Виртуальная  выставка  «Янтарь  и  яхонт  винограда»Барсамов Н.С. Виноград и красное яблоко. 1975 г. Холст на фанере, масло

К 129-летию со дня рождения Николая Степановича Барсамова Картинной галереей имени И.К.Айвазоского подготовлена виртуальная выставка его картин с поэтическим названием «Янтарь и яхонт винограда».

Почётный гражданин Феодосии, педагог, самобытный художник и бессменный директора галереи Айвазовского (1923-1962) Николай Барсамов как художник работал в разных жанрах. Он писал портреты, пейзажи, исторические произведения, бытовые, но чаще всего обращался к жанру натюрморта. Один из ведущих искусствоведов Крыма Р.Г.Подуфалый считал его «выдающимся, едва ли не крупнейшим мастером крымского натюрморта».
Представленные на выставке произведения созданы в разное время, но их объединяет одна общая тема: на всех работах мы видим фрукты, и в каждой присутствует виноград, именно по этому принципу подбирались работы, отсюда и поэтичное название выставки: «Янтарь и яхонт винограда». Николай Степанович особенно любил писать виноград. Одну или две кисти черного или белого винограда он пишет то на тарелке, то на салфетке, то прямо на столе, каждый раз по-новому обыгрывая сочетание цветов и фактуру ягод. Сколько красочных симфоний посвятил художник винограду! Ему удалось передать налет, покрывающий ягоды, игру света на них, каждая виноградинка в работах Барсамова – это маленькое солнышко.
Однажды, когда художник самозабвенно работал над очередной кистью винограда, его спросили: «Как же вы назовете этот свой натюрморт, ведь столько работ с виноградом уже написано?» Николай Степанович махнул рукой в сторону звучащей музыки, а он любил работать, слушая классическую музыку, и сказал: «Мог же Бах назвать свое произведение «Хорошо темперированный клавир», я назову свою работу «Хорошо написанная кисть винограда».

Виртуальная  выставка  «Янтарь  и  яхонт  винограда»
Барсамов Н.С. Кисть винограда
на голубой тарелке. 1971 г.
Холст на фанере, масло

Николай Барсамов обладал большим композиционным чутьем, поэтому он мог писать один и тот же сюжет десятки раз, почти не повторяясь. И каждый раз находя новые смысловые оттенки в «тихой беседе» предметов, каждый раз, выражая свое восхищение жизнью в тончайших оттенках состояния души: звонкой радости, тихой задумчивости, светлой печали.
Интересны масштабные произведения, изображающие огромные корзины фруктов, – «Натюрморт» (1968), «Виноград в корзине и хрустальной вазе» (1946) и камерные натюрморты: «Персики и виноград с синей драпировкой» (1943) и «Натюрморт с черным виноградом и гранатами» (1971).
Персики, яблоки и виноград уравнены между собой своей повседневностью и собраны в тесной композиции, создающей впечатление единства, цельности и своеобразного достоинства. Плотный мазок образует благородную поверхность красочного слоя.
Среди натюрмортов 1970-х годов некоторые выделяются особой лаконичностью композиции: картина может изображать одну или несколько гроздей винограда на салфетке или на скромной белой тарелке. Небольшой выбор предметов не разочаровывает: Барсамов умел сделать их на редкость привлекательными. В натюрморте «Гроздь черного винограда и бокал с красным вином» (1973) предметы приближенны к зрителю до возможности чуть ли не осязать их, воспринимая и упругость, и аромат ягод.
Разнообразие красок, богатство даров природы в представленных на выставке произведениях передают любовь художника к крымской земле, которую он считал родной.
Познакомиться с экспозицией выставки можно на сайте Картинной галереи им.И.К.Айвазовского по ссылке: feogallery.org