Газета "Победа" Феодосия

Газета "Победа" Феодосийского городского совета Республики Крым

Даже двери Айвазовского не вечны под луной…

Даже  двери  Айвазовского  не  вечны  под  луной…

Некоторые беспокойные читатели «Победы» спрашивают: с какой целью заменили двери в Феодосийской картинной галерее имени И.К.Айвазовского со стороны улицы Галерейной? Эти двери якобы устанавливал в своё время сам великий маринист и они, двери, представляют огромную художественную и историческую ценность…

На этот вопрос редакции нашей газеты дала комментарий директор Феодосийской картинной галереи имени И.К.Айвазовского Татьяна Викторовна Гайдук.
«Для начала я хотела бы поведать читателям «Победы», нашим горожанам о том, что в картинной галерее проходят реставрационно-восстановительные работы. Они включают в себя общестроительные и реставрационные работы. Главный корпус галереи, в котором сейчас ведутся работы, – это памятник федерального значения. Существует, в частности, и такое понятие, как предмет охраны, к которому подходят очень трепетно. Предмет охраны – это не общестроительные работы, а то, на чём производится реставрация.
Реставрация, в какой-то степени, – это научный процесс. Он начинается с того, что сначала делается проектно-сметная документация. И для памятников такого формата, как наш, проектно-сметная документация включает очень серьёзные изыскательские работы. Изыскательские работы начинаются с изучения документов. Это кропотливая архивная работа, изучение большого массива фотографий, которые существуют по дому Айвазовского. Это работа, которая в дальнейшем подвергается нескольким видам экспертизы. Поэтому представить себе, что на каком-то этапе работ что-то было упущено, сложно, потому что, если что-то упущено или не соответствует действительности, то это обязательно исправляется в ходе экспертизы. Естественно, что цель таких реставрационных работ – не утратить ничего, что здесь было мемориальным, что здесь было при жизни Айвазовского.
Отвечая на вопрос об этих дверях, я очень рада, что именно редакция газеты «Победа» обратилась к нам. Итак, сохранились прижизненные фотографии Ивана Константиновича Айвазовского, на которых чётко видны данные двери. В доме Айвазовского было три двери – две с проспекта Айвазовского и одна дверь с улицы Галерейной, которые были одинаковыми, однотипными. Но в период Великой Отечественной войны двери сильно пострадали. Очень много было разрушено и в самой галерее, практически сохранилась только мастерская художника. После войны началось восстановление картинной галереи, в том числе были установлены и новые двери. В украинский период, в начале 90-х годов, начались новые реставрационные работы. Послевоенные двери решили заменить на новые, их сделали из дуба, по старому образцу. Но со временем и эти двери износились, рассохлись. Между их деревянными блоками, полотнами, образовались щели толщиной в палец. Поэтому в настоящее время проектной организацией было принято решение заменить эти двери, сделав их по образу и подобию «айвазовских». Двери – это то, что периодически необходимо менять. Не стоит забывать, что, помимо эстетической красоты и декорации, двери в музее носят и охранную функцию, они должны быть прочными и надёжными. Всё что в картинной галерее было при жизни Айвазовского – очень ценно. А проект реставрации – это проект восстановления.
Важно, чтобы читатели поняли, что реставрация – это научный процесс и просто так из музеев ничего не выбрасывается. За ходом этого процесса следят, его контролируют соответствующие органы», – прокомментировала Татьяна Гайдук.

Владимир СМИРНОВ, фото автора

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять