Долгожданный подарок для феодосийцевВ главном зале Феодосийской картинной галереи стало больше пространства и света, и полотна мариниста заиграли новыми красками

Чуть более недели назад в нашем городе произошло знаковое событие – после масштабной реконструкции открылась картинная галерея им.И.К.Айвазовского.

На самой первой после открытия экскурсии посетители узнали много интересных и любопытных фактов из «жизни» полотен великого русского художника Ивана Айвазовского. Судя по реакции большинства экскурсантов, многие факты раньше они никогда не слышали. И, если признаться честно, автор этого материала некоторые вещи тоже узнала впервые. А провела экскурсию для первых посетителей галереи её директор Татьяна Гайдук.

«Товарищи, вот ваш экскурсовод!»

Не каждому феодосийцу посчастливится побывать на авторской экскурсии Татьяны Гайдук, чьё имя неразрывно связано с Феодосией, картинной галереей и наследием великого мариниста. Именно к Татьяне Викторовне всегда адресуют вопросы, касающиеся того или иного периода жизни Ивана Константиновича. Кто, как не она, даст наиболее полную информацию о маринисте и его творчестве. Да ещё и расскажет так интересно, что экскурсионная группа, слушая, затаит дыхание.
В одном из интервью Татьяна Викторовна рассказала о своём первом опыте в экскурсионной деятельности, который до сих пор вспоминает с улыбкой. В 1979-го дипломированный преподаватель-переводчик английского языка, окончившая факультет романо-германской филологии, приехала в Феодосию. На тот момент Феодосийской картинной галерее срочно требовались экскурсоводы на летний сезон. «Когда сможете подготовить материал?» – спросили в галерее молодую кандидатку на вакансию, предоставив ей методическую литературу. «Через три дня», – ответила Татьяна. Как и обещала, уложилась в срок, принесла подготовленное описание экскурсии. Материал должны были проверить, исправить ошибки, после этого – дать несколько дней на подготовку, и только потом разрешить работу с группой. Но организатор экскурсий, завидев подошедшую девушку, которую готовили в экскурсоводы, громогласно прокричал через толпу народа у входа в галерею: «Ну что, готова?»– «Да!», – смело ответила девушка, подумав, что вопрос касается её письменной работы. Мужчина кивнул и уверенно обратился к группе экскурсантов: «Товарищи, вот ваш экскурсовод!», а ошеломлённой Татьяне: «Бери!». Конечно, позже, результат трёхдневного труда новичка-экскурсовода всё же прочли и подправили…

По залам старинного Дома маэстро

Газета «Победа» уже не раз сообщала своим читателям, что в ходе реставрации и само здание, и территория вокруг галереи полностью обновились. Построено новое фондохранилище, заменены внутренние и наружные инженерные сети, установлена система автоматического пожаротушения, сигнализации и конт-роля доступа. В историческом особняке установили дренажную систему и гидроизоляцию фундамента, заменили кровлю, благоустроили территорию, здание галереи архитектурно подсветили, а на фасаде установили статуи древнегреческих богов, как это было при жизни мариниста. А самое главное – теперь стало возможным в максимальной степени обеспечить сохранность самих шедевров великого художника. С помощью специального климат-оборудования здесь поддерживается необходимая для хранения картин температура и влажность.
Во всех этапах реставрации шли непрерывные консультации с историками. Поэтому сейчас внутренний интерьер выставочных залов действительно достоин восхищения посетителей, – отреставрированный паркет и лестницы, двери и оконные рамы из ценных пород дерева, обновлённые скульптуры, предметы обихода середины XIX века. Причём большинство из них – функционирующие, например, внушительного размера старинные напольные часы с замысловатым циферблатом или механическая папка для нот, открывающаяся лёгким нажатием ноги.

Айвазовский «в новом свете»

И это ещё не всё с точки зрения обычного рядового посетителя Дома маэстро. Вроде бы и картины на стенах те же, что и раньше, но выглядят они как-то по-особенному великолепно… В первом выставочном зале сразу замечаешь, что по периметру потолка появились музейные рамки, которые дают прекрасное музейное освещение, теперь каждая картина смотрится по-новому. Вот, например, полотно «Восход луны в Феодосии» раньше располагалась на стене, которая была недостаточно освещена. Настолько, что в публикации одного из советских изданий этот прекрасный пейзаж по ошибке назвали «Восход солнца в Феодосии». Потом по этому поводу сотрудники галереи шутили, что название картины «Встаёт заря во мгле холодной».
Удивительно светящееся море Ивана Айвазовского, ощущение единого пространства с воздухом, детально выписанные корабли и живописные виды всегда будоражили умы его современников, они живо волнуют всех созерцателей его произведений и сегодня. Смотришь на каждую из них и чувствуешь, как меняется состояние природы, надвигается буря, шумят деревья или летят по небу облака, бушуют волны или, наоборот, ощущаешь спокойствие морской глади.
– Лёгкость и прозрачность моря достигалась с помощью специальной техники живописи, – лессировки. Независимо от размеров картины, и на больших, и на малых полотнах за один приём наносился один слой краски, затем друг на друга наносились тончайшие слои. В результате изображение приобретало эту прозрачность. Причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости. Каждый слой – прозрачный, мы сквозь последний слой видим предыдущий. Казалось бы, простой классический приём, почти механический. Но чтобы создать такую работу, этого недостаточно. Может создаться впечатление, что писал Айвазовский быстро, легко. Но посмотрите, сколько в каждой из них мельчайших деталей, освещённых и затемнённых мест, это предполагает время на обдумывание сюжета, а затем интересно воплотить сложные образы. И во всех работах ему это удалось. Каждой из них можно любоваться долго, как и чудесными видами Крыма.
– Один из сюжетов Айвазовского – ночное небо, два затемнённых тополя и полная луна среди них. Этот сюжет раньше воспринимался мной как картинка, а потом я увидела его в жизни. Некоторое время проживала в районе второго городского пляжа, тогда ещё здесь не построили пятиэтажку, и был открыт вид на море. Каждый раз в полнолуние видела из окна в точности такую картину: высокие два тополя, тёмное живописное море и крупная жёлтая луна. Это и есть талант художника, – изобразить то, чем ты восхищаешься в жизни, и дать возможность восхититься красотой и зрителю.
Во время своей экскурсии Татьяна Гайдук не только рассказывала о каждой картине, представленной в экспозиции залов, но и связывала изображённые сюжеты с историей. Например, экскурсанты узнали, почему по уровню культуры когда-то наш город можно было сравнить с Парижем. Путешественники называли Феодосию «городом 90 церквей, 60 кварталов и 30 бань». Наличие бань в этом названии имело ключевое значение, ведь именно они в то время являлись признаком высокой культуры того или иного города. Когда у нас, по описанию путешественников, было тридцать бань, в Париже – всего три. Историки по этому поводу шутят, что было время, когда Феодосия была в десять раз более культурным центром, чем Париж.
Очень интересно и познавательно рассказала Татьяна Викторовна о работах Айвазовского как живописца Главного морского штаба – батальных произведениях, воспевающих подвиги российского флота, таких как «Бой в Хиосском проливе» (1848), «Чесменский бой» (1848), «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» (1892), «Осада Севастополя» (1854), «Десант в Субаши» (1880-е).

О чём «молчат» шедевры Айвазовского

«Это – не ковёр, это – картина»

Интересную историю рассказала Татьяна Викторовна об одном из приобретений последнего времени – картине «Стамбул. Закат солнца. 1899». В советский период эту картину, без рамы, свёрнутую в рулон, нашли на чердаке одного загородного дома в Тбилиси.
– Нам удалось приобрести эту картину относительно дёшево. Мы как профильный музей своей закупочной комиссией сами оценивали стоимость картины, музейная оценка была достаточно низкой. Купили её за 400 рублей, однако в тот период это была немалая сумма. Реставрация картины была бесплатная, а вот раму для неё изготовили уже за четыре тысячи.
Есть и забавная ситуация, связанная с этой картиной. Из Тбилиси картину везли на нижнем ярусе аэробуса, завёрнутую в ковёр, как известно – большом дефиците того времени. Таисия Трубнякова, которая в то время была директором картинной галереи, стояла с огромным рулоном и объясняла удивлённым пассажирам на входе в аэробус: «Это – не ковёр, это – картина». В годы распада Союза ереванские художники подарили галерее несколько небольших полотен, и вот тогда уже при транспортировке одного из них сопровождавшие, шутя, говорили другое: «Это – ковёр, не картина!».

Блюда от семьи Айвазовских

В доме Айвазовского были потрясающие традиции гостеприимства, здесь любили принимать многочисленных гостей. На первом этаже располагалась кухня, комнаты для завтрака и большая столовая. В планах сотрудников галереи до конца года разработать новые экскурсии в сфере гастрономического туризма. В фондах музея хранится папка с кулинарными рецептами блюд армянской и европейской кухни 19 и 20 века, записанными на русском, французском и английском языках. В прочтении этих записей как раз и помогло Татьяне Викторовне её образование и блестящее знание иностранных языков.
– Что интересно, кулинарные рецепты очень простые. Вот, например, потрошёная тушка рыбы присыпается солью и помещается в духовку. К ней подаются различные соусы и запечённые овощи. Хорошие хозяйки знают, что рыба должна быть очень свежей, чтобы после простого запекания она была вкусной и вызывала восторг у гостей. Когда в семье собиралось застолье, количество подаваемых к столу блюд должно было быть кратным тридцати! Это означало, что если собиралась вся большая семья за столом происходила тридцать смен блюд, если собирались феодосийцы и гости из Крыма повыше рангом – количество блюд было более девяноста. Не так уж и много, учитывая, что видов одних только оливок – испанские, итальянские, марокканские – это уже три смены блюд. Столько блюд мы, конечно, не потянем, но тоже кое-что сможем предложить своим гостям, – шутит Татьяна Викторовна.

О чём «молчат» шедевры Айвазовского

«Сердце галереи»

Главным арт-пространством музея снова стал выставочный зал, обустроенный лично Айвазовским. Сегодня здесь, как и при жизни маэстро, размещены самые крупные его произведения. Но сейчас они воспринимаются совершенно по-иному благодаря стеклянному «зенитному фонарю» на потолке, другими словами – светопрозрачной крыше, которая даёт рассеянный дневной свет. Гордостью картинной галереи по праву считается работа «Среди волн», написанная в 1898 году. Теперь величественный образ моря на картине видится зрителю по-разному, ведь из-за естественного освещения над ней на самом деле то сияет солнце, то пробегают облака.
Получившая «второе дыхание» Феодосийская картинная галерея открыта для феодосийцев и гостей города и гостеприимно ждёт всех, кто ценит прекрасное и хочет увидеть творчество великого мариниста Ивана Константиновича Айвазовского в новом свете.

Эвелина ПОРТНАЯ, фото автора