На протяжении праздничных новогодних и предрождественских дней в Феодосии отдыхали не все. Кроме дежурных смен оперативных городских служб, жизнеобеспечивающих учреждений и предприятий, работали и те, кто организовывал досуг горожан.
Среди тех, кто помогал создавать праздничное настроение взрослым и детям – артисты театра «Парадокс», на славу поработавшие на старте Нового года.
Премьера спектакля «Маленький принц», сказочная феерия «Ночь перед Рождеством», мюзикл «Кошка, превращенная в женщину», сказка «Щелкунчик» – все эти постановки театрального коллектива, представленные на сцене городского Дома культуры, были тепло восприняты зрителями.
Корреспонденту «Победы» довелось побывать на одном из спектаклей в постановке режиссера театра Натальи Петровой, зрителям которого была рассказана история о юном мальчике, странствующем по Вселенной в поисках секрета дружбы, сути любви и смысла бытия. «Маленький принц» – легендарное произведение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Эта аллегорическая и очень грустная повесть-сказка была впервые опубликована в 1943 году, с тех пор в мире нет человека, который бы не знал ее главного героя – мальчика с золотыми волосами. «Маленький принц» переведен более чем на 180 языков, по его мотивам сняты фильмы, написана музыка. Книга стала частью современной культуры и разлетелась на цитаты. «Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили…», «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…», «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит…», «И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр…», «Слова только мешают понимать друг друга…», «У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями…», «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету…», «Короли ничем не владеют. Они только царствуют…», «Мы никогда не будем знать, что твориться у кого-то в душе, но мы можем постараться, чтобы там было тепло…»
На первый взгляд, история, рассказанная автором, может показаться обычной детской сказкой о мальчике, который отправляется в путешествие по разным планетам и, в конце концов, попадает на Землю, где и знакомится с рассказчиком – лётчиком, самолёт которого из-за поломки совершил вынужденную посадку в пустыне. Но в этом произведении Сент-Экзюпери поднимает темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Вслед за автором постарались раскрыть эти темы и артисты театра «Парадокс»: Александр Гладышев (Маленький принц), Дмитрий Новосёлов (Лётчик), Валерий Лисин (Лис), Мария Замятина (Роза), Анастасия Новосёлова, Полина Гуртовая и Алисия Карамануца (Звёзды и Розы) и Владимир Семченко (он же – Доктор, Король, Честолюбец, Пьяница, Делец, Фонарщик, Учёный). А также костюмер Татьяна Шутова и звукорежиссёр Сергей Зарембо-Гадзяцкий.
Оценить, как это у них получилось – прерогатива профессиональных театральных критиков. Наш скромный непрофессиональный взгляд – из зрительского кресла. В спектакле практически полностью сохранен и обыгран текст литературного произведения. Всё строго по оригиналу. От вступительных слов рассказчика-лётчика и первой фразы Маленького принца: «нарисуй мне барашка…» – до прощального «Ну… вот и всё…» перед печальным уходом мальчика с золотыми волосами небо. Туда, где будут вечно гореть звёзды и иногда звучать «как пятьсот миллионов бубенцов» его смех.
Из режиссерских находок следует отметить динамику сценического действия при путешествии Маленького принца по соседним планетам, и при этом – перевоплощение из одной роли в другую артиста Владимира Семченко. Оригинально и периодическое появление и стремительный проход через сцену Розы – не как цветка, а как его щемящего аромата, волнующего Маленького принца и напоминающего ему о его маленькой покинутой планете. И, конечно же, мощный режиссерский ход – бумажный самолётик в руках лётчика, а в финале – много бумажных самолётиков, которые каждый из вышедших на поклон артистов запускает в зрительный зал. И это – словно приглашение в сказку, приглашение рассмотреть и услышать звёзды, взглянуть на мир глазами ребенка, чтобы увидеть на рисунке не шляпу, но слона внутри удава, а в конечном итоге – не глазами, а зорким сердцем увидеть главное, раскрыв секрет дружбы, суть любви и смысл бытия.
Спасибо «Парадоксу» за непрекращающийся творческий поиск, за стремление перевести на театральный язык самые трепетные и самые непростые литературные тексты! И отдельное спасибо за то, что побудили еще раз перечитать нестареющее произведение Антуана де Сент-Экзюпери…
Василий ЕЖОВ