Газета "Победа" Феодосия

Газета "Победа" Феодосийского городского совета Республики Крым

Николай Соковнин – верный сын России

Николай  Соковнин  –  верный  сын  России

Девятого сентября 1855 года, после тяжелейших боев, завершилась 349-дневная героическая оборона Севастополя в годы Крымской войны 1853-1856 годов.

Ежегодно, 9 сентября, в городах Крыма и Севастополе проходят мероприятия, посвященные Дню памяти воинов, павших в годы Крымской войны. В Феодосии располагались госпитали для раненых солдат и офицеров, а многие феодосийцы стали участниками Крымской войны и обороны Севастополя. Один из них – вице-адмирал Николай Михайлович Соковнин, памятник которому установлен в Феодосии на Адмиральском бульваре в 2002 году.
В этот день у памятника собрались руководители и представители коллективов учреждений культуры Феодосийского округа, чтобы вспомнить события Крымской войны и почтить память павших героев.
– Крымская война, во время которой происходила героическая оборона Севастополя, завершилась, к сожалению, поражением России, но из нее были извлечены уроки, которые легли в основу серьезных военных реформ 1860-1870-х годов, – обратился к участникам мероприятия директор Феодосийского музея древностей Александр Родионов. – Феодосия во время войны оставалась прифронтовым и тыловым городом, здесь располагались госпитали для раненых солдат и офицеров, но многие феодосийцы были непосредственными участниками Крымской войны и обороны Севастополя. Среди них – военный комендант города, капитан первого ранга Лев Андреевич Ергомышев, военный врач Сергей Петрович Розенблюм, работавший в госпитале Пирогова, и вице-адмирал Николай Михайлович Соковнин.
Николай Михайлович Соковнин служил на Черноморском флоте, принимал участие в первой обороне Севастополя, долгое время был комендантом Феодосийского военного порта. При нем началось строительство торгового порта и проведение железной дороги в город и порт, благодаря чему Феодосия за несколько лет превратилась из провинциального городка в крупный хозяйственный центр. Николай Соковнин также был талантливым изобретателем в области воздухоплавания.

Пример отличной храбрости

К сожалению, имя моряка Николая Соковнина мало что говорит современному человеку, хотя оно и занесено в Большую Советскую энциклопедию.
Соковнин, Николай Михайлович, родился в 1811 году в семье тульских дворян. В четырнадцатилетнем возрасте поступил в Морской кадетский корпус. По его окончании служил на Балтийском флоте. В 1828-1832 годах крейсировал на корабле «Святой Андрей» и фрегате «Помона». С 1833 года служил на кораблях Черноморского флота, командовал различными судами, участвуя в действиях против горцев. Так началось участие Соковнина в боевых операциях и походах Черноморского флота. Этому флоту под командованием адмирала М.П.Лазарева много раз приходилось поддерживать операции генерала Н.Н.Раевского на побережье Кавказа. С 1852 года Соковнин, уже капитан 2-го ранга, служил на пароходе-фрегате «Херсонес», одном из лучших кораблей русского флота, ставшем последним в ряду тех кораблей, которыми ему довелось командовать.
Крымскую войну капитан 2-го ранга Соковнин встретил в должности командира на пароходе-фрегате «Херсонес». С началом обороны Севастополя тысячи моряков-черноморцев сошли на берег, чтобы сражаться на сухопутье. В числе других прочих и командир. Весь период севастопольской эпопеи 1854-1855 годов Соковнин провёл на самом опасном участке оборонительных укреплений, командуя попеременно левым и правым флангами 4-го бастиона.
Командующий русскими войсками в Крыму адмирал князь А.Меншиков в одном из своих донесений отметил: «44-го флотского экипажа капитан 2 ранга Соковнин, находясь на батарее, действуя днём и ночью против неприятеля и подвергая себя убийственному огню, постоянно показывает пример отличной храбрости».
Вместе с Николаем Соковниным служил великий русский писатель Лев Толстой. «Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Мне не удалось ни одного раза быть в деле, но я благодарю Бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время», – пишет Лев Толстой брату из Севастополя в 1854 году.
В 1855 году Соковнин был контужен, но даже тогда не оставил бастион. В одну из трудных минут, глядя на огненный венец, образовавшийся вокруг Севастополя, Николай Михайлович проронил своему помощнику: «Будь я гениальным музыкантом, переложил бы на ноты эту адскую музыку…»
За боевые заслуги, самоотверженное исполнение служебных обязанностей с риском для жизни и «отличную храбрость и мужество, оказанные при обороне Севастополя», Соковнин был награждён орденами Св. Анны II и Св. Владимира IV степени с бантом и мечами и произведён в чин капитана 1-го ранга.

Комендант Феодосийского военного порта

Впервые Соковнин увидел Феодосию в 1833 году с борта фрегата «Архипелаг». Адмирал Лазарев остался недоволен феодосийским рейдом и дал Феодосии тех дней такую характеристику: «Какое скверное место Феодосия, голое, бесплодное и не имеет воды. Некогда водами своими и фонтанами славилась, ныне все запущено… Очень жаль, что столь отличный и во всех отношениях безопасный рейд из-за недостатка воды делается для флота бесполезным». Следует отметить, что до издания в 1783 году манифеста Екатерины II о присоединении Крыма к России его экономика находилась в упадочном состоянии. В 1859 года Николай Соковнин был назначен комендантом Феодосии. В это время город переживал период бурного подъёма экономической жизни.
Феодосия обустраивалась в новом стиле: стали возникать различные торговые компании, был введен в действие электрический телеграф, в порту на рейде было тесно от судов. И, хотя еще не было железнодорожного сообщения, вечерами приморский бульвар наполнялся прогуливающейся, преимущественно приезжей публикой. По благотворному климату и рельефу Феодосию сравнивали с Генуей.
Возглавив феодосийское комендантское управление, Николай Михайлович принял на себя и многие заботы города, свои служебные дела выполнял добросовестно, честно, что должным образом оценивалось высоким начальством. Уже через год после заступления на новую должность он был пожалован короной к ордену Св. Анны II степени. В 1864 году произведен в чин контр-адмирала. В 1866 году награжден орденом Св. Владимира III степени с мечами над ним. А через год в связи с упразднением должности коменданта был произведен в чин вице-адмирала и уволен в отставку. В 1868 году награжден орденом Св. Станислава I степени.

«Воздушный корабль адмирала»

Инженер и историк отечественной авиации Владимир Горохов в своём историко-биографическом очерке «Воздушный корабль адмирала» рассказал о Николае Соковнине, верном сыне России, который не только честно служил отечественному флоту, но и был одним из тех, кто стоял у истоков авиации и воздухоплавания задолго до того, как миру стали известны русские ученые Н.Е.Жуковский и К.Э.Циолковский, немецкий инженер О.Лилиенталь, имена других пионеров освоения воздушного пространства.
В провинциальной Феодосии, на многие сотни верст вдали от культурного и научного мира России, Николай Михайлович начал непосредственно работать над проектом дирижабля собственной конструкции. В 1866 году издал в Феодосии свою работу «Воздушный корабль», в которой описал разработанную им схему жесткого дирижабля. Он предлагал построить полусферический аэростат, плоский снизу, применить жесткий корпус из тонкостенных металлических труб, разделенный на двенадцать отсеков, наполненных негорючим аммиаком. Легкий газ должен был только облегчить своей подъемной силой вес конструкции в воздухе. А летать предполагалось за счет мощной реактивной струи воздуха, которую засасывал из атмосферы специальный двигатель-насос, а потом выталкивал по бокам аппарата из специальных сопл. Соковнин сформулировал требования к аэродинамическим качествам дирижабля и впервые ввел плоскостной руль высоты. Впервые выдвинул идею о необходимости специальных карт для воздушной навигации.
Это занятие феодосийского коменданта – пример проявления гражданского мужества. Ведь над Россией еще витала мрачная память о Николае I, который считал участие в воздухоплавании недопустимым для офицера поступком…
Работа феодосийского изобретателя была с интересом встречена и затем неоднократно переиздавалась, в том числе и за границей на английском и немецком языках. В 1880 году вместе с Д.И.Менделеевым Николай Михайлович был инициатором создания при Русском техническом обществе VII Воздухоплавательного отдела. При участии Менделеева и Соковнина было основано Товарищество по постройке воздухоплавательного корабля «Россия». На паевые взносы членов Товарищества был дан заказ судоверфи в Петербурге в 1882 году приступить к сооружению дирижабля. Но Товарищество исчерпало свои ресурсы, а обращение к военному министру понимания не нашло…

Память и его идеи живы

Соковнин жил в Феодосии в одно время с Иваном Константиновичем Айвазовским, с которым их объединяла любовь к морю и русскому флоту. Двери дома художника всегда были гостеприимно открыты для адмирала. Николай Михайлович и его семья играли значительную роль в общественной и культурной жизни города. Он обосновал приоритет строительства железной дороги в Феодосии, был почетным мировым судьей города, членом Высшего морского совета по переводу флота из парусного в броненосный. Адмирал являлся Почетным попечителем Феодосийского уездного училища, одного из первых просветительских заведений Крыма, открытого еще в 1811 году. И ныне в этом здании располагается учебное заведение: одна из старейших школ города – школа №4 им. Вити Коробкова. Старый корпус нынешнего здания школы был построен в 1860 году. Новый корпус пристроили спустя 100 лет – в 1959 году.
Супруга адмирала, Любовь Петровна, окончила Смольный институт и слыла в городе одной из самых просвещенных женщин. Она отлично музицировала, все любили её за нежность и доброжелательность к людям. Благодаря её деятельному участию в судьбе женского образования в Феодосии, в сентябре 1866 года, возникло женское училище, преобразованное затем в женскую гимназию. Любовь Петровна учила в гимназии детей музыке и пению, была активным членом Феодосийского благотворительного общества, устраивала концерты в пользу нуждающихся учениц. В 1864 году передала благотворительному обществу свой капитал для учреждения стипендий в женской гимназии.
Николай Михайлович Соковнин скончался 4 февраля 1894 года в Феодосии, на 83-м году жизни. А через три дня Феодосия провожала адмирала в последний путь. При выносе тела были отданы покойному воинские почести всеми войсками, находившимися в Феодосии. Штаб и батальон Виленского 52 пехотного полка в парадной форме с музыкой провожал тело покойного в Александро-Невский собор, а оттуда до Феодосийской железной дороги. Все время тело Николая Михайловича сопровождали учащиеся старших классов женской и мужской гимназий, представители правительственных и общественных учреждений и тысячи горожан. Траурный вагон доставил тело покойного адмирала в Инкерман, а оттуда – в Георгиевский монастырь, где по завещанию покойного он был похоронен рядом с женой.
Вице-адмирал Николай Михайлович Соковнин скончался, так и не увидев дирижабль в небе России – в мае 1884 г. состоялся первый полет управляемого аппарата во Франции, а эра дирижаблей наступила уже в начале нового, ХХ века. Но идеи, рожденные талантом и интеллектом русского адмирала, живут. Одни из них нашли применение в канун XX века, другие – на пороге третьего тысячелетия. Живет и память об этом человеке, который, повторюсь, стоял у истоков авиации и воздухоплавания задолго до того, как миру стали известны русские ученые Н.Е.Жуковский и К.Э.Циолковский, немецкий инженер О.Лилиенталь, американцы братья Райт и имена других пионеров освоения неба.

Новая выставка в музее древностей

Памятной дате завершения героической обороны Севастополя в Крымской войне посвящена книжно-иллюстративная выставка, которая открылась 9 сентября в Феодосийском музее древностей. На ней посетители музея смогут познакомиться с литературой по истории этой войны, увидеть редкие фотографии мест боев и карты того времени.
На выставке представлены уникальные дореволюционные и советские издания и современные книги на русском, французском, немецком и английском языках из фондов научной библиотеки музея древностей, а также карты с театра военных действий и фотографии из альбома «Виды полей сражений Крымской кампании 1854-1855 гг.»
Наряду с историческими исследованиями, монографиями, в экспозиции представлены воспоминания, записки непосредственных участников тех событий и произведения художественной литературы, посвящённые Крымской войне. Выставка открыта в дни и часы работы музея.

Эвелина ПОРТНАЯ, фото автора

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять