Не первый год феодосийцами поднимается вопрос о присвоении Константину Фёдоровичу звания «Почётный гражданин города Феодосии».
…И вот теперь Айвазовский и Богаевский – такие великие и такие разные, стоят почти рядом и оба смотрят в одну сторону – туда, где над Феодосией встаёт солнце. Оно освещает и море, которое – живое, которое – дышит. Оно освещает и киммерийскую землю, которая тоже дышит, землю «величавую и прекрасную, торжественную и грустную, со свое-образным ритмом гор и напряженными складками холмов…»

Василий ЕЖОВ, фото автора