Первое августа – день памяти известного крымского художника Сергея Матюшкина.
Вот уже год как его нет с нами. Это слишком небольшой срок, чтобы утихла боль в сердцах тех, кто близко знал Сергея Анатольевича. Но это – достаточный срок для осознания того, что ушел не просто талантливый человек, а художник, воспевший Феодосию в своих работах, каждая из которых – признание в любви родному городу.
Символично, что именно в День города, 27 июля, сразу в двух феодосийских музеях в память о Сергее Анатольевиче открылись выставки, ставшие прекрасным подарком к Дню рождения Феодосии для всех, кто знал художника и ценит его творчество.
Выставка, открывшаяся в музее древностей, называется «Сергей Матюшкин (1954-2023 гг.). Жизнь, семья, творчество». Необычная по структуре и идее, она посвящена жизни и творчеству не только Сергея Матюшкина, но и его сестры – заслуженного врача и талантливого человека Натальи Матюшкиной (1954-2021 гг.).
Даже те, кто хорошо знал Сергея Матюшкина и много общался с ним, побывав на выставке, наверняка узнали немало нового о нём и его семье. Ну, например, о том, что директор Феодосийского музея древностей Александр Родионов, открывший выставку, – это один из двух сыновей Натальи Матюшкиной, а значит – родной племенник Сергея.
Знакомя с экспонатами удивительной выставки, повествующей о семье Матюшкиных, научный сотрудник музея Елена Галицкая рассказала, что двойняшки Сергей и Наташа появились на свет 12 августа 1954 года. То есть, в этом году им могло бы исполниться 70 лет. Брат и сестра родились в Керчи, в семье Анатолия Александровича и Надежды Дмитриевны Матюшкиных. Папа – морской лётчик-испытатель, друживший со многими космонавтами, в том числе с Юрием Гагариным и Германом Титовым. Мама – фельдшер по образованию, посвятила свою жизнь медицине. Профессии родителей впоследствии скажутся на выборе жизненного пути их детьми.
Детство Наташи и Сережи проходило в военных городках – в Керчи, Симферополе, Кировском. В 1967 году в семье произошла трагедия – отец погиб при испытаниях. И после его смерти семья переехала в Феодосию.
Сергей и Наталья учились в четвертой школе. Именно в школе Наташа познакомилась со своим будущим мужем Анатолием Родионовым и впоследствии стала заботливой матерью двух сыновей – Максима и Александра, которые, пойдя по стопам отца, занимались наукой, оба получили ученую степень кандидатов наук.
Выбрав профессию мамы и решив стать врачом, Наталья Матюшкина окончила Первый Ленинградский медицинский институт имени академика И.П.Павлова. Работала участковым врачом в Пушкино. Позже перевелась в Научно-исследовательский институт ВМФ, где проработала 27 лет. Живя в Санкт-Петербурге, старалась каждый год приезжать в Феодосию, всячески поддерживала брата в его увлечении живописью. Так же как Сергей, тоже увлеклась рисованием. Несколько лет посещала мастер-классы по различным техникам, кружки живописи и Дом художника в Пушкине. А уйдя на пенсию, всё свободное от домашних забот время посвятила творчеству. В отличие от Сергея её больше привлекали акварель и пастель. Именно в этой технике выполнены работы Натальи Матюшкиной, впервые представленные на выставке в нашем музее древностей. Ранее эти работы нигде не экспонировались и хранились в семейном архиве.
Если знакомиться с выставкой, рассматривая её экспонаты слева-направо, то открывает выставку широкоформатная работа Сергея Матюшкина. Это портрет его отца, изображенного в специальном высотном комбинезоне лётчика-испытателя. Следующий выставочный стенд помогает прикоснуться к истории военной службы отца и сына. Вот – китель майора морской авиации Анатолия Матюшкина, а вот – парадный офицерский китель его сына Сергея. Здесь же – погоны, медали и письма, которые Сергей писал домой, будучи еще курсантом военного училища. После окончания школы он поступил во Львовское Высшее военно-политическое училище. Правда, как призналась в ходе открытия выставки его супруга Раиса Рашитовна, на таком выборе больше настояла мама Сергея – Надежда Дмитриевна. Сам же он после окончания в 1971 году Феодосийской художественной школы, где его учителями были замечательные преподаватели Владимир Макашов, Николай Шорин, Иван Федоренко и Борис Погребецкий, мечтал продолжить учиться изобразительному искусству.
Поэтому, даже будучи курсантом военного училища, Сергей нашел возможность заниматься на вечернем факультете Львовского института декоративно-прикладного искусства и посещать частную художественную студию. Там же, во Львове, в 1974 году состоялась его первая персональная выставка.
В восьмидесятых годах Сергей Матюшкин занимался дизайном, интерьером и геральдикой, оформлением и иллюстрацией книг. По заданию последнего министра обороны СССР маршала авиации Евгения Шапошникова разрабатывал символику и форму лётного состава ВВС СССР.
Более двадцати лет Сергей Матюшкин отдал службе в Военно-воздушных силах. Служил в Феодосийском лётно-испытательном центре. Военную службу оставил после распада СССР, отказавшись принимать украинскую присягу. Когда в начале девяностых началась болезненная делёжка всего и вся, в том числе армии и флота, Матюшкина вызвали на собеседование и задали провокационный вопрос: «Вы будете воевать с Россией?» Он не ответил, просто молча развернулся и ушел. При попытке еще раз задать ему этот идиотский вопрос, офицер положил на стол рапорт об увольнении. Об этом эпизоде посетителям выставки рассказал сослуживец Сергея лётчик-испытатель Виктор Россошанский.
После увольнения, полностью посвятив себя изобразительному искусству, Сергей Матюшкин работал много и страстно. А в последние годы – с неуёмной одержимостью. Как отметил в ходе презентации выставки феодосийский художник Аркадий Малышев, «Сергей был уверен в работе, рисовал сразу, и очень смело. Я скучаю по нему. Мне будет не хватать его, – тихо произнес Аркадий Малышев, и эти слова могли бы повторить очень многие.
По утрам Сергея часто можно было встретить с сумкой через плечо, спешащего в сторону старой части города, где в запутанных узких улочках Карантина он искал и находил новые ракурсы, новые сочетания света и тени, делал карандашные наброски будущих работ. В поисках новых сюжетов заглядывал в старенькие дворики, где маленькие домики ютятся под черепичными крышами, где южный ветер запутался в оконных занавесках, где на веревках сушится белье, скрипят покосившиеся деревянные калитки, бродят куры и лениво греются на солнышке коты. Иногда, чтобы попасть в какой-то приглянувшийся художнику дворик, ему приходилось специально договариваться с хозяином или подкармливать громогласных собачек.
«Интересно бродить по старой Феодосии, всматриваясь в дома, улицы, дворы, в детали построек, лестниц, обветшалых стен. Все имеет свой язык, молча повествуя о жизни города прежних
времен, – говорил он в одном из своих интервью. – На глазах меняется облик Феодосии: исчезают старые дома, на окнах появляются пластиковые стеклопакеты, дома обрастают пристройками с новенькими воротами и дверьми, печные трубы заменяются газовыми. Всё естественно: люди хотят жить уютно и современно. Но разве можно забыть дворы, улицы нашего детства и дворовых друзей, многих из которых уже нет в живых…»
Он очень любил дарить свои работы тем, в ком чувствовал отклик на своё творчество. Нередко заходил в редакцию «Победы», щедро раздаривая свои рисунки. Основными сюжетами его произведений были крымские пейзажи, но особым колоритом и ювелирной техникой отличались работы с видами феодосийских двориков и улочек древнего города.
– На какой улице ты жил в детстве? – как то спросил он меня.
– На Чехова…
– Через пару дней Сергей принёс и подарил мне рисунок с изображением этой улочки, нет, не сегодняшней, а той самой – уютной и тихой, какой она была в начале семидесятых…
…Именно художественному творчеству Сергея Анатольевича посвящена центральная часть выставки в музее древностей. И уникальна она воссозданием интерьера мастерской художника: письменный стол, старенький сервант, в рабочем уголке – кисти, палитра, тюбики с краской, а на мольберте – холст с неоконченной картиной в коричневых тонах. Это последняя незавершенная работа художника – «Топловский монастырь».
– Эта выставка о семье, выставка очень душевная, очень искренняя, – сказала супруга художника Раиса Лесникова, поблагодарив сотрудников музея древностей и лично – директора Александра Родионова. – Это ваша идея, – отметила она.
В фондах Феодосийского музея древностей хранится большая коллекция работ Сергея Анатольевича. Есть они в фондах и других крымских музеев и галерей, а также музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Кронштадта, Ульяновска и в частных коллекциях, в том числе за границей.
Конечно же, работы Сергея Матюшкина хранятся и в Феодосийском музее Александра Грина, где в этот день открылась еще одна выставка, посвященная памяти художника. «Мой тихий город, город милый…» – так называется эта экспозиция, в которой представлено более полусотни работ, выполненных в разных техниках.
На эту встречу, которую открыла директор музея Анжела Сердюкова, пришли друзья и сослуживцы Сергея Анатольевича, феодосийские художники, ценители творчества Матюшкина. Выставочный зал музея был полон. И вновь звучали слова о том, что каждая его работа – это признание в любви родному городу.
Много тёплых слов о профессиональных и человеческих качествах Сергея Матюшкина было сказано куратором выставки Ириной Панаиоти и заместителем директора гриновского музея Светланой Колотуповой, директором музея древностей Александром Родионовым и директором Детской художественной школы Виктором Ключниковым.
– Сергей Анатольевич был очень многосторонней личностью. Я открыл для себя совершенно другого человека, беседую с ним в его мастерской, когда речь зашла не о живописи, а о каких-то летательных аппаратах, других технических вещах, – поделился воспоминаниями феодосийский издатель Дмитрий Лосев. Именно к Сергею Матюшкину обратился директор Издательского дома «Коктебель», когда надо было оформить обложку «Папиной книги» о Семене Михайловиче Пивоварове. – К сожалению, сам художник не успел увидеть свою работу и подержать в руках изданную книгу, – сказал Дмитрий Алексеевич.
Раиса Лесникова поблагодарила организаторов выставки и всех, кто пришел на её открытие, порадовавшись, что в зале много художников.
– Сережа очень любил общаться с художниками, всегда вынося из этого общения что-то ценное для себя. Любил общаться с Ириной и Борисом Николиными, Геннадием Лисиным, братьями Поздеевыми, был благодарен за поддержку Саше Меерсону. Очень ценил Сергея Советникова и его творчество, и очень сокрушался после его ухода из жизни, – рассказала она.
Сергей Анатольевич Матюшкин оставил богатое творческое наследие. Пять его персональных выставок (2001, 2004, 2009, 2014, 2019 гг.) прошли в картинной галерее имени Айвазовского, в 1999 году – в музее Грина, в 2017 и в 2018 годах – в Феодосийском музее древностей, в Симферопольской частной галерее «КЭП» – в 2002 году, в московских галереях Арт-центр (ЦДХА) и «Багира» – в 2006-2007 годах. Работы художника находятся в музеях Крыма, галереях Скандинавии, в частных коллекциях России, Европы и Америки. И, конечно, – во многих домах феодосийцев, ведь как уже было сказано, художник любил дарить свои работы тем, кто проявлял интерес к его творчеству.
Наверное, у каждого ценителя творчества художника – свой Матюшкин. Кому-то больше по душе его масляная живопись, кому-то – графика. Но все едины в одном: Сергей Матюшкин – летописец Феодосии. Он словно чувствовал её душу и взглядом художника сумел разглядеть её настоящее лицо, не заретушированное и не загримированное в угоду переменчивой моде. Не случайно его феодосийские дворики и улочки возвращают нас в детство. Туда, в заветные переулки памяти, где солнечно, тепло и уютно. Туда, где живы мамы. Туда, где всё – по-доброму, по- честному и по-настоящему…
…«И хлынул мир на свежие холсты. Он долго ждал. И, наконец, дождался. Воскресло детство. Мальвы зацвели. Исчезло горе. Только мир остался. В нём никогда восторг не погасить. Сияет солнце. Живы мамы. И на ступеньках девочка сидит. И абажур качается над ними…» Эти строки Алла Ненада посвятила Сергею Матюшкину еще при его жизни. Прозвучали они и в этот раз в благодарность художнику, чьё творчество, впитавшее всё тепло «тихого города, города милого…», продолжает волновать, радовать и восхищать.
Василий ЕЖОВ, фото автора