У войны голодные глаза и горьковатый ленинградский хлеб…26 января феодосийцы присоединились к Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб»

27 января исполнилось ровно 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – одной из самых трагичных страниц Великой Отечественной войны.

Почти 900 дней и ночей – с сентября 1941-го по январь 1944-го – продлилась осада города на Неве. Блокаду прорвали только в январе 1943-го, после чего Советской Армии понадобился еще год для полного снятия блокады. До этого момента ленинградцам приходилось выживать, по сути, в настоящем аду.
К началу блокады в городе находилось недостаточное количество продуктов и топлива, чтобы выдержать длительную осаду. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставался маршрут через Ладожское озеро, находившийся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, а также военно-морских сил противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате массовый голод в Ленинграде, усугубленный особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди его жителей. По разным подсчетам, в городе погибло от 692 тысяч до полутора миллионов человек, и 97 процентов из них умерли от голода.
На это и рассчитывал Гитлер. Одним из представленных на Нюрнбергском процессе документов была секретная директива военно-морского штаба Германии от 22 сентября 1941 года «О будущности города Петербурга». В ней, в частности, говорится: «Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сровнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения…»
Хлебные карточки ввели в Ленинграде ещё до блокады, почти сразу после начала Великой Отечественной войны, после того, как немецкие бомбардировщика разгромили ленинградские Бадаевские склады. Всего за блокаду нормы хлеба снижались пять раз. Минимальные нормы (125 граммов хлеба в сутки для служащих, иждивенцев и детей, 200 г для рабочих) действовали в самый тяжелый период блокады – с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. К тому же, учитывая состав продукта, блокадный хлеб был тяжёлым и плотным. Поэтому кусочек весом 125 граммов был очень маленьким. Чтобы не умереть с голоду, люди варили кожу, обдирая обои, варили суп из клейстера. Но главным продуктом и последней надеждой на выживание был крохотный кусочек хлеба.

У войны голодные глаза и горьковатый ленинградский хлеб…

Вот базовый (стандартный) рецепт блокадного хлеба ноября 1941 г.:
57% общего веса блокадного хлеба составляла обойная мука; 20-30% – овсяная мука; 10% – подсолнечный жмых; 3% – соль; 2-3% – солод.
Позже, в зависимости от того, сколько съедобного было в городе в данный момент, рецептура блокадного хлеба менялась.
В начале блокады муку имитировали съедобными ингредиентами. Но сначала закончился ячмень, в том числе и ячменный солод из пивных заводов. Потом – овсяная мука из фуражного овса, которым кормят лошадей. За месяцы была израсходована соевая и кукурузная мука, а за ними и картофель, даже мороженый. Стали молоть жмых. К концу 41-го года продукты закончились, в ход пошла гидратцеллюлоза. Проще говоря, обработанная химическим путём древесина. Делали муку из коры берёзовых веток, из сосны, из семян дикорастущих трав. А в самые тяжёлые времена собирали мучную пыль со стен и потолков складов. Для изготовления блокадного хлеба использовалось всё, что можно было есть. Для блокадного хлеба был специально выведен новый штамм дрожжей. Питательность ржаного хлеба повышали, используя, в том числе кормовую добавку для животных – мясокостную муку из отходов мясной и рыбной промышленности и туш павших животных.
27 января – день, когда Ленинград был полностью освобождён от блокады в 1944 году, – является одним из дней воинской славы России. О подвиге ленинградцев помнят и за тысячи километров от города на Неве – на крымском побережье. Помнят об этом и в Феодосии, где сегодня проживают двенадцать человек, переживших ужасы ленинградской блокады.
В преддверии Дня воинской славы в школе № 2 состоялась ученическая конференция «Эта память – наша совесть», в которой приняли участие представители Феодосийского совета ветеранов и Союза советских офицеров. «Проникновенные выступления кадет, юнармейцев, школьников Феодосии не смогли оставить равнодушными никого из присутствующих в зале. Умудрённые опытом взрослые украдкой смахивали слёзы, сопереживая подвигу ленинградцев. Мне, как представителю города на Неве, было вдвойне отрадно, насколько глубоко юные феодосийцы под руководством педагогов-наставников сумели прочувствовать глубину тех событий», – поделился впечатлениями о прошедшей встрече начальник штаба Феодосийского городского отделения «Союза советских офицеров» Антон Грязнов.
В этот же день феодосийцы присоединились к Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб», в ходе которой на привокзальной площади и на площадке перед Домом культуры волонтёры раздавали прохожим информационные листовки и 125-грамовые кусочки хлеба, те самые, как писала Ольга Бергольц, «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам».
Акция «Блокадный хлеб» была продолжена и во второй половине дня, после завершения тематической программы «Ленинград. Блокада. Жизнь в окружении врага», представленной в Феодосийском городском доме культуры, большой зал которого заполнили школьники старших и средних классов. Перед началом программы здесь выступил руководитель кружка технического творчества Дома культуры поселка Щебетовка Игорь Васильевский, который познакомил зрителей с выставкой работ его учеников, представившей изготовленные модели военной техники времён Великой Отечественной войны.

Программа «Ленинград. Блокада. Жизнь в окружении врага» – это мини-спектакль, построенный в виде рассказа солдата, роль которого исполнил актер Народного театра имени Розалии Беляновой Дмитрий Шестопёров. Воссозданный на сцене мир блокадного Ленинграда, сопровождаемый показом документальной хроники, зрители увидели глазами одиннадцатилетней школьницы Тани Савичевой, роль которой исполнила юная актриса феодосийского театра Ксения Куренная.
Дневник Тани Савичевой… Девять страниц записной книжки… «Голод блокады писал без затей буквы свои. Девять страниц – только даты смертей целой семьи…», – это строки из стихотворения поэта Павла Великжанина.
А вот что в блокадном Ленинграде записала девочка на этих страшных страницах (пунктуация сохранена): «Женя умерла 28 дек в 12 00 час утра 1941 г»; «Бабушка умерла 25 янв 3 ч. дня 1942 г»; «Лека умер 17 марта в 5 часутр 1942 г.»; «Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г»; «Дядя Леша 10 мая в 3 ч дня 1942»; «Мама 13 мая в 7 30 час утра 1942 г»; «Савичевы умерли»; «умерли все»; «осталась одна Таня».
Сама Таня умерла уже в эвакуации, 1 июля 1944 года, в возрасте 14 лет. В её медицинской карточке было записано: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…» Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которому Танина записная книжка уцелела и стала одним из скорбных символов Великой Отечественной войны. Этот исторический документ хранится сегодня в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Участники встречи, прошедшей в Феодосийском городском доме культуры, почтили минутой молчания память жертв ленинградской блокады. А мероприятия, посвященные 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, прошли в эти дни не только в Феодосии, но и в сёлах и поселках городского округа.

Василий ЕЖОВ, фото автора

У войны голодные глаза и горьковатый ленинградский хлеб…
Участники ученической конференции «Эта память – наша совесть», состоявшейся в школе №2