«Подковой счастья город лёг у моря»С благодарностью за радость встречи – книги Тамары Скобликовой и Владимира Кудрявцева с автографами авторов

Под таким красивым названием – строчкой из стихотворения феодосийской поэтессы Галины Яковлевой – в Русском культурном центре Феодосии состоялась литературно-музыкальная встреча. Член Союза журналистов России Тамара Скобликова рассказывала жителям Богом Данной литературные эссе, кандидат технических наук, литератор Владимир Кудрявцев услаждал наш слух лирическими стихами, а талантливый исполнитель и гитарист Игорь Ковалевский восхищал романсами.

Ленинградцы, пережившие в детстве Великую Отечественную войну, они особенные: обострённо любят Родину, не предают, имеют стальной характер. Они знают, что такое горе. Имеют высокий уровень образования. Родиться и жить в сердце северной столицы России – особый дар. Это ещё и культурная среда, воспитание, генетические корни, интеллигентность в том высоком её понимании, которая присуща немногим.
Слушать Тамару Дмитриевну – как холодной воды напиться в жаркий день. А день действительно был очень жарким несмотря на исход августа. Однако на часы никто не смотрел, и уйти не спешил: послушать личность такого масштаба, как журналист Тамара Скобликова – большая удача. И я, внимая каждому слову выступающей, как журналист, по-доброму завидовала профессиональной судьбе Тамары Дмитриевны, о такой биографии в творчестве и труде можно только мечтать.

Владеть пером и словом

Наверное, чтобы состояться в журналистике, необязательно иметь счастливую судьбу. Только всё в совокупности – очень важно. Чтобы не биться как рыба об лёд, а с лёгкостью, грациозно выписывая каждое слово, плыть под алыми парусами по руслу чистой и бурной реки под названием Жизнь.
О возрасте женщины не принято говорить, скажем лишь, что Тамара Скобликова проживает сейчас лучшие годы своей жизни: глубокой мудрости, воспоминаний, нанизанных, как бусинки на её шее, на нить жизни – в окружении сада на крымской даче в Феодосии, рядом с человеком, с которым давно срослись, с юности и по сей день она очень любима своим мужем Владимиром Кудрявцевым. Думается мне, что он, физик, кандидат технических наук, начал писать стихи, изучил ямбы и хореи – только ради неё. Она прекрасна, женственна. У неё голос журчит, как родник. Знаете, у нас, журналистов, у глубоко пишущей братии, переходящей от газетных статей в стадию писательства и романов, с устной речью не всё ладно, конкретно у меня: написать текст любой сложности – пожалуйста, красиво рассказать о событии – трудно. А Тамара Дмитриевна владеет словом целиком и полностью! Владимир слушает её, а сам тревожится всё время: комфортно ли ей, всё ли хорошо… Я смотрю на это его чувство к своей жене и думаю: как это здорово – любить от юности до мудрости, видеть в своей избраннице талант, уважать, защищать, заботиться. И вместе не просто строить жизнь – а иметь общую творческую литературную составляющую. Это очень важно.

Коренные ленинградцы – какие они?

Тамара Скобликова родилась в Ленинграде, она ребёнок, переживший годы Великой Отечественной войны. Будто мудрость в коренных ленинградцах, не просто переживших голодное детство, как дети всей страны, а выживших в эти чудовищные годы блокады, зародилась ещё тогда, когда они были маленькими, но уже познали, что такое боль, это сама соль земли.
Тамара Дмитриевна окончила отделение журналистики филологического факультета Ленинградского университета. Работала журналистом в газетах, на радио, телевидении. Несколько лет была главным редактором Пресс-центра мэрии Санкт-Петербурга, работала с тремя мэрами, в том числе с Анатолием Собчаком. Избиралась депутатом, членом президиума Куйбышевского райсовета. В настоящее время является пресс-секретарём Всемирного клуба петербуржцев.
Спустя годы работы в журналистике Тамаре Скобликовой есть чем поделиться с людьми, рассказать о разных периодах своей творческой биографии.

«В Феодосии строчки книг рождаются сами собой»

– Все мы очень обязаны этому городу, потому что… если бы не эта «подкова счастья», мы бы, наверное, здесь и не задержались. Но и Феодосия, и гора Тепе-Оба, на которой мы живём, они оказались такими, что мы и не подозревали в себе до приезда сюда некоторых талантов. Ведь что такое журналистика? Это литература «на бегу». И только приехав в Феодосию в 2002 году – в 2024-м уже 22 года, мы считаем эту цифру юбилейной! – однажды утром я сидела за столом… Сквозь колышущиеся на ветру шторы блистало на солнце море, и строчки книг стали рождаться сами собой. Здесь, в Феодосии, мы с мужем Владимиром Кудрявцевым написали свои книги и стихи.

Газета «Победа» в судьбе Тамары Скобликовой

Тамара Дмитриевна взяла в руки недавний выпуск газеты «Победа» и продолжила:
– С Феодосией меня связывает и эта газета, в которой я недавно написала о своём товарище, музыканте Игоре Ковалевском. Эта публикация в «Победе» была для меня важна. И вот почему.
В годы учёбы в университете Тамару и других студентов отправляли на практику, шло распределение.
– Мы, петербуржцы, конечно, все хотели на юг, в Ялту. И вдруг на кафедре среди прочих я вижу газету… И это «Победа» из города Феодосии. Читаю колонтитул: она издаётся с 1918 года – меня это поразило! «Я туда поеду!» – воскликнула я. Но оказалось, что место занято, туда уже едет моя одногруппница. «Но вы не расстраивайтесь, есть замечательный город – Мариуполь», – говорит преподаватель… Так я попала на практику в газету «Азовский рабочий».
– Как-то во время работы в Смольном сотрудница говорит: «Ой, а я завтра в Феодосию еду, мы там купили домик». Феодосия! И тогда я вспомнила ту историю, когда мне не удалось попасть на практику в газету «Победа». Я стала смотреть эту газету, читать. И знаете, она мне очень нравится!

Александр Вертинский

«Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь», – сказал Андерсен. И иногда случаются невероятные события. Так сложилось, что когда я училась на втором курсе университета, то побывала на последнем концерте киноактёра и композитора Александра Вертинского. После был торжественный ужин. Я видела Вертинского впервые, но ощущение было такое, будто знаю этого невероятного человека много лет. Он исполнял свои гениальные произведения, а я была так молода, что ещё никаких путей пройдено не было, и измены тоже не постигли, но я чувствовала, что он поёт про меня, прощается и поднимает бокал… После того творческого вечера Вертинский ушёл из жизни, он умер от острой сердечной недостаточности в гостинице «Астория» на 69-м году жизни.
Спустя какое-то время после этого печального события я отправилась на Международный кинофестиваль в Москву. Он проходил в гостинице «Россия». В промежутке между просмотром фильмов я вышла на свежий воздух, присела на скамейку у памятника Пушкину. И вдруг – ко мне подходит женщина необыкновенной красоты и говорит: «Можно присесть с вами рядом». «Ну, конечно», – отвечаю я.
Мы разговорились о фильме «Большая игра» с Ивом Монтаном в главной роли. И в какой-то момент она начинает рассказывать о своём детстве за границей. «Так откуда же у вас такой прекрасный русский язык?» – спрашиваю. И она отвечает: «Мой русский прекрасен потому, что моим мужем был Александр Николаевич Вертинский». Это было потрясение, разве бывают такие совпадения? И я рассказала ей, что была на последнем концерте её мужа Александра Вертинского.
– Ааа, так вы из Ленинграда? – сказала она.
– Да.
– Вы замужем?
– Нет.
– Не задерживайтесь, одиночество старит.
– Но ведь и вы сейчас не замужем.
– После Александра Николаевича Вертинского, с которым я прожила 15 счастливых лет, все остальные – водопроводчики.
Эта встреча сопровождала меня всю жизнь, и помнится сейчас.

Мариуполь

– Это было моё первое знакомство с сельской местностью. Я стала писать о покосах, трактористах, передовых бригадах коммунистического труда, урожаях. Помню первую строчку своего первого материала: «Подсолнухи, ласково кивающие на ветру, окаймляли большое скошенное поле». Редактор, очень суровый человек, после прочтения материала, сказал на «летучке» другим авторам: «Вот так надо писать!» Кто-то пробурчал: «Подумаешь, первый текст написала. Посмотрим, что будет дальше». «Я, конечно, не Чехов, но я по четырём первым словам определяю, кто может писать, а кто нет», – парировал редактор.

Украденный чемодан

В целом это была счастливая практика студентки Ленинградского университета Тамары Скобликовой. Омрачил её лишь один случай.
Девушка хоть и не попала на практику в феодосийскую газету «Победа», но продолжала мечтать о Крыме. Всю практику она берегла заработанные деньги, чтобы поехать из Мариуполя перед возвращением в Ленинград на полуостров. Молодость – это, ведь, не только работа, а вечера в компании молодых людей. Внук женщины, к которой её определили на постой во время практики, и Тамара проводили время в одной компании. Однажды Тамара познакомилась с девушкой, которая сняла комнату у той же хозяйки, у которой жила и журналистка из Ленинграда. Красивая, яркая, эрудированная, Татьяна, с её слов, была из Москвы, в Мариуполь она приехала отдыхать. Девушки подружились. Молодые люди весело проводили вечера вместе.
Пришло время уезжать. Тамара собрала чемодан, положила в него деньги и документы и ушла перед отъездом попрощаться с ребятами. А когда вернулась домой – не обнаружила ни денег, ни документов, ни чемодана с вещами. Таня оказалось мошенницей, она сбежала, украв чемодан доверчивой ленинградки.
Тамара горько плакала в кабинете у редактора мариупольской газеты и просила отправить её домой, в Ленинград. А тот отчитывал девушку и кричал: «Больше ни одной ленинградки на практику не возьму!»

Смольный и Анатолий Собчак

История Смольного идёт с 1730-х годов. Он долго строился, в июне 1764-го в нём открылся Смольный институт, в 1808-м – институт благородных девиц. В феврале 1917 года учебное заведение было закрыто, в здание переехал Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.
В 1991 году Смольный стал официальной резиденцией мэра, а затем губернатора Санкт-Петербурга, в наши дни в нём работает Правительство и Администрация Санкт-Петербурга. С 26 июня 1991 года по 5 июня 1996 года мэром Санкт-Петербурга стал Анатолий Собчак, а Тамара Скобликова работала главным редактором Пресс-центра мэрии (в целом Тамара Дмитриевна работала в Смольном с тремя руководителями).
– 10 августа исполнилось бы 87 лет Анатолию Собчаку. Моя жизнь сложилась так, что я оказалась в пресс-центре Смольного, мэром тогда был Анатолий Александрович. Время было такое, что мой муж, физик, кандидат технических наук, уже полгода не получал зарплату, у меня рухнули журнал, газета, телевидение, где я работала. Работа в Смольном в те годы стала хорошей практикой для меня, журналиста. Я присутствовала на встречах, когда принимали первых лиц государств, послов, очень важных персон. Переводчики, деловые переговоры, остроумие Собчака, его интеллигентность, эрудированность, начитанность… Многие из встреч помнятся мне очень хорошо.
Я никогда лично с Собчаком не общалась, просто делала своё дело, писала статьи, поздравления. И знаете, мне их не возвращали с правками, а это очень важно для журналиста – писать точно так, как думает политик. Пресс-атташе Анатолия Собчака всегда после утверждения очередной статьи звонила мне и говорила: «Тамара Дмитриевна, я вас поздравляю, Анатолий Александрович ничего не исправил». Лишь в одну из статей он вписал фразу, которая мне так понравилась, что я запомнила её на всю жизнь: «50 лет – это молодость зрелого возраста».

Цитаты из писем юных читателей в детскую газету «Ленинские искры», в которой работала автором Тамара Скобликова. «Ленинские искры» – первая и старейшая газета для детей и подростков. Основана в 1924 году. Среди авторов в разные годы: Аркадий Гайдар, Максим Горький, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Самуил Маршак и многие другие известные литераторы:

«Дорогая редакция, как вы думаете почему соловьи постоянно поют? Им что, всё время весело?» Нет! Им не весело, просто они очень добрые птицы и хотят, чтобы НАМ было весело!»

«Дорогая редакция, а почему взрослые такие странные люди? Они косят траву зелёную, которая еще не выросла. Почему они не дают ей состариться самой?»

«Вы спрашивали в газете, кто имеет право на ложь? На ложь не имеет права никто. Только Иван Сусанин».

Правнучка Фёдора Достоевского

О людях говорят их поступки. Тамара Скобликова училась в Преображенской школе. В начале учебного года во втором классе в школу пришла девочка. Она подошла к парте Тамары и спросила:
– А тут свободно?
– Да, – ответила Тамара. – А ты новенькая? Как тебя зовут?
– Таня.
– А как твоя фамилия?
– Достоевская.
Таня была правнучкой известного русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.
Класс был очень дружным, и даже несмотря уже на солидный возраст, до начала пандемии на Вечера встречи собирались регулярно. Однажды Татьяна сообщила подруге, с которой сидела в школьные годы за одной партой:
– А я уже не Достоевская, вышла замуж и сменила фамилию.
– Почему ты это сделала?! – воскликнула Тамара.
– А ты бы пожила с этой фамилией: где бы я ни оказалась, во мне все искали гения. Это очень тяжело!
Шли годы. У всех судьбы сложились по-разному. Жизнь Татьяны сложилась не совсем благополучно: она потеряла квартиру в историческом центре Санкт-Петербурга и перебивалась на пенсию в одном из окраинных микрорайонов города. Тамара не выдержала бедственное положение школьной подруги и решилась написать губернатору Владимиру Яковлеву. Письмо было о том, что правнучка великого русского писателя Фёдора Достоевского живёт с сыном на ничтожную пенсию, на окраине города, и очень нуждается. Владимир Анатольевич отреагировал мгновенно, уже через два дня он был у Татьяны. В микрорайоне, узнав о приезде губернатора в одну из квартир, вымели все улицы. Из своего фонда правнучке Достоевского губернатор повысил пенсию. На телевидении вышел сюжет по местам Достоевского под названием «Я ношу знаменитое имя», автором сюжета была Тамара. Через какое-то время видео стало популярным в разных странах, Татьяну пригласили в Германию для участия в проекте по потомкам знаменитостей. Федор Достоевский и Татьяна, его правнучка, набрали в проекте наибольшее количество голосов, и ей подарили машину, на которой она вернулась в Россию. Так школьная подруга, журналист, сыграла позитивную роль в жизни своей одноклассницы.

Физик-литератор

На мероприятии в Феодосийском Русском культурном центре поэт Владимир Кудрявцев прочитал свои стихи, написанные им тёплыми южными ночами в Феодосии. Очень трогательные, наполненные нежностью, чувствами к любимой жене, отдыху и жизни здесь, в Богом Данной.
«Окружающий мир нами воспринимается в триединстве явного, воображаемого и реального его видов. Явное даётся в ощущениях от шести органов чувств. Но мы наделены и виртуальными возможностями восприятия действительности. Они преобразуют фрагментарное явное (от органов чувств) в целостное ощущение мира, и поэтому и более глубинное, так как воображение (интуиция) вписывает полученный образ мира в его объективную реальность. Зачастую такие вписывания бывают весьма своеобразными, если не забавными. Это нашло отражение в стихах», – вот так говорит о своём поэтическом творчестве кандидат технических наук, литератор Владимир Кудрявцев. Хочу отметить, что стихи его понятны и прекрасны, нежели научное обоснование. Как говорится, в физике поэт может жить, а вот в гуманитарии физик навряд ли.

«Беспечный ветер в вечной книге жизни»

На протяжении всей встречи звучали романсы, в том числе собственного сочинения, в исполнении Игоря Ковалевского, этот лирический жанр очень подходит Игорю. Благодаря тонкому вкусу, текстами для романсов Ковалевского становятся стихи Александра Вертинского, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Сергея Есенина… Голос льётся, пальцы перебирают струны гитары, зал замирает:
Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
И когда весенней вестницей
Вы пойдете в синий край,
Сам Господь по белой лестнице
Поведет Вас в светлый рай.
Тихо шепчет дьякон седенький,
За поклоном бьет поклон
И метет бородкой реденькой
Вековую пыль с икон.
Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль…

– Скажите, пожалуйста, а в чём смысл жизни? – спросили однажды Тамару Скобликову.
– Смысл жизни есть сама жизнь, ответила Тамара Дмитриевна.

А потом были цветы от феодосиек Тамаре, Владимиру и Игорю, подаренные книги с автографами петербуржских авторов. Руководитель Русского культурного центра Татьяна Голуб поблагодарила спикеров, что они были с нами эти чудесные часы в летний жаркий день, выразив радость, что судьба города переплетается с судьбами интереснейших личностей со всех уголков страны.
Тамара Скобликова почти полушёпотом робко выразила свою надежду на то, что через год сможет презентовать феодосийцам свою книгу «Беспечный ветер», которая будет издана к началу 2025 года. У Омара Хайяма есть такие строчки: «… беспечный ветер в вечной книге жизни…». Этот беспечный ветер несёт нас, и мы никогда не узнаем, что будет через год.

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора