Феодосийская  «художка»  –  хранитель  традиций  великого  Айвазовского

Еще в 1853 году Иван Константинович Айвазовский писал: «Предполагается учредить в Крыму художественную школу с целью образовать художников по части живописи морских видов, пейзажей и народных сцен…»

Но его мечте суждено было осуществиться лишь спустя столетие. В 1952-м году художественная школа приняла первых 40 учеников, положив начало художественному образованию в городе. Во все времена и сегодня это образовательное учреждение находится в центре культурной жизни Феодосии.
В погожий февральский день, когда уже почти по-весеннему пригревало солнышко, корреспондент «Победы» отправилась в детскую художественную школу имени всемирно известного нашего великого мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.
Творческая атмосфера здесь чувствуется сразу, как только переступаешь порог. Даже абсолютно не имея художественного таланта, хочется расположиться за мольбертом, взять в руки кисть, краски и начать рисовать. Вот такой здесь дух творчества и фантазии! Может быть, все это благодаря стараниям талантливых, опытных преподавателей «художки». Может, и от того, что занимаются здесь ребята увлеченные, способные к рисованию, многие из которых хотят связать своё будущее с творчеством. О том, как менялась школа за эти годы, что она представляет сегодня, а также планах на будущее корреспонденту «Победы» рассказал Виктор Ключников, который возглавляет Феодосийскую детскую художественную школу почти два десятилетия.
Он – член Союза художников России, постоянный участник Киммерийских пленэров. Его графические, акварельные картины и полотна, написанные маслом, не раз выставлялись в залах Феодосийской картинной галереи Айвазовского, также проходили и персональные выставки художественных произведений мастера. «Его работы, среди которых преобладают пейзажи, наполнены особым реализмом и глубиной», – так отзываются о художнике его коллеги.

Феодосийская  «художка»  –  хранитель  традиций  великого  Айвазовского
На занятии у педагога Ярослава Ключникова

«Какие красные помидоры!»

Виктор Иванович рассказывает, что рисовать ему нравилось всегда. В 1979 году он окончил художественно-графический факультет педагогического института в Хабаровске. Сейчас с улыбкой вспоминает свой первый вступительный экзамен в институт.
– Абитуриентам надо было нарисовать акварелью натюрморт, который состоял из нескольких кувшинов и помидоров. Я первый раз писал акварелью, густо намазал помидоры так, будто масляными красками. Воды почти не взял, насыщенный такой цвет получился. Все ходят, восхищаются: «Ого! Какие красные помидоры!» Поставили «четвёрку». А вот за рисунок в карандаше получил «отлично», – смеётся Виктор Ключников.
После окончания института он несколько лет работал в школе в Амурской области, а затем вместе с семьёй переехал в Крым. В 1983 году начал работать в Феодосийской детской художественной школе, директором которой тогда был Степан Малышев. Именно при Степане Ивановиче в 1978 году школа получила новое, специально спроектированное здание, а в 1991 году открылся филиал на улице Федько, не уступающий ей по площади. В нем разместились Детская картинная галерея маринистической живописи и музей скульптора Веры Мухиной.

Знают и в Краснодаре, и в Норильске

В этом учебном году в художественной школе обучается около 500 детей. Самым младшим ученикам, которые учатся в подготовительном классе, по девять лет. В 11-12 лет ребята сдают экзамен и поступают в 3-ий класс художественной школы. Многие дети, получив художественное образование, хотят связать свою судьбу с искусством, поступают в профильные вузы и колледжи творческой направленности Крыма и России. Наиболее талантливые выпускники отмечены почетными званиями, стали лауреатами и дипломантами многих отечественных и зарубежных выставок, являются членами творческих союзов.
– Недавно у нас в гостях были наши «первые ласточки» в российском образовательном пространстве, выпуск 2014 года. Алина Братищева, Настя Никулина уже молодые специалисты, одна из них – архитектор, другая окончила технологический факультет. Работают наши выпускники в Санкт-Петербурге, Москве и других мегаполисах, – с гордостью рассказывает директор школы.
Ребята из Феодосийской художественной школы – лауреаты городских, областных, региональных, российских и международных конкурсов, активно участвуют в различных выставках.
На сегодняшний день работы юных художников «полетели» в Минск на Международный конкурс на космическую тематику «Дружат дети на планете». Также ученики художественной школы участвуют в Международном творческом конкурсе «Северная палитра» в Норильске.
– Сначала ребята участвовали в предварительном онлайн-этапе. Было представлено 15 работ, из которых 8 стали лауреатами. Сегодня их работы отправлены, будем ждать результатов. В скором времени будем участвовать в конкурсе по мотивам произведений Антона Павловича Чехова. Затем планируем участие в первом весеннем конкурсе в Новочеркасске, представляем там свои рисунки, посвященные мамам и папам. Ждём результатов по детским рисункам из Дома-музея живописца Александра Киселёва в Туапсе. Наши ребята также активно участвуют в замечательном биеннале «Енисейская мозаика». Практически нет ни одного творческого конкурса, где бы ни участвовали наши ученики. В целом, у нас сейчас десяток приглашений на различные конкурсы, и нашу школу уже знают по всей России, – рассказала заместитель директора по учебно- воспитательной работе Светлана Гаранина.
В этом году в Феодосии также состоится заключительный этап биеннале «Море и дети». Планируется, что выставка будет приурочена к юбилею художественной школы и пройдёт осенью. В заочном этапе конкурса, который состоялся при поддержке Международного союза педагогов-художников, приняли участие более 3,5 тысячи участников из всех регионов России и из зарубежья. В финал попали 380 работ, среди которых и были определены победители и
лауреаты.

Феодосийская  «художка»  –  хранитель  традиций  великого  Айвазовского

Связь поколений

В школе работают 16 преподавателей, большинство из них – опытные педагоги с высшей квалификационной категорией. Многие в свое время были воспитанниками «художки», а значит, как никто другой, знают традиции этой школы и трепетно к ним относятся. Учителя на занятиях продолжают развивать в своих воспитанниках умение видеть прекрасное в обыкновенных вещах, фантазировать, делиться творческим талантом и радостью с окружающими. Успех любой художественной школы зависит в первую очередь от её педагогов, уверен Виктор Ключников.
Среди учителей, которые отдали школе много лет созидательного творческого труда: Светлана Гаранина, Татьяна Чернявская, Елена Плаксина, Сергей Онищенко, Геннадий Козырев, Юрий Остапенко, Владимир Пащенко, Светлана Явисенко. Многие десятилетия вдохновенной работы посвятили работе в школе Николай Шорин, Борис Погребецкий, Степан Малышев, Иван Федоренко, Владимир Макашов, Виктор Еников, Сергей Советников, Виктор Халтурин, Елена Катюшина. Существует здесь и преемственность поколений. Так, Ярослав Ключников пошел по стопам отца в выборе профессии и вот уже четыре года преподаёт детям в феодосийской «художке» мастерство рисунка, живописи и композиции.

Феодосийская  «художка»  –  хранитель  традиций  великого  Айвазовского

Опыт плюс традиции

Для всестороннего развития личности учащихся художественная школа реализует образовательные программы по предметам: рисунок, живопись, композиция, история искусства, скульптура, пленэр. Наша школа одна из немногих среди российских школ, где дети рисуют акварелью.
– Программу по основным предметам адаптируем для нашей школы на основе своих разработок, которые дают хорошие результаты. Так, например, в прошлые годы в содружестве с коллегами мы составили специальную программу для подготовительных классов. Сейчас периодически её корректируем, потому что всё это – живой процесс. Как, например, среди музыкантов нечасто встречаются композиторы. А художники – они, как композиторы. Школа не ставит задачу сделать всех мастерами кисти или карандаша. Сделать детей богаче душой, научить видеть мир своими глазами и передать это своё собственное видение и свои переживания на холсте, – вот её задача, – уверен Виктор Иванович, говоря и о том, что сегодня активно перенимается положительный опыт коллег из других художественных школ России. – Интересная программа, например, преподавателей в Центральной художественной школе Москвы, где дисциплины «Композиция» и «История изобразительного искусства» тесно взаимосвязаны. В нашей школе дети теоретически изучают искусство живописи Древнего Египта, Греции, Византии, русского средневековья, а потом на основе этих знаний создают свою собственную художественную композицию, – приводит пример директор школы.
Виктор Ключников отмечает, что дети, которые обучаются в художественной школе и изучают, в частности, историю искусств, имеют широкий кругозор и всестороннюю интеллектуальную подготовку. Иногда на уроках она выдают такую информацию в области искусства, которая малоизвестна их одноклассникам. Об этом говорят и сами учителя в общеобразовательных школах.
В этом году зимой Виктор Ключников принял участие в областном форуме педагогов дополнительного образования в области искусства в Челябинске, организованном Детским благотворительным фондом в поддержку талантливых детей «Андрюша» на средства местных региональных органов власти. В нём участвовали более 300 педагогов с Урала и российских экспертов в области искусства.
– Феодосийскую художественную школу отличают не столько новые веяния и современные модели художественного образования. В ней живут и продолжаются традиции, заложенные многими поколениями педагогов. «Ваша школа – хранитель заложенных традиций академической школы рисования», так отзываются коллеги о нашей школе, и я с ними полностью согласен.

Феодосийская  «художка»  –  хранитель  традиций  великого  Айвазовского

Наполненные солнцем и ветром

Весной этого года, уже по традиции, для юных художников планируется Международный маринистический арт-кампус, который организуется Международным союзом педагогов-художников из Москвы. Арт-кампусы – это ежедневные пленэры, просмотры, конкурсы, мастер-классы, выставки и, конечно, награждения победителей. Это интереснейшая творческая среда, в которую окунаются педагоги и дети лучших художественных школ России из Москвы и Санкт-Петербурга, Сибири и Дальнего Востока, Урала и острова Сахалин. Благодаря арт-кампусам участники открывают для себя Крым, его удивительные весенние и осенние краски. Такие творческие встречи каждый год проходят ярко и насыщенно. В атмосфере сотрудничества ребята под руководством художников-маринистов рисуют в самых красивых местах: гротах Нового Света, агатовом пляже Орджоникидзе, набережной Феодосии, в своих работах изображают удивительные пейзажи Карадагского заповедника, Лисьей бухты и Эчки-Дага. В предыдущие годы арт-кампусы проводились в парке Тайган, Севастополе, Ялте.
Большое значение для закрепления знаний и оттачивания навыков рисования в художественной школе отводится летним пленэрам – художественной практике в городских парках и скверах, живописных местах за городом.
– Такая летняя практика даёт возможность совершенствовать технику живописи, видения цвета. Некоторые дети за две недели становятся совсем другими, делают в творческом мастерстве большой рывок вперёд. В этом я убедился на личном опыте еще в годы студенчества. В начале и в конце практики как будто пишут два разных человека, – уверен руководитель школы.

Феодосийская  «художка»  –  хранитель  традиций  великого  Айвазовского

По древней Киммерии – с этюдником

Одним из самых ярких и плодотворных примеров взаимного содружества талантливых людей является ежегодный «десант художников» в Юго-Восточном Крыму под названием «Киммерийский пленэр». У современных художников есть уникальная возможность пройти с этюдником по древней киммерийской земле, как это делали раньше Айвазовский, Богаевский, Волошин и Латри. Пережить счастливейшие мгновения от незабываемых видов крымской природы и встреч с уникальными памятниками древней Феодосии и других мест. А самое главное – внести свою лепту в продолжение традиций, заложенных нашими великими предшественниками.
– В истории случаются такие события, которые отмеряют «до» и «после». Для Феодосии можно отмерять время «до Айвазовского» и «после Айвазовского». Он сделал этот город необычным. Благодаря ему у нас появилась Киммерийская художественная школа, художники которой показывали красоту не только морских пейзажей, но и всего Восточного Крыма. Картинами Айвазовского можно любоваться бесконечно. Несколько лет назад в музее живописи увидел одну из его гениальнейших работ. На огромном полотне изображено небо. Написано настолько мастерски, что чувствуешь в реальности воздух, его прозрачность и влажность. Его работы врезаются в память настолько, что чувствуешь все, вплоть до запахов, – говорит Виктор Ключников.
В этом году – это будет уже юбилейный десятый «Киммерийский пленэр, неутомимым организатором и идейным вдохновителем которого традиционно выступает Сергей Сиренко, Заслуженный художник России, профессор Московского государственного академического художественного института им. В.И.Сурикова при Российской академии художеств, лауреат премии города Москвы. Также Сергей Сиренко возглавляет и жюри ежегодных весенне-осенних арт-кампусов и биеннале. Виктора Ключникова и Сергея Сиренко объединяют многолетняя дружба и плодотворное сотрудничество. В результате «Киммерийских пленэров» работы художников традиционно представляются на выставках в Феодосийской картинной галерее им. И.К.Айвазовского. Экспозиции объединяют работы известных мастеров из Крыма, Москвы, Ростова-на-Дону. Участниками пленэров в разные годы были Михаил Болдырев, Виктор Ключников, Сергей Серенко, Владимир Селиверстов, Александр Трохов, Алёна Сухоборова-Казарина, Василий Флорескул, преподаватели художественной школы Алина Теренова и Елена Плаксина. В экспозициях – пейзажи, написанные в окрестностях Феодосии, Судака, Орджоникидзе, Коктебеля, натюрморты, выполненные на свежем воздухе на фоне прекрасного крымского пейзажа.

Феодосийская  «художка»  –  хранитель  традиций  великого  Айвазовского
В художественной школе сложился дружный и стабильный коллектив. В нём есть и опытные педагоги, и молодые специалисты

– Меня вдохновляет красота крымских пейзажей. Люблю ходить по Крыму пешком. Во время отпуска в октябре, когда уже не так жарко, дней на десять ухожу в горы. Конечно, с бумагой и акварелью. Поэтому после отпуска появляется больше десятка новых работ, – рассказывает Виктор Ключников.
В этом году исполнится 70 лет, как Феодосийская художественная школа живёт, работает и учит детей видеть и передавать прекрасное. Будем надеяться, что так будет всегда. Пожелаем ей творческих удач и открытий, талантливых детей, о которых всегда можно с гордостью сказать: «Они окончили художественную школу имени Айвазовского».