Вера Арзамасцева: «Мы шли на фронт и знали, что защищаем Родину»Пусть всегда в вашем доме и в вашем сердце царят мир и спокойствие, пусть рядом с вами будут близкие люди

23 сентября ветерану Великой Отечественной войны, участнице Сталинградской и Курской битв Вере Николаевне Арзамасцевой исполнилось 98 лет.

Эта маленькая, хрупкая женщина с невероятной силой духа прошла войну, выдержала все нечеловеческие испытания. Воевала в мотострелковой бригаде, участвовала в Тацинском рейде, в сражениях в Восточной Пруссии, в боях под Курском, в Смоленске, освобождала Украину, Белоруссию, Прибалтику. Была радисткой в батальоне. Несколько раз была ранена и контужена, но осталась жива.
В этот день на пороге своей квартиры она с улыбкой встречала многочисленных гостей. Поздравить именинницу со значимой датой приехали Глава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым – Председатель Феодосийского городского совета Анжела Сердюкова, а также члены Совета ветеранов. Много теплых слов было сказано в адрес Веры Николаевны.
– Дорогая Вера Николаевна! Огромное спасибо и низкий поклон за ваш неоценимый вклад в дело приближения Великой Победы. Ваш подвиг останется в веках и всегда будет служить мерилом патриотизма, нравственности, преданности и верности долгу. Ваш богатый жизненный опыт, профессиональная и общественная деятельность снискали заслуженное уважение феодосийцев. От всей души желаю доброго здоровья, душевного комфорта, благополучия, заботы и внимания близких людей. Будьте как можно дольше здоровы и бодры! – от имени жителей города воинской славы Феодосия, депутатов Феодосийского городского совета и себя лично поздравила Анжела Сердюкова, вручив имениннице букет алых роз, поздравительный адрес и памятный подарок.
– Ветераны вас никогда не забывают. Вы прошли суровую школу войны. Сталинград, Курск, это битвы, которые коренным образом изменили весь ход войны. Мы вас ценим, уважаем и любим. Желаем вам крепкого здоровья, благополучия, любви родных людей. Спасибо, что вы есть. Вы для нас пример служения нашему Отечеству и патриотического воспитания подрастающего поколения, – поздравил Веру Арзамасцеву председатель Феодосийского городского Совета ветеранов Валерий Ракитянский.
Вера Николаевна Арзамасцева (девичья фамилия Филимонова) родилась 23 сентября 1923 года на Урале, в Магнитогорске, в многодетной семье. Отец работал по металлу, мать – домохозяйка. В семье воспитывались 9 сестёр и брат. Окончила школу в Магнитогорске и поступила на химическое отделение Магнитогорского индустриального техникума. В 1941-м году, когда началась война, Вера Филимонова окончила 1-й курс.


Страшная весть на выпускном

Вера Арзамасцева: «Мы шли на фронт и знали, что защищаем Родину»
За плечами этой хрупкой
девушки-радистки огненные дороги всей Великой Отечественной…


– Мальчишки все ушли в армию. Они добровольно пошли в училища, в школы на военные службы, а оттуда – на фронт. И нам пришлось, девушкам, переходить на мартеновское отделение, на доменное отделение, потому что – хоть закрывай техникум, – вспоминает Вера Николаевна. – О войне я узнала – у нас был выпуск в техникуме. Я окончила I-й курс – но одновременно ещё был выпуск, и, так как я художественной самодеятельностью занималась, мы решили для всех сделать концерт. И нас тоже оставили на вечер вместе с выпускниками. И вот уже начало светать, мы вышли все встречать, как говорится, рассвет. А на столбах были такие репродукторы. И вдруг наш Левитан объявляет, что началась война. Вот так и я, и мы все узнали. Ребята побежали в военкомат, а мы остались. А что такое война? Нас учили, что не такая уж будет и война… Ожидали, что немцев быстрей разобьют. Мы думали, что наша конница подавит – и всё будет хорошо. Не ожидали такое. Тем более, нам говорили по истории, что с Германией договор о ненападении подписан. Я даже помню, как учитель это рассказывал, – вспоминает Вера Арзамасцева.
Весной 1942-го года Вера Филимонова прочитала объявление в газете о наборе девушек в военные школы и училища. И она пошла в военкомат. Была направлена в Куйбышев, в радиотехническую школу связи. Там готовили и радистов, и телефонистов, и механиков. Получив специальность «радист», вместе с десятью уральцами и сибиряками была направлена на Сталинградский фронт в 24-й танковый корпус.
– Мы изучали только вот такое «СНБ», радиостанцию. На ней и работали в школе, больше ни на какой. А когда я пришла на фронт уже – где-то через пять месяцев началась Сталинградская битва, и нас – десять человек именно уральцев и сибиряков – отправили в танковый сибирский…, –рассказывает ветеран.
Здесь она была определена в мотострелковую бригаду. В задачу радиста входило поддержание связи штаба бригады со штабом корпуса. Рацию девушка вешала на шею, а она семь килограммов весом! В батальоне было три девушки-радистки.
— Я держала связь с остальным корпусом. Я была маленькая, но сильная. На фронте, несмотря на юный возраст, трудностей в работе не испытывала, дежурила ночью с опытным напарником, который научил меня связи на дальние расстояния, – делится ветеран.
Под Сталинградом принимала участие в боевых действиях корпуса против армии Паулюса, в ходе которых было уничтожено большое количество самолётов, танков, солдат и боеприпасов противника. После переформирования в Челябинске и Магнитогорске воевала в составе 2-го Гвардейского танкового Тацинского корпуса, получившего своё название за героический рейд в тыл врага на станцию Тацинская.

Вера Арзамасцева: «Мы шли на фронт и знали, что защищаем Родину»
Им в лицо дует холодный ветер войны.
Памятник пионерам-героям Грише Волкову и Феде Игнатенко

Маленькие герои с большим сердцем


В сквере посёлка Тацинский Ростовской области стоит скромный памятник. Два мальчика пристально смотрящих вперед… Им в лицо дует ветер, рвет одежду с плеч, откидывает назад волосы. Злой ветер. Холодный ветер войны. В 1976 году был торжественно открыт памятник пионерам -героям Грише Волкову и Феде Игнатенко…
В декабре 1942 года на среднем Дону состоялась наступательная операция «Малый Сатурн». Советские войска, прорвав оборону фашистов, устремились в тыл немецко- фашистских войск, сметая на пути все преграды. Одной из целей этой операции был немецкий аэродром в поселке Тацинском. Танкисты танкового корпуса под командованием генерала Баданова, пройдя по глубоким тылам противника через снега, в жестокий мороз, умело применяя обходы и охваты, за пять суток преодолели с боями около 240 км. 24 декабря 1942 года уничтожили на этом аэродроме и железнодорожной станции Тацинская свыше 300 вражеских самолетов, разрушив «воздушный мост», созданный гитлеровской Германией, для оказания помощи окруженной под Сталинградом 330-ти тысячной армии генерала Паулюса.
– Там оборону прорвали – и мы должны были пройти вглубь триста километров, в тыл врага, по дорогам таким снежным… Избегать мест, где немецкие войска – и дойти до Тацинки. Конечно, с боями мы шли. И в Тацинке должны были уничтожить всё, что снабжало Паулюса. Уничтожили 350 самолетов, 3 500 людей, в том числе лётчики были. Очень много боеприпасов, много было продовольствия. Продовольствие – мы отдали населению, часть взяли себе, – вспоминает Вера Николаевна.
– Утром начали бой – а к вечеру он закончился. Как раз у немцев был праздник Рождество, они не ожидали, и мы быстро справились с ними. Были очень довольны, и вдруг – то подкрепление, которое шло к Паулюсу, повернуло на нас! Сто танков, армия почти! И нас окружили. Мы сражались, как могли. Брали эти бутылки с ромом, выливали, наливали туда бензин – и бросали в их танки. Нечаев – один из наших танкистов – он, во-первых, пятьдесят самолётов уничтожил. Они были в разобранном виде на железнодорожных платформах. Дальше ему пришлось с пятью танками воевать против пятнадцати фашистских. И вот подбили они семь танков, и четыре танка наших подбили, и остался один командир – Нечаев. И он бросился в бой, один. Его танк зажгли – а он ещё подорвал три танка. Вот представляете, какие были бои?! – взволнованно вспоминает ветеран.
Четыре дня шёл бой за поселок. Израсходовав все боеприпасы, не имея возможности удержать поселок по приказу командования наши бойцы отошли в сторону Морозовской, покинув Тацинскую. Более безопасный путь, неохраняемую дорогу к аэродрому, бойцам показали пионеры Гриша Волков и Федя Игнатенко.
– Нам помогли два мальчика, они показали дорогу. Конечно, всё равно с боями выходили мы – но на дороге, которую они нам показали – мало было немцев. Им было десять и двенадцать лет. Потом они хотели с нами уйти, но как-то не получилось, остались и их немцы расстреляли. Сейчас им памятник поставили, – говорит Вера Николаевна.
Через несколько дней после того, как мальчишки помогли советским бойцам выйти к своим, Федя Игнатенко погиб от пули снайпера, а Гриша Волков был схвачен фашистами и 29 декабря 1942 года расстрелян вместе с тяжелоранеными танкистами. Юные герои награждены медалями «За отвагу». Посмертно.

«Давай пятого!»


Во время Курской битвы в боях под Прохоровкой радистка Вера Филимонова держала связь со всеми подразделениями, передвигаясь по траншеям. Вера Николаевна передавала секретные сведения о расположениях войск, об атаках и отступлениях. Ожесточённый бой 12 июля в памяти девушки остался длиной в несколько суток, хотя длился 14 часов: тогда она работала без перерыва, передавала и принимала сигналы.
– А потом начали готовиться к «Курской дуге». Там очень много побило наших, и я уже не держала связь с корпусом, а надела вот эту радиостанцию и пошла в часть, во 2-й батальон. И от командира держала связь со всеми подразделениями, какие еще выходили на связь. По траншее мы бегали без конца. Только в одну перейдёшь, с другой стороны – немцы! И наши – опять бескозырки, и – в бой. Было очень трудно… Во-первых, тьма такая, что никого не видно, ничего не разобрать! Пять шагов и все, тьма… Это было утро такое. Самолеты бомбят, гарь, пыль, земля летит! Никого и ничего не видно было. Только видишь – танки друг с другом прямо лоб в лоб сошлись! Я даже дотронулась, как перебегала из одной траншеи в другую – обожглась! Вот до того были раскалены эти пушки, так били!
Бои такие шесть дней шли, и мы почти ничего не ели. Сухой паёк, а он – не шёл. Вода была грязная, тёплая… а ты бежишь по траншеям, кругом – убитые, раненые… перешагиваешь через них… раненому не можешь помочь, потому что надо дальше идти, связь держать. Бежишь: «Вера, Вера, давай скорее, скорее!» Только: «Давай пятого, давай третьего!» У нас были не части, а цифры, позывные. Там: «Давай пятого!» – и только переключаешь на одну волну, на другую, на третью…

Мужественная и храбрая


За участие в боях под Смоленском Вера Филимонова была награждена медалью «За отвагу». Из наградного листа: «Товарищ Филимонова Вера Николаевна в боях с немецкими захватчиками в районе деревни Борейшево проявила исключительную мужественность и храбрость. Товарищ Филимонова держала непрерывную связь по радио с бригадой. Когда же связь была нарушена, и противник двинулся в контратаку, товарищ Филимонова с автоматом в руках мужественно и храбро отбивала нападение врага. В боях под деревней Старовелье товарищ Филимонова снова проявила храбрость: когда гитлеровцы в ста метрах находились от наблюдательного пункта товарищ Филимонова с автоматом в руках отражала контратаку противника. За проявленное мужество и отвагу награждена медалью «За отвагу».
– У меня был такой случай под Смоленском. Я держала связь в окопе, прибежал наш фельдшер. Окровавленный весь, у него кровь – прямо лилась! Я, когда посмотрела, взяла рубашку мужскую, его опоясала, а кровь всё равно протекает через повязку. И он говорит мне: «Вера, это ранение в живот: ничего не остановишь. Я сейчас умру. Я никогда ни с кем не целовался, поцелуй меня на прощание». Я говорю: «Я тоже ни с кем не целовалась», и поцеловала его. Он у меня на руках умер… Потом ребята вытащили его, а я вся была окровавлена. Думали, что я ранена. Переодели меня, успокоили, но такое глубокое впечатление осталось, на всю жизнь…

Вера Арзамасцева: «Мы шли на фронт и знали, что защищаем Родину»

Детство за станками в тылу


Великая Победа ковалась не только в окопах, но и в тылу врага. Вместе со взрослыми у станков работали и тысячи детей.
– Я когда ездили за танками в Челябинск – попросила, чтобы меня взяли с собой. И была дома, в Магнитогорске, там как раз танкистов брали. И я когда пришла, мне говорили: «Вера, держись. Мы здесь, знаешь – по 24 часа работаем! Держитесь там, передавай всем, что мы вас поддерживаем». И тыл нас очень хорошо поддерживал. Они – такие молодцы! Они были и голодные, и холодные, и смерти были, и детишки за станками стояли… Брат вот – он начальник прокатного цеха был, и его не пустили на фронт, потому что специалисты нужны были. Он говорил: «Вера, ты знаешь – детали всё время ломались, а нужно маленькую деталь. И кто, ты думаешь, выпиливал? Вот эти ребятишки. Подставлю какую-нибудь табуретку – и вот они стоят, пилят, пилят, вытачивают вот эти тонкости. Да ещё хорошо как вытачивают!» Эти маленькие детишки… – говорит ветеран.
Дальше в военной судьбе Веры Филимоновой была Белоруссия: Орша, Витебск, операция «Багратион», ранение, контузия…
– Мы участвовали в окружении вражеских войск, которые были в Белоруссии. Нас отправили опять в тыл врага к партизанам в болота. Пилили лес, чтобы танкам пройти, и нам помогали партизаны. Наша часть зашла первая в Минск! Наш танк стоит там, как памятник. Потом улицы были названы именами наших героев, которые там погибли, – вспоминает ветеран, – Ну а потом была Прибалтика. Освобождали Прибалтику, Польшу, и… потом закончилось освобождение. Мы зашли на немецкую землю, Восточную Пруссию. И в ней тоже были тяжёлые битвы, особенно за Кёнигсберг. Там окружение было такое, что не подступись. И опять первые мы пошли. Нас обстреляли. Потом была 11-я армия – нас включили в ее состав, и уже бои шли под её руководством.

Вера Арзамасцева: «Мы шли на фронт и знали, что защищаем Родину»


Победа!


Победу Вера Николаевна встретила в Кёнигсберге.
– Кёнигсберг взяли, другие города тоже. Там и закончилась война, там мы встретили победу. Все свои патроны выстреляли! Нам сказали надо начинать готовить художественную самодеятельность. Нас моментально собрали, была огромная площадь. И мы давали там концерт для всего 2-го танкового корпуса. Конечно, концерт был очень хороший. Присутствовал Баграмян на нём. И после концерта всем дали по сто грамм, все были весёлые, криков было очень много, радости много. Все целовались, все плясали. Это просто невозможно передать. На всю жизнь останется эта память. Такой был восторг, такая была радость! – со слезами на глазах говорит Вера Николаевна.

Вера Арзамасцева: «Мы шли на фронт и знали, что защищаем Родину»


«Родина – это лучшее»


Послевоенная биография Веры Николаевны Арзамасцевой связана с работой в школе. Окончив пединститут, она посвятила свою жизнь воспитанию детей. За плечами Веры Николаевны более сорока лет опыта преподавания физики и математики. Школа стала её вторым домом. В работе с детьми была всегда и во всем верна своим жизненным принципам. Эти принципы – и в её пожелании ныне живущим: «чтобы воспитывали детей, как нас воспитывали когда-то родители. Было трудное время, но мы знали, что Родина – это что-то необыкновенное, это – самое лучшее. Мы шли на фронт и знали, что защищаем свою Родину, своих родных, своих детей…».
Всегда Вера Николаевна Арзамасцева много внимания уделяла общественной работе в ветеранской организации, встречалась с молодёжью, учащимися, рассказывая о героической юности, боевых товарищах, передавая память о событиях Великой Отечественной войны молодому поколению феодосийцев, жителей города воинской славы.
Несмотря на почтенный возраст, эта удивительная женщина по-прежнему полна сил и оптимизма. Через всю свою жизнь Вера Арзамасцева пронесла доброту в сердце и волю до последнего следовать выбранным однажды идеалам. Редакция газеты «Победа» присоединяется к поздравлениям именинницы. Дорогая Вера Николаевна! Крепкого здоровья вам и долгих лет жизни, душевного спокойствия, любви и внимания со стороны ваших близких. А мы, кто не прошел через ужасы войны, обещаем сохранить светлую память о героях войны и тыла и постараемся быть достойными их подвига.