Кадеты  Феодосии  –  верные  сыны  ОтечестваЮные кадеты школы №3 участвуют в эстафете памяти Великой Победы «Честь и достоинство». Церемония слияния частиц Вечного огня города воинской славы Феодосия с огнями городов-героев Крыма. Май 2022г.

Кадетскому движению в России более трехсот лет. Возродившееся в начале 90-х годов, сегодня оно набирает популярность, потому что ставит своей главной целью подготовку юных россиян к государственной и военной службе, а также славится эффективностью и качеством обучения и воспитания.

От этого во многом зависят гражданственность и патриотизм, интеллектуальный и духовный потенциал подрастающего поколения, а значит, и будущее России. Гражданско-патриотическое воспитание школьников является приоритетным направлением в деятельности школ Феодосийского округа.
О настоящем и будущем кадетского образования в Феодосии – в интервью с сопредседателем Общероссийского Союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», руководителем Рабочей группы по кадетскому образованию при Общественной палате Санкт-Петербурга, членом попечительского совета феодосийской школы № 3 с кадетскими классами, капитаном 1-го ранга запаса, кандидатом педагогических наук, доцентом Антоном Грязновым.

Кадеты  Феодосии  –  верные  сыны  Отечества
Антон Грязнов и феодосийские кадеты в составе делегации в Балаклаве
перед посещением подземного музейного комплекса. Фото Василия Ежова

По стопам деда

Антон Грязнов родился в Екатеринбурге. В школьном возрасте решил пойти по стопам деда, который был одним из первых морских лётчиков в российской авиации. Как сейчас вспоминает мой собеседник, по преданию, его дед на самолёте-амфибии мог с лёгкостью совершить полёт даже под невысоким мостом через реку! С 5-го класса Антон начал готовиться к поступлению в Нахимовское училище: занимался спортом, хорошо учился, а самое главное – очень хотел поступить. В 1986 году окончил Нахимовское училище, а затем – Высшее военно-морское училище им. М.В.Фрунзе в Ленинграде. С тех пор его судьба связалась с военным флотом «морским узлом». И даже теперь, спустя многие годы, когда встречаются бывшие выпускники-нахимовцы, суворовцы и кадеты, они говорят на «одном языке» и им есть что вспомнить. Это как единое братство, содружество тех, кто воспитан на традициях служения Отечеству, воинской чести и самоотдачи.
– Традиции кадетства не изменились, они всегда остаются. Неважно, какого ты звания, на каком корабле служил, нам есть о чем поговорить, мы воспитаны на единых традициях служения Отечеству, – говорит Антон Грязнов.
После окончания училища он был направлен на службу в Керченско-Феодосийскую морскую базу. Служил на малых противолодочных кораблях МПК-5 и МПК-49. Это было первое знакомство с Феодосией, которая сейчас стала для него любимым и родным городом:
– В детстве, как многие уральские мальчишки, моря почти не видел, на юге был всего дважды. Когда первый раз побывал в Феодосии, конечно, был восторг. Дух южного города ни с чем не сравним. А сейчас, когда отношение уже осознанное, понимаешь, как всё больше Феодосия меняется в лучшую сторону. Город не даёт ощущения провинциальности, он уникален со своей древней историей, прекрасной природой. Точка притяжения – не только на уровне Крыма. Сейчас я рад, что здесь живу и работаю. Хочется пожелать городу, чтобы он развивался, в том числе в кадетском образовании. Думаю, что это будет полезно для всех.
В 1991 году Антону Олеговичу предложили должность офицера-воспитателя в Нахимовском училище в Санкт-Петербурге. В это время он начал заниматься реализацией проекта «Феодосийский якорь». Этот проект как раз и сплотил дружбу и сотрудничество между двумя школами Санкт-Петербурга и Феодосии.

Кадеты  Феодосии  –  верные  сыны  Отечества
Масштабный патриотический проект «Феодосийский якорь:
где ему быть?» положил начало дружбе и сотрудничеству между кадетами Феодосии и Санкт-Петербурга

Начало есть

Одной из лучших традиций российской государственности во все времена была и остаётся готовность к служению Отечеству с детства. Для многих поколений россиян это служение начиналось в стенах кадетских учебных заведений. Там, где с юношеских лет готовят к получению профессий, связанных с «государственной, военной и гражданской, муниципальной службой, производственной и научно-исследовательской деятельностью в интересах государства».
Кстати, последнее определение взято из недавно принятой Стратегии социально-экономического развития Феодосии до 2030 года.
– Не все регионы России могут похвастаться тем, что исконное понимание кадетского, а именно раннего военно-государственного образования, отражено в главном прогностическом документе региона. Считаю это крайне важным. Такой подход позволяет планомерно развивать региональную систему кадетского образования, которая может и должна рассматриваться как модель целенаправленной подготовки регионального кадрового резерва. Более того, именно кадетское образование как «триединый процесс обучения, воспитания и развития юношества», что также отражено в Стратегии, должно становиться точкой сборки для всей образовательной, военно-патриотической и кадровой работы в регионе, – уверен Антон Грязнов.
В Феодосии такой задел уже сделан. В настоящее время в округе созданы и успешно функционируют с 5-го по 9-й кадетские классы в двух школах: с 2015 года – в школе №3 им. Ю.А.Гарнаева, с 2016 года – в школе №11 им. А.В.Преснякова. Общая численность обучающихся в кадетских классах этих школ составляет более 200 человек.
– Отношения с ребятами строю на принципах наставничества, уважения и честности. Вроде бы как надо играть, но в серьёзные игры: ходить в походы, участвовать в военно-спортивных соревнованиях, проводить строевую подготовку. Но строевые приёмы – это не просто шагистика, а работа в команде. Сбиваешь ногу, на пятки наступят. Правила игры и рамки должны быть определены. Поэтому все понимают, что за нарушения последует ответственность, – делится педагогическим опытом Антон Олегович. – Стараться говорить с ребятами на одном языке, приводить примеры, рассказывать то, что понятно и близко. Многие воспринимают кадетство как красивую форму или красивые атрибуты. Это не главное, это – мизер. Да, форма заставляет ребят быть более дисциплинированными и подтянутыми. Но главное – это целенаправленная работа в образовании, методике преподавания.

«Делай, что дόлжно, и будь, что будет»

В перспективе – построение двухуровневой муниципальной системы кадетского образования, где первый уровень представляет собой 5-9 кадетские классы во всех школах региона, второй уровень – 10-11 кадетские классы в одной из кадетских школ. Переход с первого на второй уровень должен предусматривать отбор учеников. Это создаст возможность обеспечивать для кадет, обучающихся на втором уровне (10-11 классы), индивидуальные образовательные и профориентационные траектории, которые, в свою очередь, должны предусматривать преференции при поступлении кадет-выпускников в профильные государственные образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования, расположенные в регионе, а также их последующее трудоустройство в учреждения, организации и на предприятия Феодосии.
– Пока у нас в городе таких примеров нет. Во-первых, раньше никто в Феодосии кадетским образованием не занимался. И пока еще у нас нет 10-х и 11-х кадетских классов. А вот в следующем году уже можно начать целевую профессиональную подготовку выпускников. Как говорится, дорогу осилит идущий, – уверен Антон Грязнов.
Пока всё это – только возможная перспектива. Но она абсолютно реальна в случае заинтересованности региональной и муниципальной власти, родительского сообщества, социальных партнёров кадетских школ, считает собеседник. В кадеты должны идти те, кто собирается получить соответствующую профессию. Естественно, понятие «офицер» у кадет в большом почёте, но не все выпускники выберут военные училища, академии ФСБ и другие силовые структуры, многие из них будут строить будущую карьеру в должностях муниципальной и государственной службы. Самое главное – на службе Родине, стране, республике, городу, следуя своему кадетскому девизу: «Делай, что должно, и будь, что будет».

Кадеты Феодосии

Федеральные и региональные власти создают необходимые условия для развития системы кадетского образования. Так, в сентябре прошлого года на высшем политическом уровне было принято решение об исключении понятия «образовательная услуга» из законодательства в сфере образования. – Нас это не может не радовать, поскольку мы с вами давно понимали, что педагогика – это, скорее, искусство, нежели сфера услуг. Ранее, в июле 2020 года, в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» было закреплено понятие «воспитание» на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. По итогам заседания Президиума Госсовета России в августе 2021 года министерствам и регионам были даны поручения, касающиеся анализа лучших практик организации внеурочной деятельности, разработки модели «Школа полного дня» на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности», внедрения системы профориентационных мероприятий с привлечением ресурсов профессиональных образовательных организаций и предприятий, с учётом приоритетных и перспективных направлений развития экономики и социальной сферы. В июне 2021 года в кадетской столице России был принят закон «О кадетском образовании в Санкт-Петербурге», где впервые в новейшей истории страны на законодательном уровне были закреплены понятия «кадетское образование» и «кадетский класс», – рассказывает Антон Грязнов.
Кадетские школы Феодосии с готовностью откликаются на инициативы властей и запросы общества. В России только недавно принято решение о еженедельном подъёме Государственного флага и исполнении Государственного гимна в общеобразовательных школах, а кадеты Феодосии уже давно участвуют в таком ритуале. Учащиеся кадетских классов и их педагоги-наставники с воодушевлением принимают участие в местных и межрегиональных конкурсах, состязаниях, культурно-просветительских мероприятиях и проектах: «Вахта памяти поколений», военно-спортивная игра «Зарница», «Честь и Достоинство», где слились воедино символы вечных огней городов-героев и городов воинской славы России и Крыма. Феодосийцы танцуют на кадетских балах, маршируют на кадетских смотрах, принимают участие в праздничных и памятных мероприятиях Феодосии и Крыма.
Напомним, недавно разновозрастные кадетские команды школы №3 приняли участие в конкурсе «Феодосийский якорь: где ему быть?», посвящённом разработке исследовательских и творческих проектов, связанных с установкой на территории Феодосийского округа исторического якоря линкора «Евстафий», найденного в акватории Феодосийского залива в 2010 году. Руководством города принято решение о проведении торжественной церемонии передачи якоря в дар Феодосии в дни совместного празднования Дня Военно-Морского флота и Дня города, 30-31 июля, в одном из исторических мест, предложенных кадетами.
В апреле Феодосийским обществом ветеранов-подводников ВМФ «Подводник» была организована поездка в Балаклаву с посещением Балаклавского подземного музейного комплекса и вручением музею рубочной доски с подлодки С-49. В составе феодосийской делегации были и кадеты школы №3.
– Участие в совместных мероприятиях – сплочение коллектива. Действительно, это видно было и на защите проектов, где участвовали разновозрастные ребята – и пятиклассники, и девятиклассники. Когда им предоставляется возможность принять участие в каком-то важном деле, они делают это с удовольствием, преодолевая себя, помогая друг другу, – говорит Антон Грязнов. – У каждой ветеранской организации есть две основные цели: помощь участникам своего сообщества и передача опыта подрастающему поколению. Поэтому я стараюсь привлекать внимание общественной организации и к воспитанию кадет. Очень рад, что нашёл здесь единомышленников.

«Только бы жила Россия в блаженстве и славе..!»

Кадеты  Феодосии  –  верные  сыны  Отечества
Антон Олегович Грязнов

«Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники». Именно они обучают и воспитывают будущих генералов. В периоды исторических переломов и турбулентности, когда государство испытывает дефицит в образованных национально-ориентированных управленческих кадрах, оно традиционно обращает своё внимание на 320-летний апробированный опыт кадетского образования в России. Так происходит и в наши дни. Кадетское образование представляет собой одно из самых значительных явлений в истории российского просвещения, давшее основу всей системе светского образования страны. Выпускники кадетских учебных заведений снискали славу своему Отечеству, цементируя собой воинские и трудовые коллективы. В своём служении Отечеству кадеты всегда руководствовались словами Петра I, чей юбилей отмечался 9 июня, сказанные им перед Полтавской битвой: «Не помышляйте, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру врученное, за род свой, за Отечество. А о Петре ведайте, что ему жизнь недорога: только бы жила Россия в блаженстве и славе..!»
Наша беседа состоялась накануне 12 июня, Дня России. К этой дате у Антона Олеговича отношение неоднозначное.
– Как у многих россиян взрослого поколения, этот день – скорее, не праздник, а один из символов развала великой и могущественной страны – Советского Союза, где мы родились, выросли, получили качественное образование и воспитание, – считает он. – Следствия тех событий мы сегодня наблюдаем и у нас в стране, и у наших соседей по постсоветскому пространству. Многие из них начали строить свою самостийность на отрицании нашего общего прошлого. Мы стараемся не забывать историю нашей многонациональной, многоконфессиональной империи, как бы она не называлась в разные исторические эпохи.
Возрождение кадетского движения в России продиктовано временем. Ведь во все времена кадетские корпуса готовили настоящих граждан своей страны, воспитанных в духе благородства, воинской чести, доброго товарищества, крепкой дисциплины, а также беззаветной любви и преданности Родине. А потому девиз: «Жизнь – России, честь – никому» и сегодня не утратил своей высокой значимости.

Эвелина ПОРТНАЯ, фото из архива школы №3