Айвазовский  и  ФеодосияФонтан Айвазовского в Феодосии. Почтовая открытка начала ХХ века

От редакции «Победы».
Ровно год назад, в июле 2020-го, в Брянске вышла из печати монография «Вклад предпринимателей и благотворителей в социокультурное развитие Крыма (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.). Автор этого представительного научно-популярного издания – Ирина Алексеевна Кеня, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Брянского филиала РАНХиГС, председатель правления Брянского регионального общественного благотворительного Фонда имени братьев Могилевцевых. Она автор 20 книг и 19 статей по истории российской благотворительности и её персоналиям.
Названное нами новое издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Имея тираж 500 экземпляров, это издание, как отмечено, не подлежит продаже, поэтому книга ненаходима. В ней 192 страницы, на вкладках – две тетради цветных иллюстраций. Исследование базируется на большом корпусе архивных документов, библиографический аппарат книги включает 203 печатных источника, что более чем красноречиво.
Излишне говорить, что в подобном объёме и охвате вклад предпринимателей в развитие Крыма в указанный период времени прежде не исследовался, и это делает книгу особенно интересной именно в крымоведческом аспекте. Поэтому к рецензированию этой монографии мы ещё вернёмся.
Сегодня мы публикуем главу из книги И.А.Кеня. Всего персональных подглав в ней шесть. Занимая четыре страницы текста (160-163), одна из них так и называется – «Айвазовский и Феодосия», представляя несомненный интерес для наших читателей. Публикуемый авторский текст, конечно же, печатается без сокращений и изменений.

Представитель дворянского сословия И.К.Айвазовский был крупным земледельцем, которому принадлежали обширные земельные наделы и многие имения в Восточном Крыму.

Айвазовский  и  Феодосия
Обложка новой книги И.А.Кеня

Известный художник маринист И.К.Айвазовский строит на свои деньги в 1871 году и дарит Феодосии здание для Феодосийского музея древностей, а позже – и картинную галерею. «Мое искреннее желание, – писал художник, – чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею родному городу…» В здании картинной галереи он оборудовал сцену, мечтая о постановках, подобных тем, какие видел в юности в Петербурге. Задником сцены служила огромная картина «Неаполитанский залив», написанная Айвазовским.
В истории русского искусства художник И.К.Айвазовский проявил себя как крупный благотворитель, выдающийся общественный деятель, жертвовавший свои сбережения на благо родного города. Своим примером бескорыстного служения городу он доказывал, что экономическое процветание Феодосии целиком зависит от горожан.
Мало того, что он сам любил город, но и обладал удивительной способностью вливать это же чувство в сердца приезжих, как случайных посетителей Феодосии, так и разных важных служебных персон и общественных деятелей, от влияния которых немало зависело благосостояние города. Айвазовский водил гостей и по набережной, и по всем закоулкам, строил проекты будущих улучшений города: устройство порта, проведе-ние железной дороги, проложение из дальних источников водопровода, облесение гор. Люди, чуждые Феодосии, постепенно, незаметно погружались все больше и больше в интересы города, становились верными союзниками Айвазовского в его хлопотах. Именно благодаря стараниям Айвазовского, его поездке в Морское министерство в Феодосии в 1891-1895 гг. строится порт. С появлением порта город стал стремительно развиваться. Немало хлопотал известный художник о строительстве железной дороги от станции Джанкой до Феодосии, которая связала бы Феодосию с Центральной Россией.
Имение Айвазовского приносило доход 1300 рублей в год, вина, изготавливаемые в имении, продавались в магазинах Феодосии. Зная о тяжелом положении жителей окраин, страдавших от нехватки воды, в 1887 году Иван Константинович построил водовод из Субаша в Феодосию протяженностью 28 километров. Перед этим в имении Барон-Эли он построил цех по изготовлению керамических труб для будущего водопровода. Широко известно письмо художника в городское самоуправление: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тысяч вёдер воды в сутки из принадлежащего мне субашского источника».
В 1888 году на Ново-Базарной площади появился фонтан, построенный по проекту и на средства художника и получивший имя Айвазовского. Еще до открытия фонтана Городская Дума постановила назвать его именем императора Александра III. Через министра внутренних дел обратились к императору, чтобы тот дал согласие. Однако «Его Величество повелел назвать фонтан моим именем, – писал Иван Константинович. – Фонтан в восточном стиле, так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности в пропорциях».
Название фонтана было закреплено Высочайшим Указом от 25 августа 1888 года. 18 сентября установили мраморную памятную доску: «Фонтан И.К.Айвазовского. 18.IX.1888». В 1896 году напротив фонтана был установлен памятник Александру III, сооруженный по инициативе Айвазовского и на пожертвования, им собранные. Картинная галерея была подарена Феодосии Айвазовским. Плату за посещение своей картинной галереи художник завещал отдавать феодосийским беднякам.
Благотворительная деятельность Айвазовского велась по разным направлениям, но начиналась она с благотворительной помощи раненным воинам. Во время Крымской войны 1853-1856 годов художник пожертвовал Феодосийскому военному госпиталю 150 рублей для покупки холста на тюфяки. А из своего поместья он разрешил взять солому для их набивки «сколько таковой потребуется». Факт благотворительности Айвазовского не остался незамеченным. В феврале 1855 года «…за похвальный опыт сочувствия к раненым воинам» художнику была объявлена благодарность от государя императора.

Айвазовский  и  Феодосия
И.К.Айвазовский. Автопортрет в мундире. 1874


Айвазовский основал в Феодосии новую армянскую школу и типографию, построив новую и отремонтировав старую армянские церкви, он в то же время основал общегородское художественное училище, воздвиг часовню в память героя Кавказа генерала Котляревского. Помогая армянским студентам, или турецким армянам, или изданию ценных трудов по армянской истории, он в то же время оказывал помощь борьбе греческого народа, нуждающимся жителям Одессы, Минска, Флоренции, Штутгарта, Франкфурта, студентам Петербургской академии, Красному Кресту, инвалидам битвы за Севастополь и семьям павших русских солдат.
Доброе отношение Айвазовского к бедным людям отражалось в том, что он всегда весь сбор с выставок передавал на благотворительные цели. Организатор выставок И.К.Айвазовского А.Е.Мазиров вспоминал: «Его многочисленные выставки, которых он устроил на своём веку более пятидесяти, дали около 70000 рублей сбора, которому он всегда давал благотворительное назначение». Касса помощи нуждающимся художникам-академистам только от двух выставок картин Айвазовского получила 3000 рублей. А таких выставок в академии было много. Айвазовским также была организована выставка в Одессе в помощь армянам, которые спаслись от резни. Вырученные с выставки 2000 рублей он разделил пополам и послал армянам и грекам. Еще через несколько дней для помощи своим соотечественникам-армянам он послал 3000 франков в адрес русского консула в Константинополе.
Под непосредственным руководством Ивана Константиновича велись археологические раскопки в Феодосии, он стремился не только обнаружить материальные доказательства древности родного города, но и его принадлежность к важным культурным центрам античного мира. Иван Константинович в 1853 году получил разрешение на свои средства начать в городе Феодосии раскопки. Исследованы были 90 курганов, сделаны уникальные находки, к примеру, в кургане на мысе Ильи найдены золотые украшения IV века до нашей эры, которые хранятся в Эрмитаже. 50 тысяч рублей художник пожертвовал армянской церкви Сурб-Саркис и школе, находящейся при ней в Феодосии.
Археологические раскопки античной Феодосии, установка величественного памятника императору Александру III, устройство в городе публичной библиотеки, гимназии, художественной школы для одарённых детей, возведение здания Музея древностей на горе Митридат и фонтана А.И.Казначеева на Базарной площади, строительство концертного зала, заботы о городских храмах, для которых были написаны картины на библейские темы, – всё это добрые дела феодосийца Ивана Константиновича Айвазовского.
За все его заслуги и благие намерения в 1881 году И.К.Айвазовский был избран первым Почётным гражданином Феодосии. В истории города не забыты его участие во множестве благотворительных организаций, попечительских советах учебных заведений и, конечно, открытие в 1880 году картинной галереи – первого провинциального художественного музея в России. Художник своими делами заслужил уважение и любовь сограждан. И.К.Айвазовский был в лучшем смысле этих слов «отцом города», был крестным чуть не половине новорождённых Феодосии, щедро одаривал их.
Благодарные феодосийцы в ознаменование щедрого дара установили на городском бульваре в 1890 году фонтан-памятник «Доброму гению». Здесь была серебряная кружка с выгравированной надписью: «За здоровье Айвазовского и его семьи».

Айвазовский  и  Феодосия