Открылась выставка «Великий Немой в России: из Петербурга в Крым»

«Великий Немой в России: из Петербурга в Крым» – название выставки из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга, презентация которой состоялась в Феодосийском музее Марины и Анастасии Цветаевых.

Творческое мероприятие, при большом числе зрителей, открыла заместитель Генерального директора Историко-культурного, мемориального музея-заповедника «Киммерия М.А.Волошина» Наталия Мирошниченко.
– Дорогие друзья! Сегодня мы открываем замечательную выставку, которую запланировали ещё в прошлом году с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. И вот, не смотря ни на что, нам удалось это осуществить. Те, кто постарше в этом зале, прекрасно помнят ленинский лозунг, сопровождавший нас во всех кинотеатрах: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».
В нашем музее мы представляем, так сказать, рекламу «чистого» кинематографа, немого кино, которое на заре прошлого века открывало путь сегодняшним огромным блокбастерам со всеми спецэффектами, немыслимыми цифровыми этюдами.
Хочу вас всех поздравить с тем, что эта выставка состоялась, что мы сумели в этом не очень большом зале исполнить концепцию и замысел этой выставки, – обратилась к присутствующим Наталия Мирошниченко.

Открылась выставка «Великий Немой в России: из Петербурга в Крым»

Она также рассказала, что в экспозиции представлено более 50 копий редких плакатов и афиш к немым фильмам, выходившим в прокат в России в конце XIX – начале XX столетия. Кинематограф, или как его называли «Великий Немой», пришёл в Россию в конце XIX века. Новое искусство сразу же покорило сердца многих людей. Публику привлекали мелодрамы, романтические комедии, экранизации классики и революционные фильмы. Такими же яркими и выразительными, как сами киноленты, были и афиши. Рассматривая киноафиши того времени, можно понять как и чем жила наша страна более века назад.
Наталия Мирошниченко зачитала письмо из Санкт-Петербурга: «…От имени генерального директора Государственного музея истории Санкт-Петербурга Владимира Кириллова сердечно приветствуем вас на открытии выставки. Наш музей рад возможности показать жителям и гостям Феодосии фрагменты одной из своих коллекций.
Афиши и плакаты немого кино рассказывают о заре мирового кинематографа. Вслед за Европой, в начале 20-го века Россия с восторгом погрузилась в «электрический сон наяву», как образно называл киносеансы Александр Блок. Первые фильмы были коротенькими, но «ожившая фотография» вызывала бурю восторга. Постепенно на смену коротким кинозарисовкам пришли сюжетные фильмы, где снимались такие выдающиеся актёры, как Вера Холодная, Иван Мозжухин. На помощь кинопрокатчикам пришли фирмы по выпуску художественно оформленных афиш, и улицы российских городов украсились яркими плакатами.
Выражаем большую благодарность нашим коллегам за возможность показать вам часть одной из лучших в России коллекции киноафиш из фондов нашего музея. Государственный музей истории Санкт-Петербурга надеется, что эта выставка, погружающая зрителя в мир киногрёз начала прошлого века, понравится зрителям музея Марины и Анастасии Цветаевых и оставит только самые яркие впечатления».

Открылась выставка «Великий Немой в России: из Петербурга в Крым»

Перед зрителями также выступили начальник отдела Государственного музея истории Санкт-Петербурга Дарья Прокушева и заведующий Феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых Владимир Чешуин.
На презентации было озвучено, что в столичном театре «Аквариум», в 1896 году, состоялся первый киносеанс, на котором удивлённой российской публике представили фильмы братьев Люмьер. В 1908 году петербургский кинопромышленник, выходец из Крыма Александр Дранков поставил первый в отечественной истории художественный фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Вскоре появилась первая в России полнометражная художественная лента – «Оборона Севастополя». Поставленная в Крыму в 1911 году, она была впервые показана в Ливадии лично императору и членам его семьи, а затем с успехом шла в кинотеатрах всей страны. В последовавшие годы расцвета российского немого кинематографа немало лент снималось в Крыму, а в 1917 году один из пионеров кинопроизводства Александр Ханжонков основал в Ялте знаменитую кинофабрику. Здесь же, на Крымском побережье, закончилась история дореволюционного российского кинематографа. Частные фирмы со всей России, перебираясь в ходе Гражданской войны на юг, не прекращали съёмки до 1919 года, когда киноотрасль была национализирована. Так, символические начало и конец российского немого кино оказались тесно связаны с Санкт-Петербургом и Крымом.
Выставка в музее Марины и Анастасии Цветаевых продолжит свою работу до 26 февраля.

Владимир СМИРНОВ, фото автора