Газета "Победа" Феодосия

Газета "Победа" Феодосийского городского совета Республики Крым

В танце кружится «Фантазия»

В  танце  кружится  «Фантазия»

…Юноша полюбил жестокую красавицу, которая согласится выйти за него замуж только после того, как он достанет цветок эдельвейса.

Растёт эдельвейс на горном утёсе, у самой кромки снегов, и только мужественному и любящему сердцу под силу добраться до него. Юноша так долго искал заветный цветок, что капризная красавица превратилась в старуху, одиноко жившую на краю селения. В дождливый вечер в ее дом постучали. На пороге стоял юноша и протягивал ей цветок эдельвейса. И случилось волшебство – от прикосновения к чудесному цветку женщина превратилась в юную девушку, какой была много лет назад. Юноша и девушка стали мужем и женой, они были счастливы всю жизнь и хранили верность друг другу…

Так гласит легенда об этом прекрасном белоснежном цветке. С тех пор эдельвейс считается цветком верности и любви, мужества, отваги и трудолюбия. В течение нескольких десятилетий все эти замечательные человеческие качества «прорастали» в коллективе Образцового детского хореографического ансамбля «Фантазия» – «Эдельвейс».
О настоящем и будущем коллектива – в беседе с его бессменным балетмейстером Анной Ильницкой.
Этот танцевальный коллектив феодосийцам, крымчанам и даже гостям города представлять не надо. Без него не обходится, по сути, ни один праздник на сцене городского Дома культуры или на главной площади Феодосии, ни одно торжественное мероприятие, приуроченное к важной дате. Многие поколения юных танцоров прошли через ансамбль, участие в котором – не просто способ занять свободное время. Это и раскрытие своих способностей, раскрепощение и свобода самовыражения, дисциплина и ответственность. И главное – это настоящий праздник танца и творчества, которого так ждут и зрители, и сами танцоры.

«Девочка, стой здесь!»

Анна Ильницкая с самого детства всегда танцевала и даже мечтала стать балериной в будущем.
– Первые воспоминания моего детства – это балет «Жизель» и шопеновские пышные платья балерин на экране чёрно-белого телевизора «Рекорд». Меня всё это очаровывало. И если папа переключал на футбол, у меня просто начиналась истерика, – вспоминает Анна Григорьевна. – С замиранием сердца я слушала музыку, особенно классику. У меня танцы были целыми днями, по любому поводу.
– А ещё любила блинчики и пирожки, которые очень вкусно готовила моя бабушка. Была не худенькая, поэтому, когда пришла на гимнастику, меня даже в зал не пустили. А в первом классе пришла с родителями записываться в танцевальную студию, но заболела и не смогла посещать занятия. Спустя год снова уговорила родителей меня туда отвести. Помню, зашла в зал, а там детей человек пятьсот, полный зал. Надо было станцевать комбинацию из четырёх движений. А потом хореограф смотрит профессиональным взглядом и выбирает будущего ученика. Я повторила движения, и она как схватит меня за руку: «Девочка, стой здесь!» А концертмейстеру сказала: «Берём. У неё есть талант».
Зоркий глаз профессионального балетмейстера не подвел. В танцевальной студии ДК машиностроителей в Николаеве Анна Ильницкая прошла все три стадии своего становления на пуанты – в младшей, средней и старшей группе. И с двенадцати лет танцевала в основном составе большого коллектива. Ансамбль танца выступал и на Олимпийских играх в 1980 году, участвовал в выступлениях и за рубежом. Анна на заграничные гастроли не ездила, так как её родители работали на секретном производстве оборонного завода. Но это не помешало ей принять твердое решение стать хореографом и целенаправленно идти к исполнению своей мечты.

В  танце  кружится  «Фантазия»
На сцене с Народной артисткой России Надеждой Бабкиной

К танцевальной мечте

В 1993 году Анна Ильницкая окончила Киевский государственный институт культуры по специальности «Балетмейстер хореографического коллектива». По приезде в Феодосию 24-летнего хореографа пригласили руководить Образцовым детским коллективом «Фантазия», который был организован в 1985 году в городском ДК. И это почетное звание образцового ансамбля ей, тогда ещё молодому специалисту, удалось ни разу не уронить за годы руководства. Ансамбль активно принимал участие в конкурсах и фестивалях. В 2003 году «Фантазия», входившая в то время в состав молодежного центра «Дойчклуб Гемайншафт», успешно выступила на немецком зимнем карнавале в Евпатории, представив на суд жюри два народных танца – «Тирольский вальс» и «Вальс Штрауса». Так случилось, что в течение двенадцати лет коллектив работал в стенах феодосийского Дома офицеров флота. Тогда танцевальный ансамбль назывался «Эдельвейс» и существовал при поддержке Ассоциации немцев Украины. В это время коллектив был постоянным участником фестивалей, в том числе фестиваля детского творчества ««Солнечный луч», проводившегося в разных городах страны, но чаще всего в Феодосии. Спустя время коллектив вновь возвращается в родной городской ДК. И в 2019-м году коллективу «Фантазия» под руководством его хореографа Анны Ильницкой удаётся вернуть звание образцового.

Воспитываем через доброе и светлое

Когда во время городского концерта на сцене или площади появляются лёгкие танцующие «звёздочки» в волшебных костюмах и начинают демонстрировать зрителям своё отточенное мастерство, можно не сомневаться – уж точно выступает «Фантазия»! Именно такое яркое выступление они и показали 26 июня на привокзальной площади, где проходил фестиваль-марафон «Песни России-2022» под руководством Народной артистки России Надежды Бабкиной. Юные дарования «Фантазии», в красочных нарядах цвета солнца, отлично вписались в совместную с именитыми артистами концертную программу и исполнили «Андижанскую польку». За что благодарные зрители наградили юных танцоров и их руководителя бурными овациями и возгласами «Браво!»

– Для меня и всего нашего коллектива, если на нас обратили внимание артисты такой величины, это – уже вершина. Об этом раньше можно было только мечтать. Очень приятно и почётно для нас! Значит, двигаемся в правильном направлении, – делится впечатлениями Анна Григорьевна.
На сегодняшний день в «Фантазии» занимается более семидесяти юных танцоров в четырёх возрастных группах от 3-х до 18 лет. В репертуаре ансамбля более 25-ти «идущих», действующих танцевальных номеров. Репертуар – разнообразный и насыщенный.
– Это те танцы, которые можем танцевать, как говорится, сходу. Вышли на сцену и танцуем. Отчётный концерт состоит из двадцати хороших номеров, выполненных качественно разновозрастными группами. Репертуар ансамбля довольно сложный технически, поэтому и программа обучения очень насыщенная. Справляются у нас только самые трудолюбивые, старательные и упорные. Большую роль в нашем репертуаре играет знакомство с культурами и фольклором разных стран. В национальных танцах ярко раскрывается душа народа. Зрители сразу узнают мелодии народных танцев, а наша задача качественно их исполнить. В своей постановке танцев я стараюсь приблизить национальное творчество к современному зрителю, – рассказывает балетмейстер ансамбля.
С помощью танца можно всё: выразить всю гамму своих чувств, создать радостное настроение, отвлечься от неприятностей в быту, уверена Анна Ильницкая. Дверь в танцкласс закрывается, и всё… Оставив все свои заботы за дверью, они погружаются в мир танца – счастливый, солнечный, радостный, наполненный творчеством и искусством!
– Мы воспитываем поколение, которое стремится к лучшим идеалам. А воспитываем через доброе, светлое, – говорит Анна Григорьевна. – В своих детях воспитываю стремление становиться лучше. А ещё – переживать за коллектив, понимать, что я – его часть, уметь по-доброму общаться. Ведь чем больше в коллективе дружбы, тем выше качество в искусстве танца. Ну и, конечно, в хореографическом коллективе воспитываем дисциплину, которая начинается с руководителя. Не могу опаздывать, а танцевать должна лучше всех. Показать на репетициях танец так, чтобы с меня его «срисовали» воспитанники. Приходится держать физическую форму.

В  танце  кружится  «Фантазия»

«Вижу музыку»

Любой танец начинается с музыки, неважно, в каком стиле или к какой народности она относится. Интересно, кто-нибудь умеет видеть цвет музыки? А хореограф Анна Ильницкая умеет. И цвет костюмов на сцене должен попадать в цвет музыки, только тогда танец будет гармоничным, считает она.
– Если музыка запала в душу, тогда я говорю себе – вперёд! Вот, например, услышала когда-то замечательную узбекскую мелодию. Оказалось, это «Андижанская полька». Начала работать над танцем, читала литературу, общалась со знающими людьми, пересмотрела всю информацию по народным узбекским танцам. Получился отличный танец, который мы сейчас с удовольствием исполняем на сцене. Когда говорят, что танец начинается с каких-то технических приёмов, я так не думаю. Музыка – вот основа для создания танца. Я музыку вижу в цвете. Если, например, мы танцуем вальс Стинга, то это обязательно сиренево-розовый, а не иначе, – говорит Анна Григорьевна.
Любой танец, грациозный или задорный, изящный или шуточный, народный или современный, в огромной степени зависит от костюма, который дополняет танцевальный образ.
– К костюмам мы относимся очень бережно. Большое значение имеет воспитание аккуратности у наших танцоров. Я говорю им: вы выходите на сцену, как на пьедестал, и несёте культуру зрителю, поэтому должны быть аккуратно причесаны, в отутюженных костюмах. Надевая колоритные национальные костюмы, танцоры примеряют на себя творческие образы, каждый со своими переживаниями и эмоциями. Вот, например, сказочно-выразительный узбекский танец в национальных костюмах. Как-то одна из комиссий жюри сделала нам замечание, что у нас слишком яркие костюмы в этом танце. А вот люди, которые приехали из Узбекистана, рассказали мне, что девушки-узбечки во время праздничных обрядов надевают все, что блестит, украшая головной убор перьями, блёстками, каменьями, делают яркий макияж. В их национальных костюмах практически отсутствует черный цвет. Поэтому я так и вижу этот костюм – ярким, насыщенным, радостным. Или вот мы исполняем сложный танец, вальс Шопена, но девочки всё равно его очень любят, и в том числе из-за наших прекрасных пышных нежно-розовых платьев, – рассказывает руководитель «Фантазии».
Дизайнерские идеи по созданию танцевальных костюмов для участниц коллектива принадлежат Анне Ильницкой. В основном, пошив происходит на собственные средства. Правда, в последние годы уже дважды шить костюмы ансамблю помогал городской Дом культуры.
Дизайнеры и швеи в танцевальном коллективе «Фантазия» – действительно настоящие профессионалы своего дела. После того как хореографу приходит идея нового костюма, начинается совместная проработка его технической стороны, эскиза. И когда Анна Ильницкая рассказывает дизайнеру-швее свою идею, волшебным образом происходит стопроцентное «попадание» в цветовую гамму. Вообще, по словам хореографа, с костюмами работают увлечённые своим любимым делом творческие люди. Они могут за несколько дней и ночей создать вручную на всех девочек такие воздушно-ажурные шедевры, при взгляде на которые невольно вырывается: «Ах, как красиво!»

«Танцы – это голова»

У балетмейстера Анны Ильницкой на сегодняшний день есть много бывших учениц, которые продолжили профессиональную деятельность в области хореографии. И некоторые из них – довольно известные в нашем городе.
– Есть и те, кто работает в Москве, Санкт-Петербурге, других городах, получив в Феодосии, у нас, танцевальное базовое обучение. Удивительно, что даже те, кто сначала выбрал другую профессию, потом все равно переучились и теперь работают хореографами. Но больше всего моих выпускников – медики. Такое впечатление, что медицинский кружок вела, – смеётся Анна Ильницкая. – Прихожу в горбольницу или поликлинику, там все мои ученики. Может, это как раз показатель того, что на наших занятиях в первую очередь воспитывается память, – рассказывает моя собеседница.
Анна Ильницкая более пятнадцати лет в Феодосийском детском доме обучала ребят искусству танца. Коллектив детского дома под её руководством лидировал во всех крымских танцевальных конкурсах и неоднократно завоевывал призовые места во всеукраинских смотрах в Херсоне, Тернополе и других городах Украины. Именно в это время за достигнутые успехи Анне Григорьевне была присвоена первая категория работника культуры.
– Я писала научную работу на тему: «Влияние хореографии на интеллектуальную составляющую воспитанников». Первое, что есть в танце, – это развитие памяти. Мы же, хореографы, ничего не записываем. Если не запомнил, не станцуешь. Я всегда детям говорю: «Танцы – это не ноги, танцы – это голова», – улыбается хореограф.
Вообще, по большому счёту, можно сказать, что у Анны Григорьевны мастерству танца обучалось полгорода Феодосии. Случается, что иногда и не догадывается, что навстречу идёт и здоровается одна из её бывших воспитанниц. Ведь и сейчас в младшей группе «Фантазии» танцуют уже дети участников из предыдущих составов.

В  танце  кружится  «Фантазия»

Вдохновение на танец

– Когда говоришь детям до одиннадцати лет, что сегодня учим новый танец, у них глаза загораются: «Да! Ура!» Падают с ног от усталости, но они его учат, идут навстречу трудностям, преодолевают, добиваются результата. Их легко «завести», они «горят» на концерте. Во время переходного периода, когда начинается отрицание всего и вся, там уже в ход идут уговоры, надо увлекать, использовать стимулы и мотивацию. Вот здесь мне помогает практика, которую получила, работая в детском доме.
В детях природой заложено творческое начало, уверена Анна Ильницкая. Нужно просто эту энергию правильно направить, заинтересовать, объяснить, для чего это важно и нужно, к чему надо прийти в итоге совместной работы. – И в постановочной работе очень важно это использовать. Дети всегда должны понимать, что они делают, для чего, зачем, и что получится в результате этого труда. Им нравится выходить на сцену, получать аплодисменты публики, слова одобрения родителей и, самое главное, своих педагогов. Им нравится, когда в результате кропотливого труда и творческого подхода у них начинает получаться то, что вначале они сделать не могли, – рассказывает руководитель ансамбля.
Сегодня «Фантазия» принимает активное участие не только в мероприятиях и концертных программах Феодосийского городского дома культуры, но и в региональных и международных фестивалях. Участники Образцового хореографического коллектива «Фантазия» выступали во всех городах Крыма. А вот с творческими выступлениями на материковой части страны повезло чуть меньше. Два года назад коллектив получил приглашение в Москву – на фестиваль детских танцевальных коллективов, но не поехал из-за ограничительных мер. К сожалению, по объективным причинам не сложилась и поездка нашего коллектива на танцевальный конкурс в Санкт-Петербург. Но можно с уверенностью сказать, что у Образцового хореографического коллектива «Фантазия» – с опытным и увлечённым руководителем Анной Ильницкой – впереди будет немало побед на конкурсах и фестивалях, будут новые открытия юных талантов и достижения высоких танцевальных вершин!

Эвелина ПОРТНАЯ, фото из архива коллектива

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять