Газета "Победа" Феодосия

Газета "Победа" Феодосийского городского совета Республики Крым

«Ступни горят, в пыли дорог душа…»
Памятник Максимилиану Волошину

«Ступни горят, в пыли дорог душа…»<br>Памятник Максимилиану Волошину

Максимилиан Волошин писал: «В чем смысл памятника? Лицо и фигура человека должны стать собственным его символом, символом его жизни и его исторического значения.

«Ступни горят, в пыли дорог душа…»<br>Памятник Максимилиану Волошину
А.И.Григорьев и А.А.Арендт на открытии их выставки в зале МОСХа на улице Вавилова в Москве. 1978 г.

Памятник скульптурный должен в конкретных формах земного лика художника или героя найти то, что было в нем вечного…» Какой памятник может полнее раскрыть личность самого Максимилиана Александровича? Думаю, скульптурным решением должна быть фигура идущего человека. Памятник путнику, страннику, ходоку.
Целый период своей жизни Волошин назвал «годами странствий». Для себя выработал правило: «Из всех пяти чувств во время путешествия самую главную роль играет осязание: для того чтобы хорошо узнать какую-нибудь страну, нужно ощупать ее вдоль и поперек подошвами своих сапог».
В одном из автобиографических набросков М.Волошин так объяснил свое восприятие окружающего мира: «В отрочестве познание пейзажа было неизбежно связано с ходьбой и бегом. Была потребность ощупать ступнями ног расстилавшуюся землю. Напряжение мускул и поспешность шага одни давали возможность глубже и интимнее проникнуть в дух земли. Земля познавалась только личным движением. Чем прекраснее казалась местность, тем быстрее становился шаг. Я не умел останавливаться для того, чтобы “любоваться видом”, с замедлением движения – прекращалась связь с землей».

«Ступни горят, в пыли дорог душа…»<br>Памятник Максимилиану Волошину
Памятник М.А.Волошину, установленный в Харькове – в Саду скульптур во дворе ресторана «Эрмитаж» (ул. Максимилиановская, 18).

М.Волошин побывал во многих европейских странах. Пересек горными тропами Альпы и Пиренеи. Ходил с караваном верблюдов по среднеазиатской пустыне. Он «узнал, что мир широк и прекрасен». А увидев мир – захотел его понять. И начался новый этап его жизни: «блуждания духа». Опять он в движении, «в вечном поиске истоков».

«Ходоком по дорогам мысли и слова» – назвала его Марина Цветаева. «Путник по вселенным» – так он сам определил свою сущность. А памятник М.А.Волошину – путнику, страннику, ходоку должен стать символ героя духа, находящегося в вечном поиске и движении.
Когда я писал эти строки более 25-ти лет назад, то не знал, что уже существовала гипсовая модель такого памятника. Ее историю я услышал от Юрия Андреевича Арендта в 1997 году и тогда же увидел фотографию. Скульптура была создана московским скульптором Анатолием Ивановичем Григорьевым. О Максимилиане Волошине он знал от своей жены Ариадны Арендт, с детства знакомой с Максимилианом Александровичем. В середине 50-х годов они построили в Коктебеле дом и мастерскую. Проводили там каждое лето. Часто бывали у Марии Степановны Волошиной, которая позволяла приходить в любое время, знакомиться с рукописями и рисунками своего мужа, много рассказывала о Максе. В Коктебеле Анатолий Иванович вылепил сразу несколько бюстов Волошина, буквально молниеносно, как он всегда работал, когда у него было вдохновение. Затем, уже в Москве, он продолжали работать над этой темой. Ему очень помогали советы жены, хорошо помнившей Макса.

«Ступни горят, в пыли дорог душа…»<br>Памятник Максимилиану Волошину
Отдыхающий Волошин. Памятник-загадка. Был представлен на одной из выставок песчаных
фигур в Москве в ХХ веке. Материал: песок

А.И.Григорьев и А.А.Арендт создали десятки скульптурных изображений Волошина. Среди них фигура высотой 2,2 метра, в полный рост, в хитоне и с посохом. Она была представлена во 2-й половине 70-х годов на персональной выставке художника в Москве. Скульптор хотел установить памятник у Дома Поэта в Коктебеле. Однако тогда препятствия были непреодолимы. Для установки памятника в полный рост требовалось особое разрешения «наверху», а имя Волошина не было официально признанным. В 1985 году удалось только установить во дворе Дома Поэта бюст, вырубленный из инкерманского известняка, утвердив его на местном уровне как «памятный знак». В его создании принимала участие и Ариадна Арендт. Первоначально он предназначался для помещения. Известняк плохо сохраняется на открытом воздухе, и его предполагали в дальнейшем перенести в помещение, заменив большим бронзовым памятником.

Возможность установить памятник появилась только в XXI-м веке. Отлить бронзовую фигуру по гипсовой модели удалось благодаря помощи предпринимателя и мецената из Ростова-на-Дону Владимира Александровича Бабушкина.

«Ступни горят, в пыли дорог душа…»<br>Памятник Максимилиану Волошину
Памятник М.А.Волошину. Автор: Иван Владимирович Коржев (Коржев-Чувелёв) Материал: композит, черный металл. Размер: высота 207 см. Открыт в сквере Дома-музея Волошина в Коктебеле в сентябре 2013 года

Теперь предстояло определить место установки памятника. Рассматривалось много вариантов, в том числе на территории Дома творчества и даже в центре поселка Коктебель. Автор данной статьи считал, что лучшим было бы место … на котором его нельзя было устанавливать: за поселком, в районе погранзаставы, у тропы, ведущей к вершине горы Кучук-Янишар. Поэт как бы спускался навстречу тем, кто восходил к его могиле. Но окончательным решением была площадь на набережной перед Домом Поэта. Архитектурная разработка постамента принадлежит феодосийскому архитектору С.М.Арефьевой. Фигура поэта расположена на постаменте из дикого камня высотой в полтора метра.
И вот 20 мая 2009 года памятник был доставлен в Музей Волошина. В этот день его можно было увидеть парящим над Домом Поэта.
Торжественное открытие состоялось 11 июня 2009 года. За прошедшее с тех пор время к памятнику привыкли. Теперь, кажется, что лучшего места и быть не может. Фигуру поэта можно видеть и на фоне Кара-Дага с волошинским профилем, и на фоне мыса Киик-Атлама, и возвращающимся в свой дом. И даже, казалось бы, неудачное контровое освещение памятника приводит к интересным световым эффектам.

«Ступни горят, в пыли дорог душа…»<br>Памятник Максимилиану Волошину
Поэт (Волошин). Бюст на постаменте. Песчаник.
Автор: польский скульптор Э.Виттиг

Известно еще несколько памятников М.Волошину. Самый первый был создан польским скульптором Эдвардом Виттигом (1879-1941). Но это был собирательный образ Поэта, моделью для которого был Волошин. Около 28 октября 1908 года он сообщил матери: «Я каждое утро хожу позировать одному польскому скульптору – Витихху , который делает мой бюст гигантских размеров. После трех сеансов он становится очень похож и величественен». Уже после отъезда Волошина из Парижа Э.Виттиг перевел свою скульптуру в камень и поставил на каменную четырехгранную колону в виде древнегреческой гермы, которая была выставлена в Салоне на Марсовом поле. В настоящее время она установлена в Париже в сквере на бульваре Эксельман, 66. В Доме Поэта в Коктебеле находится ее слепок.
Во дворе Дома Поэта в 2013 году был открыт памятник, созданный Иваном Владимировичем Коржевым.
Скульптор Максим Михайлович Малашенко создал мраморный памятник Волошину с этюдником и гроздью винограда. В настоящее время он находится в Московской библиотеке им. М.А.Волошина.

Сергей АЛИМОВ, волошиновед

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять