О кинотеатрах, фильмах и зрителях старой Феодосии
27 августа отмечается День российского кино. Праздник кинематографистов был учрежден в 1980 году. Днем рождения отечественного кино принято считать 27 августа 1919 года, когда Совет Народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела.
Нет ли лишнего билетика?
Раньше тем, кто задумал поход в кино, далеко не всегда удавалось купить билеты в кассе – за ними, особенно в выходные и праздничные дни, выстраивались очереди. Потому заветные голубые прямоугольнички нередко кончались задолго до сеанса, а за стеклом кассы появлялась огорчительная надпись: «Билетов нет!» Что делать? Только спрашивать у прохожих «Товарищи! У кого есть лишний билетик?» И иногда – вот оно, счастье! – появлялся кто-то, кто по каким-то причинам не пойдёт смотреть фильм. Или предприимчивая личность, кто по-деловому объявлял: «Рубль сверху!» Конечно, желающий непременно попасть в кинотеатр, не раздумывая, совал спекулянту мятую банкноту и бежал в зал, где уже погас свет и начинался сеанс.
Там за экраном, впереди
Билеты стоили – от 10 до 30 копеек, на удлиненную кинопрограмму, дополненную показом киножурналов «Наука и жизнь», – подороже. Перед обычными сеансами крутили юмористические киножурналы «Фитиль», где под главным редакторством Сергея Михалкова высмеивали туповатых бюрократов и ещё оставшиеся кое-где пережитки прошлого, а также киножурналы «Ералаш» и «Хочу все знать!». Свободных мест почти не было, хотя и сиденья были не очень-то удобными, дерматиновыми, с тонким слоем поролона.
Иногда на детских сеансах в зале стоял шум – это мальчишки и девчонки громко переживали за «своих», которые, конечно, на экране очень сильно отличались от «чужих». Об этом – строки Константина Симонова:
«Но в детстве можно все на свете,
И за двугривенный в кино
Я мог, как могут только дети,
Из зала прыгнуть в полотно.
Убить врага из пистолета,
Догнать, спасти, прижать к груди.
И счастье было рядом где-то,
Там за экраном, впереди».
Кое-где даже работали комнаты, куда родители могли на время сеанса отдать в надёжные руки воспитателей своих детей. Пока мамы и папы смотрели кино, их чада играли, развлекались…
Модерновый «Крым» с детской комнатой
У каждого свои воспоминания о кинотеатрах советского времени.… Предлагаем познакомиться с воспоминаниями детских и юношеских лет историка, краеведа, старожила Феодосии Андрея Евсеева.
«Самое раннее из моих детских воспоминаний о кинотеатрах Феодосии ассоциируется почему-то не с просмотром кинофильмов, а с «детской комнатой» – была и такая! – в кинотеатре «Крым».
Это было «заваленное» играми и игрушками помещение на первом этаже кинотеатра, где под присмотром унылой надзирательницы-воспитательницы несколько личностей детсадовского возраста «отбывали срок» в ожидании пока их родители не вернутся с киносеанса…
«Крым» был самым «модерновым» феодосийским кинотеатром и единственным, здание которого было не приспособлено под кинотеатр, а построено специально для демонстрации фильмов. Представительное здание, две кассы, два кинозала, большое фойе с портретами киноактеров, анонсами новых фильмов. И, конечно же, буфет, в котором можно было задержаться после второго-третьего звонка на сеанс вместо просмотра нудного киножурнала, рассказывавшего об очередном партийном съезде или о достижениях советской «дипломатии-науки-культуры-промышленности-сельского хозяйства». А когда в «Крыму» установили игровые автоматы, наверное, впервые в нашем городе, многие, наверное, покупали билет в кино ради возможности перед сеансом потолкаться перед ними… Массовость посетителей кинотеатров, несших в народ «самое важное из искусств», делала ненужными и излишними любые телодвижения по повышению комфорта просмотра самих кинофильмов.
Порой в «Крыму» (да и в других кинотеатрах города) доводилось смотреть фильмы поверх голов (пышных причесок, шляпок) впереди сидящих…»
«Зайцы» тоже смотрят кино
«В кинотеатре «Украина» мы годам к двенадцати от роду методом проб и ошибок вычислили самые удобные места – несколько кресел, отдельно стоявших у стены сразу за вторым («верхним») выходом из зала на улицу Федько. На эти места почему-то очень редко приобретались билеты, и можно было пересесть туда, не опасаясь быть изгнанными, купив самые дешевые билеты на первые или последние ряды.
А летом, когда по вечерам из-за духоты в «Украине» открывали оба выхода из зала, можно было смотреть кинофильмы «зайцем» с улицы сквозь щель в занавеси…
Уже в 90-е годы в «Украине» часто устраивали благотворительные киносеансы для пенсионеров. Иногда перед зрителями таких сеансов выступали сотрудники феодосийских музеев. Однажды, после моего выступления перед каким-то историческим фильмом, ко мне подсела пожилая женщина. Она очень долго и интересно рассказывала о том, как во время оккупации в годы войны многим феодосийцам помогало выжить пропахшее солярой зерно, которое они доставали из-под слоев гари и обломков крыши хлебного амбара – будущего широкоформатного кинотеатра «Украина». И о том, как в послевоенные годы в уже восстановленном здании амбара она работала нормировщицей, учетчицей. Жалею, что не было диктофона, чтобы записать эти воспоминания…»
Первая и вторая точки
«Самым «домашним» и уютным из феодосийских кинотеатров был, безусловно, «Пионер». Многие из феодосийцев «советского времени», наверное, помнят абонементы на посещение «Пионера» в дни осенних, зимних и весенних каникул… Мне же, благодаря «Пионеру», посчастливилось прикоснуться к «таинству» работы киномеханика…
В начале 80-х годов в актовом зале 5-й школы решили оборудовать школьный кинотеатр (подобные кинозалы были в нескольких школах города) и экспериментально обучить старшеклассников в качестве помощников киномеханика… Нас, нескольких восьмиклассников, «прикрепили» к малому залу кинотеатра «Пионер». В малом зале «Пионера» в то время показывали не только сборники мультфильмов или подборки сюжетов из «Ералаша», но и художественные фильмы учебной программы. Поэтому, за месяцы «производственной практики» мы из окошка кинобудки несколько раз «прочитали» все серии «Войны и мира» и многие другие фильмы по произведениям из школьной программы. Позднее киномеханик Татьяна, наша наставница, перешла работать в большой зал «Пионера». И мы, уже получившие опыт «управления» киноаппаратами и ставшие в коллективе кинотеатра «не чужими», перешли в «большую киноаппаратную» вслед за нею. Немаловажным плюсом нашей «пионерской» практики была возможность посещать кинотеатр бесплатно, причем не только нам самим. Достаточно было заглянуть в кассу и попросить зарезервировать парочку мест на любой приглянувшийся сеанс…
В самой школе первая попытка устройства кинотеатра провалилась, так как установленные аппараты оказались слабыми для далеко не маленького актового зала пятой школы. Только спустя несколько лет там были установлены более мощные кинопроекторы. И в годы работы в родной школе старшим пионервожатым мне пришлось вспомнить то, чему научился в «Пионере». В середине 80-х кинотеатр в 5-й школе «обслуживал» учебный процесс, работал в выходные дни и в дни осенних-зимних-весенних школьных каникул. Часто, по договоренности с «Пионером», чтобы привлечь зрителей, мы брали только что привезенный в город мультсборник и показывали его в школе в воскресенье за день до начала демонстрации в городском кинотеатре.… Кстати, многие годы позднее при просмотре любых кинофильмов в кинотеатре или по телевизору через каждые 10 минут взгляд рефлекторно устремлялся в левый верхний угол экрана в ожидании первой «точки» (сигнал киномеханику запустить мотор второго аппарата) и «второй» точки (включалась проекция на втором аппарате и одновременно падала заслонка на первом аппарате)».
«В Феодосии разбросаны следы разных киностудий»
Андрей Анатольевич рассказал о том времени, когда в нашем городе проводились съёмки кинофильмов.
«В 1986-м году во время городского торжественного собрания, посвященного Дню учителя, неожиданно для большинства его участников на сцену ДОФа вышел Андрей Миронов. Он не исполнял никаких песен, не показывал никаких эстрадных номеров. Просто, поздравил с праздником, поделился воспоминаниями о своих учителях, немного рассказал о фильме («Человек с бульвара Капуцинов»), в котором в то время снимался в Феодосии, рассказал о своих прошлых киносъемках в нашем городе, о творческих планах…
Но больше всего мне тогда запомнилась одна фраза великого советского артиста. Миронов сказал: «В вашем городе повсюду разбросаны следы разных киностудий…» Перефразировав это высказывание, можно сказать, что и в разных кинофильмах разбросаны следы Феодосии. В том числе и той Феодосии, тех уголков города, которой и которых уже нет. То есть, сейчас кадры из кинофильмов, снятых в Феодосии несколько десятилетий тому назад, фактически являются важными источниками по истории архитектурного облика города. Так, в «Красных дипкурьерах» можно заметить несохранившиеся арку над воротами в карантинной стене и брусчатку на стыке проспекта и ул.Революционной, в фильме «В небе «Ночные ведьмы»!» – интерьеры Дачи Стамболи, в «Фантазиях Фарятьева» с тем же Мироновым – незастроенный склон Бульварной горки у дома, в котором жила героиня Марины Нееловой. В «Спортлото-82» увековечен старый базар, в «Королях и капусте» – утраченные архитектурные детали и вид двориков санатория «Восход»… Забавно было узнавать на экране места съемок, сравнивать маршруты передвижения киношных героев по нашему городу с реальными дорогами…
Всегда интересно было наблюдать за съемками фильмов, особенно костюмированных. Интересно, но утомительно из-за постоянных пересъемок дублей. Наряду с любопытством, еще одной причиной, привлекавшей зрителей (особенно нас, подростков) к киносъемочной площадке, была, наверное, тайная надежда быть замеченным и пригашенным к участию в каком-то эпизоде. Знаю, многим феодосийцам в свое время доводилось участвовать в массовке и в эпизодах разных фильмов… Иногда, даже не отвлекаясь от своей работы. Так, осенью 2014 года, во время съемок какого-то сериала, у фасада музея древностей в кадре с метлой в руках исполнял свои непосредственные служебные обязанности дворник музея Анатолий Тимофеевич. Кстати, эти же киношники за день съемок у фасада и на портике музея обещали оплатить устройство подсветки фасада музея. Но укатили на материк, так ничего и не сделав».
«Пулемёт киношникам не дали…»
Сегодня Андрей Евсеев занимает должность заместителя генерального директора Историко-культурного, мемориального музея-заповедника «Киммерия М.А. Волошина». А в 2000-х годах он работал директором Феодосийского музея древностей…
«Осенью 2000-го года Наталья Бондарчук снимала в Лапидарном дворике музея эпизод своего художественно-документального сериала об Александре Сергеевиче Пушкине. Наш дворик превратился в усадьбу отставного феодосийского градоначальника С.М.Броневского. А несколько древнегреческих ваз и амфор из фондов музея – в древности коллекции Броневского, которые хозяин показывал своим гостям. Летом 2006 года продолжение этого сериала снимали уже внутри музейного здания, выступавшего в роли дома Броневского. Причем, чтобы не мешать посетителям, съемки проходили поздно вечером в нерабочее время. Обычно же контакты музея с киношниками ограничивались попытками последних заполучить на время какие-то экспонаты музея в качестве реквизита.
Осенью-зимой 2003-2004 годов питерцы снимали под Феодосий эпизоды военного фильма о прорыве блокады Ленинграда. По сюжету красноармейцы должны были высаживаться с лодок на берег Ладожского озера, в роли которого выступал черноморский берег у Феодосии. И для достоверности режиссеру захотелось установить на носу одной из лодок настоящий пулемет «максим». Поэтому, обратились в музей. За «прокат» музейного «максимки» обещали золотые горы, урегулирование вопроса с разрешительной системой, милицейский эскорт к месту съемок и обратно, упоминание в титрах и вечную благодарность… Подключили даже Министерство культуры Крыма – сам замминистра звонил, уговаривал… Но в официальном письме с разрешением на вывоз из музея экспоната группы хранения «оружие» министерство отказало. Поэтому пулемет киношникам мы так и не дали…»
Бородачи на Привокзальной
А вот эпизоды воспоминаний Андрея Евсеева, связанные с несостоявшимся опытом участия в кинопробах.
«Кому в детстве-молодости не хотелось сняться в кино? Конечно же, я тоже был не против… Чего уж тут скрывать… Хотя бы в эпизоде… Но как-то не получалось… Ну не подбегали, почему-то, на улицах ассистенты режиссеров (или сами мэтры) и не тащили на съемочную площадку… Ни в детстве, ни в юности… И вот, однажды, в студенческие годы, казалось бы, случай представился…
В самом начале 90-х, осенью, приехав как-то на выходные домой из Симферополя, случайно наткнулся на объявление в «Победе» о том, что в такой-то день и в такое-то время такая-то киностудия на Привокзальной площади нашего города будет проводить, как бы сейчас сказали, кастинг претендентов на участие в съемках художественного фильма. Фильм должен был быть историческим, на тему раннего христианства. И обязательным условием для кинопроб было обязательное наличие у претендентов бороды и желательное – загара на теле….
Чего-чего, а загара на мне после двух месяцев, проведенных в археологической экспедиции на Фиоленте, было хоть отбавляй! И борода была, а, точнее, легкая экспедиционная небритость, а-ля популярный сейчас Иван Ургант…
В общем, в назначенный день сорвался я с последней пары в университете, поехал в любимый город и в нужное время ступил на Привокзальную площадь. В центре площади стоял киностудийный москвич-«пирожок», к боку которого пристроилась длинная змеевидная очередь феодосийских бородачей. Самому младшему бородачу в этой очереди, наверное, было столько лет, сколько мне сейчас, то есть в два раза больше, чем было тогда… А самая маленькая борода в очереди была, наверное, раз в пять больше моей «ургантовской»…
В общем я тогда так и не поинтересовался – кто был крайним в той очереди? Прошел мимо… А, может быть, зря?…».
Однозначно, интерес к кино не угас. Другое дело, что изменился репертуар… Теперь уже нечасто можно увидеть полные залы больших кинотеатров, почувствовать ажиотаж перед началом премьеры фильма, когда выстраивается длинная очередь в кассу за билетами, или услышать вопрос: «У вас нет лишнего билетика?». Сегодня можно скачать или посмотреть онлайн практически любой фильм. Но разве это сравнится с тем, какие эмоции ты получаешь в зале кинотеатра!
Эвелина ПОРТНАЯ