«Золотой»  берег  реки  жизни  Галины  МанаевойГалина Манаева – молодая журналистка

В начале февраля журналист, писательница, литературовед Галина Манаева отметит свой замечательный жизненный юбилей. Накануне этой даты корреспондент «Победы» встретился с Галиной Петровной и попросил её рассказать о своём жизненном и творческом пути, более 50-ти лет из которого она отдала профессии журналиста.

Галина Манаева – член Союза журналистов России, Союза русских писателей Восточного Крыма и Союза писателей Северной Америки, дипломант XII Международного славянского форума искусств «Золотой витязь-2021», автор книг «Жизнь как многообразие опыта», «Феодосия Серебряного века». Награждена общественной медалью РФ «За заслуги в культуре и искусстве», а также многочисленными грамотами и благодарностями.

– Галина Петровна, где прошло ваше детство, часто ли вспоминаете о нём? Как бы вы охарактеризовали первые уроки того времени?
– Сегодня, оказавшись на «золотом» берегу реки жизни, течение которой вынесло на финишную прямую, понимаю, почему выжила, не сломалась, а шла, спотыкаясь, падая, поднимаясь, перенося несчастья, бури страстей, предательства, поражения и триумф, только вперёд.
Я из Тюменской области. Родилась в районном центре Нижняя Тавда, что находится в 80 километрах от Тюмени. Вокруг меня всегда жили хорошие, настоящие люди, заботившиеся обо мне. Это, прежде всего, мои родители, учителя, старшие друзья, неизменно верившие в меня. А пример подавали родители: Королёв Пётр Васильевич и Богданова Евдокия Прокопьевна. Ещё в детстве они вручили мне заветный крылатый посох человеколюбия, который в дальнейшем так помог сохранить оптимизм и силу воли в любой трудной ситуации.
Понятно, что все нравственные принципы человека формируются в семье. Никогда мы, а нас было трое детей в семье, не слышали от них, чтобы они о ком-то плохо отзывались. По первому зову, отказывая себе, приходили на помощь людям. Личным примером, а не нравоучениями, давали уроки жизни через труд. Помню ещё керосиновую лампу, гладильные «каток да валек», стиральную ребристую доску, тяжёлый утюг, заправляемый углями из круглой печки, репродуктор-«тарелку».
По праздникам пахло шанежками. На Пасху нам, детям, вручалось по 10 крашеных яиц, которыми мы «сражались» с ровесниками на Тюменской улице. Мы умели косить траву, грести копны, носить воду на коромысле из колодца, с речки, вязать веники, окучивать и копать картошку. Разумеется, этого ничего не хотелось делать, гораздо интереснее и важнее для детворы игры, купание на речке, походы, участие в тимуровском движении. Катание на велосипедах – это что-то особенное!

– Вы упоминали, что вам повезло находиться под влиянием педагогов, наставников…
– Да, это так. Когда я училась в Нижнетавдинской средней школе, наши учителя передавали нам не только знания, а учили держать нож и вилку, игре на пианино, умению вышивать, танцевать. Последние три года мальчики и девочки учились отдельно, по окончании школы мы стали обладателями квалификационных удостоверений учителей с правом преподавания в начальных классах, а мальчики получили профессию водителей. И ведь многим это пригодилось.
Да, мы учились в глубинке, однако совсем не чувствовали себя обделёнными духовной пищей. Нас активно приучали к содержательному досугу, мы разбирались в искусстве, любовь к которому начиналась с коллекционирования фотографий популярных артистов и репродукций картин великих живописцев. Мы знали всех героев Великой Отечественной войны, песни и стихи военных лет.

«Золотой»  берег  реки  жизни  Галины  Манаевой

– Как у вас появилось желание пойти в журналистику?
– В самый разгар выпускных экзаменов я пошла в редакцию газеты «Светлый путь» Нижнетавдинского района с просьбой принять меня на работу. Редактор Вадим Лукич Усольцев встретил приветливо, долго расспрашивал меня, а в конце беседы спросил: «А почему вы считаете, что можете работать корреспондентом?». Я ответила бесстрашно: «Так у меня же пятёрки по литературе и русскому языку…» Вадим Лукич только улыбнулся, и дал первое задание. Эта заметка появилась в июле 1965 года под весьма символическим и пророческим названием «Через тернии – к звёздам!» Она посвящалась выпускному балу наших трёх классов. Вадим Лукич сразу же принял меня в штат.
Окунувшись бесстрашно во взрослую жизнь, я объездила весь район на машинах, санях, мотоциклах. Управляла комбайном, чтобы ощутить красоту труда хлебороба. Переодевалась в медицинские халаты с целью глубже познать секреты профессии врача. Обувалась в рабочие сапоги для интервью с коллективами молочно-товарных ферм. Классическая школа советской журналистики обязывала районного газетчика быть готовым к выполнению любого редакционного задания.

– Профессия журналиста в то время была популярной и уважаемой. Все зачитывались статьями известных столичных журналистов. Вы решили поступать на факультет журналистики Уральского государственного университета им. А.М.Горького?
– Да. Конкурс тогда был просто невероятным. К тому же надо было иметь 2 года стажа в газете, а у меня он был всего несколько месяцев. Тем не менее я поехала в Свердловск, впервые на поезде, с авоськой книг, чемоданчика не было, и уверенностью в своих силах. Уверенность, конечно, поубавилась, когда я увидела тех, кто приехал поступать: именитые журналисты, имеющие серьёзные публикации в центральных изданиях, репутацию, стаж, связи, наконец. Тем не менее экзамены я сдала хорошо и меня приняли в университет.

– Тогда молодёжь бредила комсомольскими стройками с их «туманами» и «запахом тайги». И вы решили тоже поехать на Север?
– Ничего не было в том удивительного, что я по направлению Тюменского обкома КПСС получила назначение на должность заместителя главного редактора городской газеты «Нефтеюганский рабочий». Мне как молодому специалисту выплатили подъёмные, через полгода дали однокомнатную благоустроенную квартиру.
А в 1978 году мне предложили возглавить только что созданную газету «За юганскую нефть» – орган парткома Юганскнефтегаза с правами райкома КПСС, администрации, профкома и комитета ВЛКСМ. С первых же дней газета стала претендовать на роль не только коллективного пропагандиста и агитатора, но и, если вспомнить ленинский тезис, коллективного организатора.

– А какие они, северяне, того времени? Была ли действительно романтика?
– 1970-е годы на Тюменском Севере вовсе не являлись периодом застоя. Наоборот, энергия, инициатива, трудовая доблесть преображали суровый край. Здесь образовалась новая интеллектуальная элита, серьёзно повлиявшая на развитие экономики страны и обогащение культурного пространства Среднего Приобья.
Север! Он помог нам стать профессионалами, обрести уверенность в силах, полюбить мир, восхищаться подвигом первопроходцев, познать чувство локтя, взаимовыручки, единения. Сколько в Нефтеюганске, Ханты-Мансийске довелось мне встретить настоящих героев, и рассказать о них…

– Удавалось критиковать недостатки, помогать людям в решении их житейских проблем?
– В нас верили, к нам шли за помощью в трудных ситуациях. И ведь помогали, к нам прислушивались. После выступлений газеты одни нефтеюганцы получали квартиры, восстанавливались в должностях, другие – строго наказывались. С нашей помощью быстрее внедрялись новинки научно-технического прогресса, которые газета активно пропагандировала, поощрялись заслуженные работники. Мы не могли пройти мимо существования двух моралей, двух дисциплин. Сейчас гонятся за лайками, а мы считали тогда свой труд полезным, когда после появления статьи что-то менялось в жизни в лучшую сторону.


– А как вы решили приехать в Крым, когда он ещё был в составе Украины?
– В Феодосии живу с 2006 года. В Крым мы ездили с севера постоянно… Пребывание в Крыму, можно так сказать, помогло иначе взглянуть на современный окружающий мир и наше прошлое. Феодосия – город с уникальной историей. Невозможно остаться равнодушным к судьбам людей, которых взрастила Феодосия, давала приют и вдохновение.
Я обошла пешком весь город, вглядываясь в каждый старинный камень, заборчик, дом, фонтан. Посещала музеи, библиотеки, выставки, встречалась с интересными людьми. Осваивать культурное пространство Феодосии, и в целом Крыма, помогало много замечательных людей: Константин Виноградов, Галина Кондратова, Аида Касаткина, Алла Ненада, Эдуард Абрамов, Игорь Татаринцев, Татьяна Свидова, Инна Сидоренко, Галина Яковлева, Наталья Вершинина, Оксана Вац. Конечно, всё увиденное не могло не вылиться в рождение новых текстов, культурных инициатив и проектов, культурологических сенсаций и открытий.
Приятно отметить, что удалось обнаружить новые сведения о жизни замечательных земляков-феодосийцев, рассказать об этом читателям на страницах газеты «Победа». Так, были проведены впервые в Крыму передвижные Пушкинские чтения, посвящённые 220-й годовщине со дня рождения великого русского поэта и 200-летию пребывания А.С.Пушкина в Феодосии и в Крыму, а также – Театральные чтения. Таким образом в мощный культурный поток региона влились новые имена, обогатившие своим талантом сокровищницу русского просветительства. Они прошли в честь двух юбилейных дат.
Сборник «Волшебное имя – Пушкин! Взгляд из XXI века» есть во всех библиотеках города. Вторые краеведческие чтения «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу» широко освещались в региональной печати и в первую очередь – в газете «Победа». А сборник «Театральная Феодосия в зеркале культурного контекста» вышел по результатам Первых краеведческих чтений, посвящённым Году театра в России, при непосредственной поддержке Александра Родионова, директора Феодосийского музея древностей. Феодосия стала первым городом в Крыму и вторым, после Ярославля, в России, где был дан старт этому знаменательному событию. На Первые краеведческие чтения пришло более 140 человек.
В рамках мероприятия, в исследовании «Здесь мало увидеть – здесь надо всмотреться» открыта новая страница в истории русского и советского театра. Возвращено имя одного из первых Заслуженных артистов молодой республики – потомка Рюриковичей – Фомы Александровича Боброва-Строганова, уроженца города Феодосии, а также найден его внук. В этом большая заслуга Татьяны Голуб, депутата Феодосийского городского совета, руководителя местного отделения Русской общины Крыма.

– Галина Петровна, каковы ваши планы на будущее? Ваш девиз?
– Впереди много плодотворной работы. Как выразился Ромен Роллан, «Живёт лишь тот, кто творит. Остальные – это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни – радости творчества: любовь, гений, действие – это разряды силы, родившиеся в пламени единого костра».
И всё опять повторится сначала!? Помните, как сказал Александр Блок: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!»
Один из моих девизов: «Искусство жизни состоит не столько в том, чтобы сесть в подходящий поезд, сколько в том, чтобы сойти на нужной станции».
Пользуясь возможностью, хотелось бы поблагодарить коллег из газеты «Победа» за особое внимание к сохранению исторической памяти города. Наглядный пример – блистательная серия публикаций, посвящённых 150-летию художника К.Ф.Богаевского.