Ломать – не строить!

Многие пожилые феодосийцы сетуют на нехватку уличных скамеек. Это трудно понять молодёжи: ведь на набережной, у Вечного огня, в Комсомольском парке и в других зонах отдыха скамеек хватает.

Не все в юности представляют себе, каково это, когда по пути из аптеки в продуктовый магазин уже хочется присесть, отдохнуть. Кто-то скажет: так пусть вызывают соцработника на дом. Так-то так, но ведь и солнышка, и общения, и дыхания улицы хочется тоже.
Нет скамеек возле многих магазинов, возле входа в здание Администрации, возле отделения полиции (это чтобы меньше обращались, да?), на большинстве улиц. Нет скамеек на ул. Генерала Горбачёва, что ведёт с набережной в город – а она крутая, не всякая бабушка или дедушка легко осилит. Даже во многих дворах многоквартирных домов, у подъездов скамеек нет. Почему?
Сейчас, может быть, вы удивитесь, но, к примеру, против скамеек у подъездов часто выступают сами жильцы. Да что там у подъездов! Адмиральский бульвар, расположенный почти в центре города, много лет стоял без скамеек. Наконец, скамейки начали устанавливать, и что же? Из ближайшего частного дома выскочила хозяйка, и давай костерить рабочих на чём свет стоит. «Не ставьте напротив моего дома! Мне она тут не нужна! Я её сама уберу, – верещала женщина, – мне не нужно, чтобы вот тут, под моими окнами, кто-то сидел!»
При том дом ревнивой хозяйки находился через дорогу. Если вы подумали, что скамейку ставили прямо под её окнами, то зря подумали. До окон там далеко.
А сейчас – второй удивительный факт. Чтобы объяснить поведение этой женщины, нужно обратиться не к психологии человека, а к этологии – науке о поведении животных.
Мы привыкли думать, что животные руководствуются в жизни инстинктами, а человек – разумом. Но в реальной жизни всё сложнее. Если бы животные вообще, совершенно никогда и никак, не умели думать, то они никогда ничему не могли бы научиться. Мы же видим множество примеров обратного. Более того, высокая доля инстинктивного поведения в жизни животных объясняется не их примитивностью, а суровыми условиями выживания. Инстинкт позволяет реагировать на ситуацию мгновенно. В поговорке «Индюк думал-думал, да в суп попал» есть горькая правда жизни. В мире, где тебя могут съесть, думать – очень большая роскошь.
Что же человек? Как у животных есть разум, так и у нас с вами есть инстинкты. Все мы вышли из животного мира и являемся его продолжением. Особенно ярко инстинктивное (атавистическое) поведение проявляется у детей и подростков. Прыщавый юнец, который нацарапал на стене всем известное слово, и кобелёк, поднявший лапку на угол той же стены, сделали одно и то же. Это – сексуально окрашенное поведение метки. Созревший организм сообщает противоположному полу, что он весел, здоров и готов. Если б юноша дал себе труд хоть чуть-чуть задуматься, он бы понял, что своей выходкой вызовет у девочек лишь насмешки. Но вот незадача: инстинктивное поведение тем и отличается, что заставляет нас действовать не думая! Человек, который оказался во власти инстинкта, просто не замечает этого.
Так вот, один из сильнейших в мире инстинктов – территориальный.
Посмотрите, с какой яростью собачонка лает на любого постороннего, зашедшего во двор! Причём её этому никто не учил. Если дети зайдут в чужой двор поиграть, их там могут поколотить сверстники. Те аргументы, что дом многоквартирный, что территория двора – общая, и что по закону на неё имеет право зайти любой, хоть сосед, хоть иногородний, на ребят не действуют. Двор наш – и точка. Конечно, под давлением аргументов и авторитета взрослых дети нехотя согласятся, но недовольство и глухое раздражение в адрес всякого, кто зашёл с улицы, останутся всё равно.
Этим-то скамейки и провинились перед жителями. На них могут присесть чужие! У вас даже не будет права этих самых чужих прогнать. Рассуждения о том, что якобы на скамейку сразу прибегут бомжи, наркоманы и хулиганы, не выдерживают никакой критики. В нашем городе просто нет такого количества бомжей и наркоманов. Это отговорка, придуманная жителями для самооправдания.
Вот и на Адмиральском бульваре после установки на нём скамеек никакие бомжи и уголовники собираться не начали, зато были рады родители, встречающие детей с уроков (рядом школа №1), сами дети, и, конечно же, пожилые люди. Бульвар без скамеек – это же вообще, простите, абсурд. Где тогда прикажете бульварные романы читать?
Кстати, и на вопрос о том, почему хозяйка дома на Адмиральском подняла крик так далеко от своих окон, тоже даёт ответ наука этология. Чем сильнее и увереннее в себе животное, тем шире территория, которую оно захватывает и защищает. Та же собачонка во дворе, если не получит от людей отпора, быстро начинает «защищать» сначала тротуар вдоль своего забора, атакуя на нём всех прохожих, потом противоположную сторону улицы, и так до тех пор, пока её кто-нибудь не накажет. Формальные границы территории, обозначенные на кадастровой карте, как несложно догадаться, ничего при этом не значат. Причём если собака просто не имеет о них представления, то человек, зная о них, но оказавшись под властью инстинкта, в глубине души с ними также не считается. Наша скандалистка с Адмиральского очень благополучна в жизни: высокая пенсия, хорошо устроенные взрослые дети, собственный дом – и поэтому она чувствует себя чрезвычайно уверенно. Отсюда и (неосознанные, конечно) территориальные претензии почти на всю округу.
Самый же чудовищный случай проявления территориального инстинкта у человека произошёл в СССР в 70-х годах, когда хозяин застрелил из ружья женщину только за то, что она сорвала ягоды с ветки, свисавшей на улицу через его забор. В результате своего поступка человек лишился не только сада, но и жизни – его приговорили к высшей мере наказания, а моратория на смертную казнь тогда ещё не ввели. Предугадать такие последствия было бы легко, но увы – инстинкт оказался сильнее и полностью отключил разум.
Остаётся только сказать нашим ненавистникам скамеек: стоит ли так явно руководствоваться в жизни инстинктами? Город без скамеек на улицах начинает выглядеть негостеприимно, а ведь от гостеприимства зависит экономика Крыма. Искоренить инстинкты полностью в себе невозможно, да, наверное, и не нужно, но мы можем, а значит, и должны, их в себе обуздать. Если даже в ваш двор зайдёт посидеть по пути с пляжа семья отдыхающих, у которых ребёнок устал от солнца и впечатлений, в этом нет ровным счётом ничего плохого.
Давайте строить быт по человеческим правилам. Как сказал когда-то один умный автор: что дозволено быку – не пристало Юпитеру.

Анна ШМЕЛЁВА