Многие годы зима в Крыму фактически начинается с первой декады февраля и продолжается до середины марта. В этом году с 5 по 20 марта при движении западного антициклона возникла резкая холодная и снежная погода.

За этот год − это была третья, самая затяжная волна крымской зимы. Температура воздуха достигала отметки 12 градусов с минусом, пошел снегопад, наступила климатическая зима. Резкая разница в температуре (до 20 пунктов) в течение двух недель повлекла целый ряд изменений в природе.
Накануне в Феодосии можно было слышать продолжение брачных трелей синиц, барабанную дробь дятлов, вылет первых пчел, ксилокоп и бражников, которые питаются нектаром. Кроме цветения первоцветов: подснежников, цикламенов и шафранов, можно было наблюдать первое цветение в городе горицвета весеннего, розмарина, японской айвы, жасмина и миндаля. Среди растений и животных проявились все вестники весны, и сбылись приметы прихода ранней весны.
Природа адекватно отреагировала на холодные изменения погоды. Вода на соленых озерах Аджиголь и Бараколь, пресных северных водоемах Крымского массива города, речке Байбуга в нескольких мелких местах и даже у побережья моря в районе Орджоникидзе покрылась непрочным льдом. Над морской штормовой пучиной образовались кучевые облака.
Обитателям дикой природы приходилось снова приспосабливаться к холодным изменениям погоды.
На речке Байбуге птицы тоже отреагировали на появление резкого изменения погоды. Вдоль тростниковых зарослей чаще можно было увидеть стайки речных уток – крякв, чирков-свистунков. Водоплавающие птицы привыкли получать корм от прохожих в холодное время, поэтому быстро реагировали на любой корм, который давали люди, и скапливались в поисках его ловли. В окружении русла можно видеть камышниц и пастушков, черношейных и малых поганок, которые собирают корм со дна. При этом водяной пастушок «пасёт» чирка-свистунка в тростниковых зарослях. Пастушки, быстро передвигаясь с криком, заставляют чирка резко реагировать на приближающуюся опасность. Утки внимательно слушают пастушка и готовы уже взлетать, это единственная возможность близко увидеть или подойти ближе к отдыхающей птице. На заснеженных улицах можно наблюдать первых крымских вестников весны – белых трясогузок.
На солёном озере Кучук-Аджиголь остановились на зимовку лебеди, прилетевшие с далекого Таймыра. В небольших участках полыньи на озере остались самые сильные птицы. С начала третьей волны можно было наблюдать одиночных лебедей, которые уже не способны выбраться из ледяных оков. Около двух сотен белых птиц остаются зимовать сегодня на Аджиголе, в эту зиму к ним присоседились пеганки, лебеди-кликуны, малые лебеди и чайковые птицы.

Третья  зимняя  волна  влияет  на  крымских  пернатых
Пуночка не только восхищает своей красотой, но и прекрасно поёт

Вся большая стая уток переместилась на побережье моря. Большие бакланы ночевали у морпорта – на южной стороне мола, а охотиться прилетели на Аджиголь, по-видимому, на пресную воду, в которой легче разглядеть морскую мелкую рыбешку, что была ими же занесена в озеро.
Птицы, которые находят места для зимовки в Восточном Крыму в течение всей своей жизни, не улетают на юг с наступлением холодов. Они способны добывать себе еду даже в суровых снежных условиях. В этот период времени были встречены стаи белолобых гусей, которые собирались откочёвывать при улучшении погоды, и спокойно сидели на «зелёнке» озимых полей вдоль Сиваша.
Как признак долговременных холодов и снегопадов, можно было расценивать остановку на Керченском полуострове маленьких мигрантов арктических пустынь – снежных подорожников или пуночек, которые в небольшом количестве наблюдались в каменистой степи Казантипского заповедника.
Зимующие же птицы хорошо приспособлены к морозам за счет отложения жировой прослойки. В холодную ветреную и снежную погоду они распушают пёрышки, чтобы сохранить тепло. Чаще всего птицы страдают не от зимних морозов, а от перепадов зимних температур и от недостатка природного корма. В заснеженные зимы пернатым особенно трудно прокормиться. Поэтому птицы находятся вблизи человеческого жилья. Это облегчает им находить корм и выживать.
С конца февраля в Крыму можно было услышать журавлиное курлыканье, птицы ночью летят и делают остановку перед Сивашом. Многотысячные клины заметны к полудню, а некоторые стаи серых журавлей останавливаются для отдыха в приморской степи.

Третья  зимняя  волна  влияет  на  крымских  пернатых
Над седой равниной моря гордо реет буревестник…

Долгие наблюдения за зимующими морскими птицами приводят к выводу, что в этом году в российских территориальных водах, в частности – в Севастопольской бухте, зимовала основная часть малых буревестников (по результатам учетов бёрдвотчеров под руководством Крымского отделения Союза охраны птиц России). С конца февраля и по сей день там можно наблюдать этих странствующих рыбоедов из Средиземного моря. Их количество превысило 6 тысяч особей. Они охотятся в этот период времени на хамсу и следуют за ней. В значительном количестве, не менее 2 тысяч особей, они зимовали также на участке между Анапой и Малым Утришом, но здесь они держались не скоплениями, а дисперсно, временно концентрируясь только возле работающих рыболовецких судов. В остальных местах – Керченский пролив и Таманское взморье, Черноморское побережье южнее Малого Утриша – численность была незначительной, вряд ли суммарно превышая первые сотни особей.
После временного похолодания, как всегда, наступает резкое потепление. Давайте с пониманием отнесемся к пребыванию водоплавающих и околоводных мигрирующих птиц возле приморских водоёмом – мест зимней видимой жизни и временного пребывания пролётных птиц, и не будем им мешать проводить достаточно сложный период в их нелегкой жизни. А места их остановок будем бережно сохранять, наслаждаясь моментами наблюдения за нашими крымскими пернатыми мигрантами. Пусть спокойно живут наши первые вестники и несут на своих крыльях весну дальше – на Север.