В объективе – старинный БахчисарайВалерий Солоид на своей выставке в Феодосийском городском доме культуры

Свой минувший календарный год, если брать от мая 2023-го до мая нынешнего, стал для известного феодосийского фотомастера Валерия Солоида, в прошлом – сотрудника городского краеведческого музея, годом респекта, особой значимости, широкого представительства, а можно сказать – и репетицией подведения итогов. И это, знаете ли, логично и вполне закономерно!

Судите сами. В указанный период времени – четыре персональных тематических фотовыставки в Феодосии: две – в Феодосийском городском доме культуры, две – в Русском культурном центре. Фотовыставка в Евпатории. Признательные слова автору за его фотодары Центральному музею Тавриды в Симферополе и Керченскому историко-археологическому музею Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. В самой ближайшей перспективе то же будет адресовано Ялтинскому краеведческому музею и Никитскому ботаническому саду. Далее – Севастополю и Алуште… Всего и не упомнить. И всё это на основе личного, многолетнего фотоархива Валерия Солоида, хорошо знающего документальную ценность фотографии и фотодокументалистики вообще, особенно систематической – в целостных сериях и тематических комплексах. Потому что музейная выучка и практика – это уж на всю жизнь!
Проблема лишь в том, что параметры и объёмы любой, даже персональной фотовыставки имеют свои экспозиционные пространственные пределы. Личные же архивные фотоматериалы всегда намного шире. Поэтому приходится довольствоваться малым. Зато и отбор становится требовательней, щепетильней, в том числе и по концептуальному составу, а если угодно, так и по соответствующему тематико-экспозиционному ряду. Впрочем, это норма, тот самый случай, когда «лучше меньше – да лучше». Подобная проблема хорошо знакома любому экспоненту. И зрители её тоже понимают, что обычно имеет отзвук и находит подтверждение в выставочных книгах зрительских отзывов. Ведь рукописные книги отзывов о выставках – непременный атрибут всякой изобразительной экспозиции, что сразу становится свидетельством признательности, оценки и своего времени. Не скроем, Валерий Николаевич не обделён и этим, что тоже закономерно…
Совсем недавно, 18 мая, в Доме культуры открылась новая фотовыставка Валерия Солоида, которая называется «Древний город Бахчисарай». Нетрудно догадаться, что выставка эта приурочена к Дню памяти жертв депортации, поэтому и сквозной её темой был выбран исторический Бахчисарай – столица Крымского ханства.
Новую экспозицию составили сорок шесть цветных среднеформатных (295х210) фотографий, отобразивших, в основном, экстерьеры и интерьеры Ханского дворца – интереснейшего крымского исторического комплекса, представляющего памятник дворцовой архитектуры крымских татар. Единственный, к слову, памятник такой архитектуры.
Большая серия этих бахчисарайских фотографий была выполнена автором в 2010-2012 годах. Поэтому за минувшие годы она успела стать фотодокументом времени, чем и останется в дальнейшем. Съёмка производилась цифровой фотокамерой, все отпечатки выполнены на профессиональном цветном принтере, без привлечения компьютерной «фотошопии». Современники давно успели высоко оценить возможности цифровой фотографии, поэтому, за редким исключением, и используют её повсеместно.
Проводя съёмку Ханского дворца, автор снимков не обошёл вниманием ни одно из зданий и архитектурных сооружений этого обширного музейного комплекса. И это тоже достоинство его профессиональной работы. То же самое можно сказать и об интерьерах дворцовых залов и помещений, где размещены музейные экспозиции в том виде, как они существовали тогда. В этом содержании каждый снимок заслуживает отдельного внимания. Поверьте, это очень интересно, тем более что в движении времени подобный интерес будет лишь возрастать. Примеров тому можно привести множество. Давайте вспомним хотя бы неугасимый интерес феодосийцев к старым фотографиям, удерживающим виды и ракурсы нашего родного города с последней трети ХIХ столетия… Ну, например, на почтовых открытках дореволюционной поры, 20-30-х годов минувшего века, да даже и на послевоенных снимках… Этот интерес прочно закреплён среди коллекционеров-филокартистов, краеведов, да и только ли среди них. Поверьте, он куда шире! И так ведь повсеместно! И всё потому, что динамика урбанизации весьма стремительна, просто в повседневности это не так заметно. Большое, как известно, видится на расстоянии, и именно – на расстоянии времени.

Вообще, касаясь в том или ином разговоре Ханского дворца, я всегда вспоминаю одну интереснейшую и очень значимую публикацию. В 1907-1917 гг. в России издавался блистательный ежемесячный, уникальный в своём значении историко-культуроведческий журнал «Старые годы». В одном из его выпусков (№4, апрель 1912 г., стр. 3-32) опубликована великолепная большая статья В.Гернгросса (Всеволодского) «Ханский дворец в Бахчисарае», сопровождённая, можно сказать, целым фотоальбомом: 12 отдельных вкладок + 4 наклейки. Уникальные снимки! Знаете, рассматривая это великолепие более чем столетней давности, сразу понимаешь подлинное значение и незаменимость фотодокументалистики, удерживающей своё время во многих деталях.
Мною уже отмечалось, что Валерий Солоид в прошлом музейный работник – фотограф музея. Именно отсюда проистекает его особое внимание и интерес к разного рода сюжетным деталям. В рассматриваемом нами контексте – к архитектурным деталям Ханского дворца. Значительная часть фотографий, представленных на его новой выставке, выразительно подчёркивает этот его интерес, что само по себе очень значимо, особенно в том смысле, что обычный экскурсант или созерцатель мало внимателен к деталям. Между тем в архитектуре, как и в любом творчестве, деталь – это важнейшая часть любого искусства. Потому-то искусство детали, можно сказать, – вполне самостоятельный раздел искусствоведения, ну или литературоведения, например, имея в виду искусство слова. При этом, говоря об архитектуре, отмечу сразу, что архитектурные детали снаружи и внутри любого нерядового здания (!) особенно чувствительны к движению времени из-за их уязвимости. Примеры каждый читатель легко найдёт сам. Взгляните хотя бы на знаменитую Дачу Стамболи на снимках разных времён… Или вспомните Дом Айвазовского до только что завершившейся его реставрации. Внимательному взгляду тут многое заметно…
Именно поэтому так интересно вглядываться в фотографии Валерия Солоида, профессионально схватившие широкие планы и детали Ханского дворца. И ещё понятно, что после завершения его реставрации в 2025-м многие архитектурные детали, некоторые наружные и внутренние малые формы, восстановленные в первозданном виде или освободившиеся от малярных наслоений десятилетий, засияют снова в своей значимой первозданности. И вот тогда прежние фотографии, удержавшие не столь давний их вид, лишний раз подчеркнут непреходящее значение документальной фотофиксации.
При этом уточню, что от взгляда фотомастера не ускользнули даже внутренние, хорошо декорированные решётки, перегородки, изысканность деревянных оконных переплётов и чего-то там ещё….
Словом, в обозреваемой фотовыставке древний город Бахчисарай предстал, в основном, его знаменитым Ханским дворцом. И это понятно, хотя архивные фоторакурсы автора были намного шире. Что уж поделаешь, заведомо зная, что возможности всякой изобразительной выставки всегда не столь широки…
И уж совсем неблагодарное дело – пытаться пересказывать сюжетные содержания представленной экспозиции. Потому что просто нужно идти и смотреть. На то ведь выставки и устраиваются.

Игорь ТАТАРИНЦЕВ, фото Елены ЗАДОРОЖНОЙ