Это эхо прошедшей войны…

1941-1945… Эти даты каждый раз вызывают горечь потери, слезы на лице и боль в сердце. Великая Отечественная война длилась целых четыре года, принося страдания и невиданные разрушения.

«Когда завалим в катакомбах
нашей памяти
Тех, что росой багровой землю обняли,
И как земля потом латала раны те,
Мы сами будем ли достойны,
чтоб нас помнили?»

Василий Лычковский

Миллионы погибли, многие остались сиротами и инвалидами на всю жизнь. А есть те, чьи имена, к сожалению, незаслуженно забыты. И мне, участнику проекта «Феодосия. История. События. Судьбы», очень важно, чтобы люди, даже спустя десятилетия, помнили и чтили память тех, кто отдал свою жизнь за Родину, кто без сомнения встал на защиту родной земли.
Сегодня я хочу рассказать о нашем земляке, феодосийце – Гальченко Александре Александровиче, летчике-истребителе, погибшем в феврале 1944 года совсем молодым, ему было 22 года.
Это имя заинтересовало меня после прочтения в архивном номере газеты «Победа» за ноябрь 1954 года заметки «Путь моряка» Игоря Репенко, корреспондента газеты, где он рассказывает об удивительном человеке, Гальченко Александре Григорьевиче, ветеране Феодосийского торгового порта, с детства мечтавшем о море. Встреча состоялась, когда Александру Григорьевичу исполнилось 58 лет, из которых он 43 года отдал морю. «Уроженец Голой Пристани, сын и внук моряка, часами просиживал на берегу, с завистью глядя на белоснежные парусники, густо стоящие у причалов. Очарованный мальчуган в мечтах видел себя на распластавшем паруса, как чайка крылья, корабле, который, повинуясь умелой и ловкой Сашиной руке, быстро плыл по волнам», – повествует автор.
После окончания четырехклассной школы, Александр в 1912 году попадает на палубу парусного судна «Святой Николай». Так началась его морская служба. Тяжелой была она, «плавать-то начал кухаренком на камбузе», но, несмотря на трудности, выдержал. Потом учеба в мореходном училище, громовые раскаты Октябрьской революции и Гражданской войны, военная служба на тральщике «Силач», сначала вахтенным начальником, а потом – помощником командира.
В 1933 году, после демобилизации из военного флота, Александр Григорьевич переезжает на жительство в Феодосию, поступает работать в торговый порт и получает под свою команду парусно-моторное судно «Мальвина». В упорной, напряженной работе незаметно проходили годы. Быстро росли дети: сын и дочь. Александр Григорьевич и его супруга Евдокия Михайловна радовались их успехам в учебе.
И вдруг пришла война – фашистская Германия вероломно напала на нашу Отчизну. Тревожно было за Родину, за сына Александра, ушедшего в армию. После выхода из больницы, где капитан Гальченко оказался после подрыва на мине буксира «Дзирша», Александр Григорьевич эвакуируется с женой и дочерью в порт Махачкала на Каспийском море, продолжает там служить старпомом на портовом буксире. А в 1944 году семью постигло горе: пришло извещение о гибели сына, летчика-истребителя, павшего смертью храбрых за Родину. Евдокия Михайловна долгое время не могла прийти в себя и осознать случившееся.

Это эхо прошедшей войны…
Памятник погибшим летчикам п. Бугодощь

После освобождения Крыма от фашистской оккупации Александр Григорьевич возвращается в Феодосию. Пред ним предстала безрадостная картина, Феодосия – еще совсем недавно цветущий городок, была разрушена. Порт, один из лучших в Крыму, лежал в руинах.
Александр Григорьевич вместе с другими портовиками, не считаясь со временем и непогодой, восстанавливали город и порт. Феодосийцы приложат все свои силы, чтобы родной город со временем стал ещё краше, чем до войны. Большие изменения произошли и в семье Александра Григорьевича. Дочь окончила институт, стала педагогом. Она вышла замуж, живет сейчас в Ленинграде. Каждое лето приезжает в гости к дедушке в Феодосию внук, он мечтает стать кораблестроителем. Александр Григорьевич вышел на пенсию, но расстаться с морем не смог, не ушел с любимой работы, продолжал трудиться капитаном на буксирном катере «Айвазовский». За безупречную работу на флоте был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За доблестный труд».
Гальченко Александр Григорьевич и его супруга Евдокия Михайловна похоронены на старом городском кладбище, место их захоронения нами, участниками патриотического проекта, расчищено и приведено в порядок.
Но передо мной встал вопрос, что известно о сыне Александре, погибшем в 1944 году? Сейчас благодаря информационным сайтам Министерства обороны РФ можно отыскать сведения о службе, гибели военнослужащего в годы войны. Так, согласно спискам военкомата Дагестанской АССР о потерях в Великой Отечественной войне значится: 9 февраля 1944 года летчик-истребитель Гальченко А.А. не вернулся с боевого задания. Был исключен из списков летного состава 845 авиаполка как павший без вести, о чем и известили родителей, находившихся в эвакуации в г. Махачкала. А потому, видимо, отец, Александр Григорьевич, и мать, Евдокия Михайловна, так и не узнали, где увековечено имя их погибшего сына.
Изучив учетно-послужную карточку младшего лейтенанта Гальченко Александра Александровича сообщаю, что он родился в 1922 году в г. Севастополь, Крымская АССР (в 1933 году переехал вместе с родителями в Феодосию). В 1940 году окончил школу №2 г. Феодосии, одновременно получил специальное образование в Феодосийском аэроклубе. Несмотря на то, что и дед, и отец были моряками, Александр выбрал небо и самолеты. Тогда, перед войной, все мальчишки мечтали о небе, занимались в аэроклубах. В 1940 году Феодосийским военкоматом был призван в ряды Красной Армии и направлен учиться в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу им. А. Ф. Мясникова. Окончил её в 1943 году в звании младшего лейтенанта. В военной школе обучение проходил на самолете Як-1. После обучения Александр Гальченко прикомандирован к 845 истребительному авиаполку, где прослужил до февраля 1944 года. 9 февраля 1944 года был его последний боевой вылет на истребителе.

Это эхо прошедшей войны…
Эвелина Керимова в музее порта

И главное, что стало известно: младший лейтенант, летчик-испытатель Гальченко А. А. захоронен на воинском мемориале в Ленинградской обл., Киришского р-на, пос. Будогощь. Здесь находится братская могила и памятник, на котором можно прочесть надпись: «Погибшим в боях за Ленинградскую и Новгородскую землю летчикам 845 Краснознаменного истребительного авиаполка, базировавшегося на аэродроме «Будогощь» (май 1942 – март 1944 гг.)» и ниже перечислены имена сорока погибших. Скорее всего, родителям Александра это не было известно. Мама, Евдокия Михайловна, умерла в 1970 году, а Александр Григорьевич – в 1973 году.
Через соцсеть «вКонтакте» нам удалось познакомиться с Сергеем Вавилкиным, руководителем военно-патриотического объединения «Кречет» в поселке Будогощь. Он рассказал, что братская могила и памятник летчикам на мемориальном комплексе в поселке появились в 1967 году, когда останки захороненных перенесли с окраины поселка, где располагался военный аэродром. Там был небольшой обелиск, установленный после войны медсестрами полевого госпиталя. Сейчас на месте аэродрома стоят жилые дома, но памятный знак о нахождении там когда-то братской могилы павших летчиков авиаполка всё-таки остался, как память о войне.
В Будогощской школе есть Музей боевой славы, где представлена информация о боевом пути лётных полков, базировавших рядом с поселком. Юнармейцы школы, воспитанники объединения «Кречет» ухаживают за братскими могилами на воинском мемориале. Сергей Вавилкин сообщил, что на памятнике летчикам постепенно появились фотографии погибших, но фото младшего лейтенанта Гальченко Александра Александровича отсутствует.
Хочется верить, что наша поисковая работа и мой рассказ о семье Гальченко станут известны родным и близким, которые обязательно найдутся, чтобы дополнить наши сведения и установить фото на памятнике на воинском мемориале в п.Будогощь.
Чтобы помнили и гордились подвигом, будущие поколения России!

Благодарю Сатановского Руслана Григорьевича, начальника порта, за оказанную помощь и посещение Музея истории порта.
Эвелина Керимова, учащаяся 11 класса, Санаторная школа-интернат