«Таких  детей  не  очень  много,  и  мы  стараемся  цепляться  за  них…»Эмиль со своей бабушкой Гульнарой. Фото Василия Ежова

«Победа» уже писала об успехах юного феодосийского музыканта Эмиля Керимова. За плечами одиннадцатилетнего мальчика их уже немало.

Среди его конкурсных достижений, полученных в «пандемийный период», когда музыкальные конкурсы проходили в формате онлайн и жюри определяло победителей по присланным видеозаписям, – высокая награда Всероссийского открытого конкурса «Русский напев», в котором приняли участие более 150 участников из России и ближнего зарубежья.
Ох и не простая работа была у жюри! Надо было прослушать и оценить выступления музыкантов из Москвы, Минска, Твери, Пушкино, Дзержинска, Рязани, Ижевска, Калуги, Тольятти, Костромы, Сургута, Краснодара, Волгограда, Ветлуги, Брянска, Кемерово, Пильны, Архангельска, Набережных Челнов, Казани, Сарова, Ангарска, Воронежа, Чусовой, Санкт-Петербурга, Яра, Люберцов, Урени, Кургана, Перми, Уфы, Липецка, Челябинска, Чапаевска, Ростова-на-Дону, Всеволожска, Омска и других городов. География огромная! Но именно музыкант из Феодосии стал лауреатом первой степени!
Звание лауреата первой степени присудило Эмилю Керимову и компетентное жюри 6-го Всероссийского конкурса детского и молодежного творчества «Дети 20-го века». А нынешний год, когда ковидные ограничения были сняты, для Эмиля и его преподавателя Олега Вадимовича Бациохи стал особенно «урожайным» на престижные награды.
В феврале Эмиль и его наставник покоряли Москву. И покорили! Юный феодосийский музыкант и его наставник привезли из столицы России «Гран-при» 5-го Всероссийского конкурса юных исполнителей на народных инструментах «Русская палитра».
Еще не отзвучали в памяти аплодисменты, адресованные Эмилю после его виртуозного исполнения композиции Алена Музикини «До упора» на заключительном гала-концерте московского конкурса, а юный музыкант вместе со своим преподавателем уже задумались о том, какие произведения готовить к следующему музыкальному соревнованию, на этот раз – международному.
Подготовка к нему началась сразу же после возвращения феодосийцев из Москвы. Третий Международный конкурс имени Народного артиста России В.Ф.Гридина, проходивший в марте в Курске, собрал большое количество прекрасных музыкантов. И второе место, завоеванное Эмилем в Курске, – достижение очень престижное!
Удачным выдался и последний день апреля 2022-го. Эмиль Керимов стал обладателем «Гран-при» Республиканского конкурса «Сакская муза». На этом конкурсе успешно выступил и еще один ученик Олега Вадимовича Бациохи – Иван Яников, занявший второе место.

Для Эмиля Керимова музыкальная школа – второй дом

Эмиль Керимов – выпускник пятого класса Феодосийской музыкальной школы №1. Первым его преподавателем по классу аккордеона была Евгения Борисовна Гайдук. Именно она привила ему любовь к аккордеону, хотя поначалу он хотел научиться играть на гитаре.
Для Эмиля музыкальная школа – второй дом. С этого года с юным музыкантом занимается преподаватель Олег Вадимович Бациоха – ученик Евгении Борисовны Гайдук, которая ушла на пенсию. О своем учителе Эмиль говорит охотно, отмечая, что «Олег Вадимович подбирает для меня именно те музыкальные произведения, которые мне особенно нравятся».
Конечно же, в успехах юных музыкантов огромна заслуга их преподавателей и наставников. Подготовить ученика к конкурсу – это немалая ответственность и большой труд. У Олега Вадимовича – лауреата всероссийских и республиканских конкурсов – два ученика, оттачивающих мастерство игры на аккордеоне, – Эмиль Керимов и Иван Яников, уже окончивший восьмой класс «музыкалки». Оба они, как и их преподаватель, – неоднократные победители различных конкурсов. Но к каждому из них нужен сугубо индивидуальный подход.
– Ваня более спокойный. В жизни, может, это и не так заметно, а в музыке проявляется. Приходится из него эмоции буквально вытягивать, – рассказывает Олег Бациоха. – Эмиль более активный, более энергичный, эмоциональный, его, наоборот, приходится сдерживать. Поначалу между ними было некое заочное соперничество. Эмиль помладше, он смотрел на Ивана, старался на него равняться. А сейчас в техническом плане практически догнал.
Преподаватель Эмиля Керимова характеризует своего талантливого ученика как старательного, проявляющего большой интерес к занятиям. – Иногда даже чрезмерный интерес, потому что услышит где-нибудь произведение, которое ему понравится, и старается его сразу на слух подобрать. Или находит ноты в интернете и начинает сам разбирать произведение. Таких детей не очень много, и мы стареемся цепляться за них, им помогать, – говорит Олег Вадимович.
Для поддержания техники и развития музыкальных способностей с ребятами надо заниматься постоянно. Каждый год Олег Бациоха со своими учениками ездит в Алушту, где в рамках Всероссийской летней школы преподаватели из Саратова, Москвы проводят с ребятами мастер-классы, а завершается работа летней школы концертами.
Говоря о планах, преподаватель сообщил, что сейчас идет подготовка к республиканскому конкурсу. Он в июне пройдет в Симферополе и станет отбором для участия во Всероссийском конкурсе, который состоится в сентябре в Самаре.
А еще Олег Вадимович девятый год руководит хором мальчиков. На счету этого коллектива также немало побед на конкурсах. – Всего в хоре занимаются порядка 70 детей, но на ответственные концерты и конкурсы, естественно, отбираются не все, а только – лучшие. Сейчас разделил ребят по возрасту, фактически получилось две группы – младшая и старшая. Для каждой из них – свои произведения, – рассказывает он.
Кстати, перед выходом этого номера газеты я разговаривал с Олегом Вадимовичем по телефону в тот момент, когда он со своим хором находился в Гурзуфе. Там, за час до начала конкурсного концерта, он, дополняя рассказ о работе с Эмилем Керимовым, отметил, что, конечно же, каждый музыкант должен иметь свой инструмент. – У Эмиля дома есть аккордеон, но мальчик играет на школьном аккордеоне, потому что только на нём можно исполнять более-менее сложные произведения. Это насущный вопрос. Инструменты дорогие. Даже тот, на котором Эмиль играет, инструмент размера три четверти, стоит порядка двухсот тысяч рублей. А когда он подрастет, ему нужен будет полный инструмент – четыре четверти, а это уже порядка четырехсот тысяч. У нас в школе пока такого нет. Как решить эту проблему, пока не знаем…

«Когда он занимался музыкой, я всё бросала…»

Эмиль живет со своей бабушкой Гульнарой. Именно здесь, в скромной квартире на улице Октябрьской, и побывал корреспондент «Победы», чтобы познакомиться и пообщаться с юным дарованием. В ожидании Эмиля, который в очередной раз давал интервью съемочной группе телеканала «Милет» (восходящая звёздочка у журналистов нарасхват!), Гульнара угостила меня вкусным кофе и рассказала о непростой судьбе внука, растущего без отца, и о его мечте – попасть в «Артек».
– Я ребенка взяла к себе, чтобы мама могла работать и зарабатывать. Подготовили в «Артек» все документы. Он очень хочет туда попасть. Второй год отправляем заявку, но пока без результата, – с сожалением говорит она. – Не хочу жаловаться, но мне обидно за него. У него грамоты не только за победы в музыкальных конкурсах, – рассказывает Гульнара, показывая толстенный альбом с многочисленными грамотами и дипломами. – Эмиль успевает участвовать в различных школьных олимпиадах и заниматься спортом. Если победителей международных и всероссийских конкурсов не принимать в «Артек», то кого еще?
С нежностью и любовью рассказывает она о внуке. – Он влюбился в аккордеон, хотя побеждал и на конкурсах по сольфеджио, и берет дополнительные уроки на фортепиано. Ему очень легко всё даётся. Освоил маленькую гитару укулеле. Эту разновидность четырехструнной гавайской гитары подарили Эмилю на день рождения.

– Какую музыку он больше любит?
– Быструю! Преподаватели, конечно, очень внимательно с ним работают. Спасибо нашей музыкальной школе, очень помогают. Когда поехал на конкурс в Москву, я думала победит – не победит, не особо волновалась. А Олег Вадимович звонит: у нас «Гран-при»! А вот когда в Курск они ездили, я больше волновалась из-за сегодняшней ситуации на Украине, граница ведь рядом. Второе место – большой успех! И поездка в Курск практически окупилась, потому что на Международном конкурсе за первое и второе места были предусмотрены денежные премии.

– Откуда у Эмиля любовь к музыке?
– В Крым мы переехали в 1989 году из Узбекистана. Там его мама ходила в музыкальную школу. Сын у меня хорошо играл на трубе. У Эмиля дед по отцовской линии тоже играл на трубе. Знаете, когда Эмиль дома занимается музыкой, я всё бросаю, сижу и слушаю его. Это не тот ребенок, которого надо заставлять. Я никогда голос не повышаю на него, – говорит бабушка юного дарования, и тут же раздается звук открываемой входной двери. – Эмиль, не раздевайся, иди сюда, – зовет она внука…

«Таких  детей  не  очень  много,  и  мы  стараемся  цепляться  за  них…»

«Мечтаю стать успешным…»

Поначалу Эмиль в беседе с корреспондентом был немного скован, видимо, стеснялся, и отвечал на вопросы очень кратко. Но по существу.

– Какой из конкурсов для тебя был самым запоминающимся, самым престижным?
– Московский конкурс и конкурс в Курске.

– Как репертуар подбираешь?
– Преподаватель предлагает или сам что-то услышу и начинаю подбирать.

– На слух трудно подбирать незнакомое произведение?
– Нужно послушать, посидеть, подождать пока мелодия «осядет». А потом уже…

– Что тебе больше нравится – классические или народные произведения?
– Наверное, больше классика.

– Если ли в планах участие в новых конкурсах?
– Возможно, в Самару в сентябре поедем, если прослушание пройдет успешно в Симферополе.

– Почему ты увлекся музыкой?
– Сначала занимался танцами. А музыкой – потом. Сначала хотел на гитаре учиться, но бабушка отвела меня на аккордеон.
Эмиль признается, что сначала даже обиделся на бабушку, но потом понял, что на гитаре можно научиться и самому по видеоурокам, но на ней не сыграешь так, как на аккордеоне.
– Я влюбился в этот инструмент, который может передать и злость, и радость, и грусть, и печаль.

«Таких  детей  не  очень  много,  и  мы  стараемся  цепляться  за  них…»

– Какие еще музыкальные инструменты тебе нравятся?
– Владею фортепиано. Не владею, но нравятся саксофон и кларнет. А еще – скрипка.

– Твоя мечта?
– Мечта – стать успешным. У Олега Вадимовича есть еще ученик – Ваня, хочу превзойти его технику игры на аккордеоне.

– А чем еще увлекаешься, кроме музыки?
– Люблю спорт. Сначала занимался рукопашным боем. Но потом меня исключили из-за того, что из-за музыкальных занятий и участия в конкурсах пропускал тренировки. Сейчас хочу пойти на волейбол.

– После окончания школы продолжишь заниматься музыкой?
– Да, – уверенно ответил Эмиль, и уже, видимо, привыкнув к собеседнику, сбегал в комнату за своей маленькой гавайской гитарой и специально для корреспондента «Победы» неожиданно спел песню «А у любви нашей села батарейка» – саундтрек к фильму «Любовь в большом городе». Класс!

Р.S.
… Бытует мнение, что из 100 тысяч детей, которых учат музыке, только один становится настоящим музыкантом. И, наверное, из миллионов детей только один становится музыкантом уровня Хейфеца или Горовица. Значит ли это, что остальных детей не нужно учить музыке? На этот вопрос лучше всего ответил страстный просветитель культуры и образования нового формата, педагог, философ, музыкант Михаил Казиник: «Нет, как раз наоборот. Просто нужно знать формулу. Музыкальное воспитание – не есть воспитание музыканта. Это воспитание человека, человека музыки, человека гармонии…»
Как сложится дальнейшая судьба у Эмиля Керимова? Станет ли он в будущем настоящим музыкантом, а может – даже великим музыкантом, сегодня этого никто не сможет предсказать. Но то, что этот всесторонне развитый мальчик уже сегодня – человек музыки, человек гармонии, – это факт. А с его целеустремленностью, настойчивостью, увлеченностью и страстным желанием «стать успешным», – возможно исполнение самых заветных желаний и покорение самых высоких вершин.
Пожелаем ему в этом удачи!

Василий ЕЖОВ