Он снова и снова признавался ей в любви…Наиболее полную информацию о жизни в Крыму и любви Друниной и Каплера можно получить, посетив Литературно-художественный музей в городе Старый Крым

В Феодосийском музее древностей состоялось открытие выставки из фондовой коллекции Литературно-художественного музея города Старый Крым под красивым названием «История любви». Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения поэтессы Юлии Друниной и 120-летию со дня рождения кинорежиссёра, писателя и сценариста Алексея Каплера. Узнав однажды историю их любви, забыть её невозможно.

Представленный на выставке антураж комнаты Юлии Друниной и Алексея Каплера позволил присутствующим погрузиться в атмосферу того времени. Казалось бы, музей древностей, а выставка о любви двух известных творческих людей, и как они соотносятся? Но маленький зал на втором этаже, оформленный в виде кабинета Юлии Друниной, уютного и хранящего историю их любви, – отлично «вписался» в разнообразие выставочных экспозиций большого здания, и даже стал изюминкой этого лета, ведь выставка продлится до 29 августа. Здесь представлены личные вещи Юлии Друниной и Алексея Каплера, фотографии, книги, телеграммы, которыми они обменивались в разлуке. Телеграммы, пожалуй, самое ценное, и о них мы расскажем ниже в статье немного подробнее, чем об остальных экспонатах.
На открытии выставки выступили директор музея древностей Александр Родионов, заместитель генерального директора заповедника «Киммерия М.А. Волошина» Наталья Мирошниченко, директор Феодосийского литературно-мемориального музея А.С. Грина Анжела Сердюкова. Они указали на важность и перспективность межмузейного сотрудничества. Действительно, межмузейные проекты получаются интересные, содержательные, в них много тепла, мудрости и знаний.
На открытии звучали стихи и музыка. Саксофонист Иван Корниец украсил открытие выставки виртуозным исполнением, феодосийская поэтесса Ирина Игнатова проникновенно читала свои стихи, Ксения Воробьева исполнила песню «Ах, если бы земля умела говорить». Заведующая сектором научно-фондовой работы Литературно-художественного музея Ирина Сеттарова познакомила посетителей с экспонатами выставки. В заключение была зачитана телеграмма от дочери Юлии Друниной – Елены Николаевны Липатниковой.

Фотографии, документы, книги…

«Отношения Юлии Друниной и Алексея Каплера – это история Ромео и Джульетты, уже немолодых, но абсолютно прекрасных», – так охарактеризовал отношения этой пары режиссёр Эльдар Рязанов. Юлия и Алексей прожили вместе много лет, но любили друг друга трепетно и нежно, будто встретились вчера, и надолго расставаться просто не могли.
Юлия Друнина – видная русская советская поэтесса, участница Великой Отечественной войны. Её произведения очень тонкие и проникновенные, они и сегодня продолжают оставаться актуальными. Алексей Каплер – советский кинодраматург, писатель и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1966-1972 годах он был бессменным ведущим программы «Кинопанорама».
Посетив выставку, вы сможете ознакомиться с фотографиями, документами, книгами, личными вещами Друниной и Каплера, предоставленными для выставки в Феодосии, как уже отмечалось, из собрания Литературно-художественного музея города Старый Крым. Это совместный проект Министерства культуры РК, музея-заповедника «Киммерия М.А. Волошина», Феодосийского музея древностей, Литературно-художественного музея города Старый Крым. Выставка будет работать до 29 августа.

Любовь в четверть века

Зрелая любовь, она другая. Люди, у которых за плечами много боли и лишений, дорожат тем счастьем, которое им дано. У Юлии Друниной позади была Великая Отечественная война, два ранения… Каплер – режиссер, сценарист, на 20 лет старше Юлии, и за его плечами остались 10 лет заключения в лагерях.

Юлия Друнина ушла на фронт в 17 лет, дважды была ранена. В 1943 году во фронтовом госпитале она написала своё первое стихотворение:
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне…

В 44-м Юлия Друнина получила контузию и была демобилизована, но так до конца и не смогла привыкнуть к мирной жизни.
Когда они встретились, ему было 50, а ей 30. Это был непростой период в её жизни: денег не было, стихи не печатались. Друнина поступила на высшие сценарные курсы, и записали её в мастерскую к Каплеру. До этого момента она не знала его, не слышала о нём. И вот ведь как распорядилась судьба: из семи слушателей на первое занятие она пришла единственная. О чём говорили они? Каким был тот первый урок? Мы не знаем, главное, что зародилась любовь, которая продлилась четверть века.

Телеграммы, пропитанные нежностью

Это была необыкновенная пара очень любящих друг друга людей. Каждый раз, когда они расставались ненадолго, Алексей спешил на телеграф и отправлял ей телеграммы, каждый день, иногда по несколько штук в день, в которых раз за разом объяснялся в любви. Это был самый быстрый способ связи в те годы.
В музее среди телеграмм Каплера в качестве экспонатов сохранилось много, вот история одной. Когда Юлия Друнина подъезжала к Джанкою, ей принесли к поезду телеграмму, в которой было написано: «Джанкой поезд тридцать первый вышедший Москвы двадцать четвертого декабря вагон тринадцатый место двадцать пятое пассажиру Друниной Доброе утро Каплер».
Любовь – она такая…
Когда Друнина уезжала, он посылал ей телеграммы в поезд, на борт самолёта, в гостиницу. Вот некоторые тексты из них:
«Прошу считать эту телеграмму формальным объяснением в любви и с просьбой вашей руки а если возможно то и сердца. Давай с самого начала согласен вздыхать и крутиться вокруг Один полуинтеллигент».
«Планерское Дом творчества Друниной Уже третий час ночи уже уложил вещи есть потребность признаться что очень тебя люблю моя бесконечно дорогая Опять Каплер».
А однажды Юлия Друнина приехала на дачу в свой день рождения. Вся дача была разукрашена плакатами: «Встанем на трудовую вахту в честь 10 мая – праздника всех угнетенных мужей!», «Да здравствует моя любимая жена!»
«Сидел дома занимался и вот меня выстрелило срочно бежать на телеграф сказать что я тебя люблю. Может быть ты не знаешь или забыла Один тип».
«Который ужасно скучает по тебе Который как полчеловека без тебя Который очень любит тебя обнимает и целует свою милую дорогую трогательную Командировочный человек».
«…Кланяюсь тебе в ножки любимая моя за всё за всё и прежде всего за стихи которые я прочёл сам становясь под их светом лучше твой человек и любитель».

Настоящая любовь не проходит

Кинодраматург с мировым именем, ведущий «Кинопанорамы» Алексей Каплер был знаменит, его любила вся страна. И, может быть, надо было пройти через сталинские лагеря, через предательство друзей, чтобы научиться иронично относиться к самому себе. А может быть, для этого надо быть просто интеллигентом.
Ещё мальчишкой он засматривался фильмами, отдавал предпочтение лирическим фильмам с «королевой экрана» Верой Холодной. Через пятьдесят лет он писал: «В анкетах, которые мне доводилось заполнять, стояли разные вопросы, но ни в одной из них не было вопроса о первой любви. А если бы он стоял, я должен был бы честно ответить: Вера Холодная. Да что я!.. Вся Россия была в неё влюблена!»
С шестнадцати лет Алексей Каплер работал актёром, помощником режиссёра, сценаристом. После войны прославился «Полосатым рейсом» и «Человеком-амфибией». Он был создателем и первым ведущим «Кинопанорамы». Каплер преподавал во ВГИКе, был человеком уважаемым и знаменитым. Романтик по натуре, он очень любил женщин, но остался верен последней своей любви, Юлии Друниной.
Поэтесса, израненная и больная фронтовичка Юлия Друнина – так же неисправимо романтичная, как и он сам, стала его любовью. Каплер был женат, Юлия тоже была замужем, но их встреча стала для обоих судьбоносной, чувство было взаимным и таким сильным, что его не могли сдержать узы двух законных браков. Любовь вспыхнула сразу, но еще шесть лет Юлия боролась с чувством, сохраняя верность мужу. Шесть лет сдерживать себя! Руководство моралью и разумом не помогли, настоящая любовь не проходит.

Рядом с ним писалось легко

Каплер «снял с Юли солдатские сапоги и обул её в хрустальные туфельки», – так говорили их знакомые. Любил бесконечно, безгранично, оградив от всех жизненных трудностей.
«Я знаю, что Алексей Яковлевич Каплер относился к Юле очень трогательно – заменял ей и мамку, и няньку, и отца. Все заботы по быту брал на себя. Он уладил её отношения с П. Антокольским и К. Симоновым. Он помогал ей выйти к широкому читателю. При выходе её книг он даже объезжал книжные магазины, договаривался о том, чтобы они делали побольше заказы на них, обязуясь в случае, если они будут залеживаться, немедленно выкупить», – писал Николай Старшинов.
Рядом с ним она стала много и упорно работать, кроме стихов, обратилась к публицистике, к прозе. Если проанализировать, сколько по количеству написано с Каплером и без него, то в период жизни с ним произведений в разы больше!

Он ушёл, а она так и не оправилась

Наверное, именно такая любовь, наполненная всеобъемлющим теплом, заботой, страстью, даётся один раз. Когда Друнина заболела и попала в больницу, Каплер чуть с ума не сошёл.
«Родная моя, не знаю, как добрался, когда узнал. Не могу без тебя не то что жить – дышать. Я не знал до конца, как люблю тебя, что ты для меня. Ни одной минуты не буду без тебя, любимая, жить. Я тут с ума схожу от страха. Только будь здоровенькой, а всё остальное я сделаю так в нашей жизни, чтобы ты чувствовала себя счастливой совсем-совсем. Моя дорогая, самая красивая на свете, самая благородная, самая умная, жизнь моя, любимая моя, я Богу молюсь, будь здоровой скорее».
Конечно, когда его не стало, Юлия так и не смогла никого больше полюбить. Это было просто невозможно!
Алексей Каплер умер в сентябре 1979 года. Похоронив его, она уже так до конца и не пришла в себя. Похоронили его, как и просил, на кладбище в Старом Крыму. Юлия Владимировна уже тогда сказала, что хотела бы, чтобы и её похоронили здесь же – в одной могиле с ним.
День его похорон стал началом погружения в депрессию, но тогда не поняли, что это не просто скорбь, а смертельная тоска о своей жизни, которая для неё тоже оборвалась… Дальше для неё была не жизнь, а существование.

С Крымом вместе и навсегда

«…После смерти Каплера, лишившись его опеки, она, по-моему, оказалась в растерянности; у нее было немалое хозяйство: большая квартира, дача, машина, гараж – за всем этим надо было следить, постоянно прилагать усилия, чтобы поддерживать порядок и состояние имущества. А этого делать она не умела, не привыкла. Ну а переломить себя в таком возрасте было уже очень трудно, вернее – невозможно. Вообще она не вписывалась в наступающее прагматическое время, она стала старомодной со своим романтическим характером…» – это всё пишет Николай Старшинов про Юлию, творческую взрослую женщину, оставшуюся без Каплера сиротой.
Юлию Друнину похоронили в одной могиле с любимым на старокрымском кладбище, как она и хотела. Они были очень влюблены в этот город. В Восточном Крыму живёт ещё много людей, которые знали Друнину и Каплера лично. Жители Крыма помнят, какой невозможной красавицей она была, изящной, особенной. Здесь, у моря, давно смыты волной её следы на песке, но осталась память на берегах Чёрного моря, которую не смоешь. Они остались здесь, завещав себя полуострову в вечности. Вот и на выставке всё так реалистично, что кажется, сейчас войдёт Друнина, снимет с манекена свою любимую мохеровую кофту шоколадного цвета, сядет за пишущую машинку и начнёт стучать по кнопкам, цок-цок-цок… Сзади за плечи её обнимет Каплер и шепнёт: «Я тебя очень люблю, родная моя!»

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора