Феодосия:  история  и  старинаВид на Феодосию с горы Митридат. Слева – здание мужской классической гимназии. Вдали – гора Лысая. В центре фото хорошо видны колокольня и купол храма Св. Николая.1910г.

Из архива газеты «Победа» №142 от 16 декабря 2010г.

Под золотым орлом Российской Империи

Некоторые особняки были выстроены в модном тогда стиле модерн. Вместе с трех- пятиэтажными зданиями Итальянской, Генуэзской улиц, зеленью набережной, бульваров дачи и особняки создавали цельный и запоминающийся «морской фасад» города. В новой части Феодосии его дополняли два высоких сооружения: церковь иконы Божьей Матери «Казанская» (ул.К.Маркса, 52) архитектора Кейля и водонапорная башня Белый бассейн.
Основная масса исторической застройки Феодосии приходится ко второй половине ХIХ – началу ХХ века. Характерным для жилых зданий этого периода являлось строгое следование «красной линии» без отступов или выступов. Благодаря этому сформировался сплошной фронт застройки и геометрия улиц четко прослеживалась. Индивидуальные вкусы владельцев лишали улицу монотонного вида, поскольку каждая из усадеб являла своеобразный маленький ансамбль, состоящий из самого дома, каменной ограды и ворот. Идея замкнутой усадьбы, своеобразной «крепости», восходящая еще к средневековой восточной традиции, весьма своеобразно трактовалась в местных условиях на протяжении всего ХIХ века. Примером подобной усадьбы является дом по ул.Красноармейской,5. Построенное в форме каре, двухэтажное здание образует глубокий двор, отделенный от улицы высокой стеной с ажурными коваными воротами. Иногда в стене, кроме ворот, включалась калитка. Что касается ворот, то встречаются самые разнообразные по архитектурному решению. И ордерные и безордерные. Проезды ворот завершаются различными перемычками: блочными, прямыми или арочными (полуциркульными или лучковыми). В последней четверти ХIХ века появляется новый архитектурный элемент – парадная дверь, выходящая прямо на улицу. Стены многих жилых домов отличает выразительность и пластичность обработки. Иногда даже очень скромное по размерам здание выглядит удивительно монументальным.

Феодосия:  история  и  старина
Собор Святого Александра Невского. Разрушен в начале 1930-х гг.
Ныне – территория Матросского сада


Интересны некоторые здания 60-70-х годов ХIХ века, сформировавшиеся под влиянием так называемого «аркадного стиля», одного из направлений позднего классицизма, отличающегося строгостью ордерного построения. Мерный шаг плоских пилястр и полуциркульных окон, тщательная профилировка архитектурных деталей (ул.Желябова,7). В городе выработались свои приемы архитектурной обработки каменных деталей, заключающиеся в известной гиперболизации, главным образом, деталей обрамления окон и дверей. Формы этих частей здания удивительно разнообразны. К примеру, оконные сандрики встречаются от треугольных и фигурных до прямых, с кронштейнами, с развитыми замковыми камнями и без таковых (ул.Греческая,20; Армянская,6; Циолковского,21, Караимская,4, 11, и др.)
Присутствие «необарочной» детали в оформлении зданий наблюдается в последней четверти ХIХ века. Это проявилось в разнообразных вариантах наличников с «ушами», сложных раскепованных карнизах (ул.Греческая,8; Караимская,4, 11), сдвоенных профилях. На архитектуру рядовой застройки оказал влияние и стиль «модерн» (ул.Мокроуса,38; Комсомольская,6; Красноармейская,6).
Начиная с 80-х годов ХIХ века в оформлении фасадов зданий широко применяется художественный кованый металл. Это ажурные створки ворот, козырьки над парадными дверьми и входами, перила у входов, балконные и оконные решетки. Подобных деталей сохранилось много, и некоторые из них высокохудожественные (ул.Земская,7; Десантников,18; Галерейная,4, и др.). Примечательна в этом отношении чугунная ограда у здания бывшей мужской гимназии (Адмиральский бульвар,34). Любопытно и само здание. Его симметричный главный фасад, смотрящий в сторону старого города, оформлен большими окнами классов, увеличенными согласно введенным тогда новым санитарным нормам. Рустовка на всю высоту стены, пропорции оконных и дверных проемов, применение ордера и ряд других особенностей указывают на «неоренессансное» направление и характер постройки.
В духе неоренессанса исполнены и малые архитектурные формы – часовня-мавзолей Чарнецких и памятник Илье Непомнящему на старом городском кладбище. Интересна небольшая часовня неподалеку от входа, увенчанная шатром купола из кирпича, окруженного в основании венцом из декоративных кокошников. В архитектуре сооружения использованы мотивы русского зодчества ХVII века.
Интересны и сама ограда кладбища и ворота, время постройки которых датируют пятидесятыми годами ХIХ века. Они представляют еще одно направление в архитектурной панораме города – неоготику.
С использованием мотивов романо-византийского зодчества выстроена Казанская церковь (1909 г.) архитектора Кейля, бывшее подворье Топловского Свято-Параскевиевского женского монастыря (ул.К.Маркса,52). Крестово-купольное в плане с одноярусной колокольней над притвором, здание представляет систему перекрещивающихся под прямым углом подпружных арок. Арки, формируя свободное от опор внутреннее пространство храма, являются одновременно и его основным конструктивным скелетом. Внешний облик храма весьма необычен вытянутостью купола; его параболическими очертаниями, своеобразными «выкружками» в цоколе и т.п. деталями.

Феодосия:  история  и  старина
Так выглядел фасад дома И.К. Айвазовского – «Вилла маэстро» – в 1910г.


Наиболее полно архитектурно-художественные поиски конца ХIХ – начала ХХ веков представлены в застройке прибрежной полосы феодосийской бухты, нынешнем пр.Айвазовского и ул.Горького. В это время в городе работали такие архитекторы, как О.Э.Вегенер, Пискунов, Н.П.Краснов, Чернов и др. Район указанной застройки представляет собой своеобразный «музей» стилей, начиная от эклектики и кончая поздним модерном и конструктивизмом. Это и неоренессансные и неоклассические здания бывших банков Азово-Донского и Петербургского (ул.Горького,14 и пр.Айвазовского,5), поздний модерн гостиницы «Астория» с видовыми галереями на Вокзальной площади. Наиболее интересным зданием в стиле модерн специалисты считают особняк на пр.Айвазовского,25, в котором до недавних пор размещался один из корпусов санатория «Восход». Здесь удачен главный фасад, в архитектуре которого ярко проявилось присущее модерну стремление к вертикализму. Это стремление отражено в объединении ризолитов – выступающих частей фасада – общим мотивом тройного окна, ярусного размещения балконов. Карниз, завершающий здание, выполнен с использованием нового тогда материала – бетона. Модернистскую трактовку фасада дополняют лепной междуэтажный пояс из стилизованных маков и синяя поливная керамика во вставках и на фризе. В резком диссонансе с главным фасадом оказываются пристроенные позднее боковые двухэтажные веранды с колоннами ионического ордера.
На углу пр.Айвазовского и ул.Рево-люционной высится монументальное здание серо-зеленоватого цвета – бывшая вилла «Виктория», а ныне 5-й корпус санатория «Восход». Считается, что сооружена она в 1914 году местным богачом А.А.Крымом по проекту ялтинского архитектора Н.П.Краснова. Однако истинное авторство этого проекта требует выяснения. Здание это безордерного типа, с очень выразительными объемами и фасадами. Асимметрическая компоновка масс, свободное размещение архитектурных деталей на фасадах представляют образец оригинального решения. В оформлении здания использованы мотивы испано-мавританского зодчества, стены декорированы сложными орнаментами. Объединяющим элементом является единый для здания мотив ленточного окна со спаренными плоскими импостами – горизонтальными поясами, на которые опирается обрамление арки, одинаковой с поясом по ширине. Общая гармонизация усиливается стилизованными византийскими капителями и широким керамическим поясом шахматного рисунка, усиливающим горизонтали окон. Следует отметить исключительно высокое качество отделки тесаным камнем и цветной штукатуркой.
Рядом, через дорогу, расположена бывшая вилла «Милос» (архитектор Пискунов), выстроенная в стилизации классической греческой архитектуры. Доминантой фасада выступает терраса, имитирующая кариатидный портик афинского Эрехтейона. Схематичное и несколько грубоватое исполнение фигур, поддерживающих второй этаж, снижает в общем-то высокий уровень архитектурной проработки фасада, тем не менее здание выглядит изящным. Очень интересен внутренний фонтанный дворик а ля Греция с изящными колоннами, в обрамлении которых сооружены большие оконные проемы. Само здание стоит в глубине участка, а на его углу, образованном пересечением улиц, у «красной линии» белеет изящная видовая беседка-ротонда. Учитывая спадающий к морю рельеф, она воздвигнута на высокой платформе, поддерживаемой каменной подпорной стеной. В беседке до революции 1917 года находилась статуя Венеры Милосской, что и дало название самой вилле (ныне статуя воссоздана).