«Мудрая  пыль  веков  помнит  твоих  врагов…»Полевой сезон 2022 выдался сложным, но, как обычно, дружным и насыщенным

Раскопки на Тепе-Оба становятся всё интереснее

В течение нескольких лет на Тепе-Оба археологи проводят раскопки, основной объект которых – ближайшее южное предместье города, где расположен курганный некрополь древней Феодосии, а также – пригородные усадьбы и святилища.

Археологические исследования ведёт Феодосийская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа. Каждый сезон в её работе принимают участие сотрудники нашего музея древностей, а также археологи и студенты из разных регионов России. На страницах «Победы» мы не раз рассказывали читателям о том, как продвигаются исследования античной Феодосии, которая, в принципе, почти не изучена, а также об уникальных находках на раскопках. Так, в прошлом году археологами были обнаружены остатки двух специально устроенных давильных площадок для выдавливания сока из винограда и расположенное рядом полуподвальное хранилище, где в огромных древних керамических сосудах – пифосах – хранилось уже готовое вино. В результате исследований учёные сделали вывод, что в этой части загородной античной усадьбы в середине- второй половине IV века до нашей эры функционировала винодельня.
О том, чем порадовали раскопки в новом сезоне и что археологам удалось найти на Тепе-Оба этим летом, корреспонденту газеты «Победа» любезно согласилась рассказать научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа и руководитель Феодосийской экспедиции Мария Ахмадеева.

«Мудрая  пыль  веков  помнит  твоих  врагов…»
Мария Ахмадеева – научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа и руководитель Феодосийской экспедиции

Лучше меньше, да лучше

В этом году археологический сезон начался 3 августа и продолжался почти месяц. Несколько дней назад объект раскопок был законсервирован. Для участников экспедиции археологический сезон в этом году выдался сверхсложным. Из-за нестабильной политической ситуации экспедиционная археологическая группа волонтёров оказалась крайне малочисленной. И всё-таки самые смелые из них приехали и продолжили исследования истории античной Феодосии, и мы, феодосийцы, выражаем им за это большую благодарность.
– По причине того, что было очень мало людей, нам пришлось пересмотреть наши планы, в которые входила прирезка нового большого участка для продолжения исследований площадки винодельческой усадьбы. Но так как сил было мало, решили, что в процессе исследований разберёмся с некоторыми ключевыми моментами, которые не требуют больших физических усилий, а требуют вдумчивости и внимательности, – говорит Мария Миндигалимовна.

«Мудрая  пыль  веков  помнит  твоих  врагов…»
Пифосные ямы – молчаливые свидетели тысячелетней истории Феодосии

В глубь веков

Археологам пришлось взять в работу небольшой участок. Они спустились на следующий уровень раскопа и получили дополнительные разрезы. И, как говорится, нет худа без добра… Дело ведь не в объёмах, а в находках, что скрыты от наших глаз под многовековой пылью. Может, помог древнегреческий бог виноделия и виноградарства Дионис или античная муза-покровительница истории Клио, но как раз перед своим праздником, Днём археолога, на раскопе древней винодельни археологами были обнаружены интересные и уникальные для нашего региона находки. Это – фрагменты амфор с острова Фасос, свинцовые пломбы, большой фрагмент чернолакового канфара, несколько фрагментов ионийской керамики. Иония представляла собой область на западном побережье Малой Азии, у Эгейского моря, в настоящее время это территории, прилегающие к Измиру в Турции.
– У нас пошёл более ранний материал. Это слои, которые, судя по всему, предположительно можно отнести к более раннему периоду, чем существовала винодельня, – периоду самостоятельности Феодосии как полиса. Появилось несколько уникальных для Феодосии находок, которые, предположительно, датируются серединой-третьей четвертью V века. Их немного, но это – целая серия. Что здесь было, пока сказать трудно, потому что сейчас только «зацепили» этот слой. Однако предварительно уже можно сделать некоторые выводы. Типология амфор довольно точно разработана, поэтому можно уверенно сказать, что эти находки датируются более ранним периодом. Но самое главное, – появилось ещё больше перспектив исследований Феодосии не только планографических, но и хронологических. И даже независимо от объёмов раскопок, этот археологический памятник становится с каждым сезоном всё более интересным, – уверена руководитель экспедиции.

«Мудрая  пыль  веков  помнит  твоих  врагов…»
Можно представить, как жители древней загородной усадьбы дегустировали «солнечный» напиток из этого чернолакового конфара – античного сосуда для питья в форме кубка

О чём «рассказали» пифосные ямы

На участке раскопа, который находится чуть ниже давильной площадки винодельческого комплекса, вероятно, в полуподвальном помещении располагалось хранилище. Здесь отчётливо видны несколько ям разной величины. Это – следы от установки пифосов, которые использовались не только для хранения вина, но, возможно, и для процесса брожения. В прошлом сезоне археологи обнаружили большое количество фрагментов верхних частей пифосов в слое, который был над пифосными ямами.
– Когда обнаружили пятна пифосных ям, мы надеялись, что в них сохранились нижние части пифосов. «Вот будет здорово, если сейчас откроем, и нам повезёт!» Но, увы, их там не оказалось. О чём это говорит? О том, что их выкопали. Это были импортные сосуды, привезённые с противоположного берега Чёрного моря, и очень дорогие. Их использовали бережно, при необходимости ремонтировали, о чём говорят найденные свинцовые пломбы, а в момент приближающейся опасности, конечно же, спасали, – рассказывает Мария Миндигалимовна.
За несколько сезонов археологи нашли пять бронзовых наконечников стрел. Возможно, во время нападения неприятеля, пифосы выкопали, они стояли где-то на поверхности, но вывезти их не успели. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках фрагменты. Интерпретация археологического материала является делом чрезвычайно деликатным, во-первых, потому, что источник исследований почти всегда бывает «молчалив», и сама интерпретация может иметь несколько вариантов. Но почему бы и нет? Это – один из них, первоначальный.
– Если предварительно проанализировать, вот такая история вырисовывается. Шутим с коллегами, что вот он, сценарий исторического фильма о Феодосии эпохи самостоятельного и независимого полиса и присоединения её к Боспорскому царству, – говорит руководитель экспедиции.
В отличие от средиземноморских берегов к началу VI века до нашей эры северное побережье Черного моря практически еще не было освоено греками. А во второй половине VI века до нашей эры борьба за Феодосию стала более драматичной, и в середине 80-х годов IV века до нашей эры она вынуждена была покориться. Феодосийский крупный порт находился относительно далеко от основных центров государства и пользовался поддержкой Гераклеи Понтийской – города на южном берегу Чёрного моря. Наверное, самыми распространёнными находками при раскопках являются фрагменты керамики, поскольку именно она не исчезает со временем в земле. Но совершенно неожиданно в ходе раскопок археологи обнаружили много керамики, привезенной из Синопы и Гераклеи – городов, расположенных на южном берегу Черного моря.

«Мудрая  пыль  веков  помнит  твоих  врагов…»
Кропотливая работа: археологи с помощью кисточек и мастерков
продвигаются сантиметр за сантиметром

На раскопках – феодосийцы

Как и в прошлые сезоны, этим летом в раскопках активно помогали сотрудники Феодосийского музея древностей.
– В археологической экспедиции принимали участие пять сотрудников музея древностей. Они участвовали на земляных работах, а также в работах по очистке внутреннего и внешнего периметра раскопа найденного поселения, – рассказал «Победе» заместитель директора по научной работе Феодосийского музея древностей Юрий Кокин. – Несмотря на то, что в этом году найденных артефактов было не такое большое количество, среди них есть знаковые находки, которые, возможно, позволят нам говорить о более раннем периоде данного поселения, чем предполагалось изначально. Через несколько дней найденные артефакты поступят в музейные фонды, будут идентифицированы и займут достойное место в экспозиции музея. В следующем году совместно с Эрмитажем надеемся продолжить археологические работы и сделать то, что по объективным причинам не удалось сделать в этом сезоне.

Античники любят Феодосию

Руководитель экспедиции Мария Ахмадеева надеется, что следующий сезон будет более плодотворным. Его планируют начать раньше. Конечно, зависит это от многих факторов, в том числе – от финансирования и человеческих ресурсов. Будем надеяться, что с ними всё будет идти по плану. Тем более что античная Феодосия загадочна и малоизучена, а потому, безусловно, вызывает огромный интерес у учёных-античников.
Находки подобных производственных винодельческих комплексов на Боспоре известны, но крайне редки. А для античной Феодосии, которая в принципе почти не изучена археологически, – это и вовсе первая и уникальная находка. Эта винодельня, можно сказать, – древний «предок», родоначальник виноделия Юго-Восточного Крыма, – той отрасли, которой так славится наш регион.
– Коллеги многое слышали о Феодосии периода античности в моих докладах на научных конференциях. А этим летом не выдержали и приехали на несколько дней сюда, на раскопки, чтобы «вживую» всё увидеть. Познакомились с Феодосией и были в восторге от неё. Сказали, что, уйдя на пенсию, будут сюда приезжать намного чаще, – смеётся Мария Миндигалимовна.

«Мудрая  пыль  веков  помнит  твоих  врагов…»
Это – коренной феодосиец IV века до нашей эры. По предварительным данным, кости принадлежат мужчине, немолодому и довольно крупному. Были найдены в амфоре в кургане на мысе св. Ильи в 1973 году Айбабиным А.И. Сейчас находятся в фондах Феодосийского музея древностей. Фото Александры Елизаровой, главного хранителя Феодосийского музея древностей

Сезон открывает новые грани

Когда экспедиция завершается, наступает время написания отчета о проведенных исследованиях и обработки находок. В научном отчете собирается воедино вся полученная в ходе работ информация, до самых мелких подробностей. Все, что увидели и поняли во время раскопок, становится подробным описанием, альбомами чертежей, фотографий и рисунков, по которым можно получить полное и точное представление и о результате, и о самом процессе раскопок памятника. После реставрации и научных исследований все найденные артефакты поступают в фонды Феодосийского музея древностей.
Конечно, все найденные находки в дальнейшем будут тщательно исследоваться. Например, существуют хронологические описания такого артефакта, как канфар (древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя вертикальными ручками). И чтобы точно датировать эту находку, необходимы более детальные исследования, работа со специальной литературой, проведение аналогий, изучение подробностей, что позволит подтвердить или опровергнуть предварительную научную гипотезу.
– Каждый сезон раскопок непредсказуем. Он, как алмаз, может открыть перед археологами новые, неизведанные грани. И поэтому каждый раз сезон манит нас всё сильнее, – говорит Мария Ахмадеева.
О чём расскажут найденные археологами артефакты, эти молчаливые свидетели тысячелетней истории древнего города, покажет время. Предстоит еще много работы, которая, без сомнения, приоткроет нам завесу тайны над загадочной Феодосией и предоставит нам новые удивительные открытия.

Эвелина ПОРТНАЯ, фото автора