Встреча на Земской

Феодосия – город, куда стремится русская интеллигенция, люди науки и творчества. Прогуливаясь по центру, можно встретить удивительных личностей! Так на Земской я повстречала Сергея Данильченко. Такого известного ученого отпустить без интервью журналист не может.

Сергей Леонидович – доктор исторических наук, Почетный работник воспитания и просвещения РФ, академик РАЕ, РАЕН, РАМТН, эксперт ряда образовательных организаций и проектов. Автор 26 учебников и учебных пособий по истории России, 335 научных работ, 24 монографий. Слушать его можно часами. За чашкой чая с имбирем он так много рассказал мне о Феодосии и истории России в целом. Итак, наш диалог.

О Феодосии

«Это город удивительной судьбы! Для меня он сыграл очень важную роль в жизни, я считаю Феодосию своей второй родиной, она близка мне духу. Дело в том, что в 2013 году у меня резко пошатнулось здоровье, после медицинских манипуляций надо было восстанавливаться, и по рекомендации врачей из Москвы я приехал в Крым, в этот древний город. Свои первые шаги тогда после болезни я делал на феодосийской набережной, а через месяц уже почти бегал по проспекту Айвазовского от Галерейной до Стамболи и обратно. Отношусь к Феодосии с огромной любовью! Этот город любила моя мама, любил отец, он очень дорог моему сердцу, как и всей нашей семье. В выходные мы из Севастополя часто едем к вам. Окна квартиры выходят на Белый Бассейн и черепичные крыши домов.

«Это та среда, которая побуждает меня к творчеству. Значительная часть моих книг написана в Феодосии: учебники, монографии, научные статьи, публицистика».

Встреча на Земской
Лекция о Сталинградской битве для студентов СевГУ

Вообще Феодосия имеет сакральное значение, она древнейшая, не зря греки называли ее «Богом данная». Город расположен в уникальной части крымского полуострова, здесь прекрасная природа и архитектура. Феодосия со своими традициями, историей и, что очень важно – с будущим. Мне отрадно наблюдать, как город меняется: преображается набережная, проспект Айвазовского, приводятся в порядок фасады зданий, крыши, производятся капитальные ремонты, строятся учреждения социальной сферы. Знаете, я работаю в Севастополе с 2015 года и видел, как город русских моряков меняется с возвращением на Родину. Мне очень хотелось, чтобы Феодосия тоже бурно развивалась, и сейчас именно так и происходит».

О галерее Айвазовского

«Это та среда, которая побуждает меня к творчеству. Значительная часть моих книг написана в Феодосии: учебники, монографии, научные статьи, публицистика».

«Я вижу своим «историческим» профессиональным взглядом, что зданию галереи Айвазовского вернули первоначальный облик».

«Галерея сейчас имеет восстановленные скульптурную группу и исторический фасад, какой был в конце 19 века при великом маринисте: с фундаментом, системой вентиляции, с отливами и черепичной крышей, с окнами в ней – чтобы на полотна великого художника падал естественный свет. Видно, что сделано все для того, чтобы еще на века продлить жизнь картинам Айвазовского. Галерея – это визитная карточка города Феодосии, детище Ивана Константиновича, а он уникальный художник, самородок, один его «Девятый вал» чего стоит!
Вы знаете, когда-то я писал очередную научную работу и использовал статистический справочник Российской Империи за 1896 год. Так вот там был раздел «Характеристика городов Российской Империи по уровню жизни населения». Как вы думаете, какие из них заняли первые три места? Конечно, верхнюю строку занял Санкт-Петербург, затем шла Варшава (она была тогда русским городом, в 1815 году большая часть Великого герцогства Варшавского была присоединена к Российской Империи), на третьем – Феодосия. И это во многом благодаря Ивану Константиновичу Айвазовскому, он развивал город, вкладывался в него, будучи настоящим меценатом».

Встреча на Земской

О памятниках

«В советское время создавалось много памятников, связанных с революционными событиями, с периодом Великой Отечественной войны. К концу 70-х годов прошлого века их было много, но это дань уважения к тем, кто погиб. Надо понимать, что эти памятники ставили люди, которые воевали за Родину. С этим необходимо считаться. Сейчас мы пришли к тому, что советский период – это неразрывная составная часть, без которой российская история не состоится. Более того, многие историки считают, что советский период – это вершина русской истории. Поэтому каждый памятник, все артефакты советского прошлого должны оставаться. Я глубоко убежден, что должны стоять на своих местах памятники Владимиру Ильичу Ленину, Иосифу Виссарионовичу Сталину, русским царям, революционерам, дворянам – всем, кто внес значительный вклад в развитие русской цивилизации.
В Феодосии тоже было и есть много уникальных памятников. Некоторые из них утрачены, часть сохранилась. А вы знаете, например, кто стоял на постаменте, на котором сейчас памятник Ивану Назукину?
На одном и том же пьедестале стояли в разные годы разные исторические личности: Александр III, после него Иосиф Сталин, а сейчас Иван Назукин.
Да, это один и тот же пьедестал. Если присмотреться, то можно увидеть фрагменты букв прошлых фамилий. Не должно быть отрицания в преемственности нашей истории – все нужно сохранять! Возьмем для примера другие страны, а именно: памятник Муссолини в Италии. Все мы знаем, что этот политический деятель был диктатором и фашистом. Сначала его расстреляли, потом повесили. Но! Памятник Муссолини по сей день стоит в центре Рима. Из истории нельзя вычеркивать персоналии. Памятники очень многое рассказывают нам о прошлом. Например, как замечательно, что сохранился в морсаду Феодосии бронзовый Витя Коробков. Каждый житель, гость, ребенок подходит и видит, что он был пионером-героем. Поэтому я считаю, что памятники должны быть на своих исторических местах. Как и бюсты – это вообще еще древнеримская традиция ставить национальным героям бюсты. Но мой любимый памятник в вашем городе, бесспорно, маринисту Айвазовскому у галереи. Также мне нравится памятник Ленину, он 1970-х годов, отлит очень удачно. Нет таких памятников в Феодосии, которые мне не нравятся. Мы приверженцы того, что было заложено в русском искусстве, восхищаемся тем, что было в античности. Так что памятники нужно не только сохранять, но и восстанавливать те, что были и до Октябрьской революции».

Встреча на Земской
Экскурс по истории севастопольского образования

О филиале КФУ имени В.И. Вернадского в Феодосии

«Феодосия заслужила свой вуз, это необходимо для ее будущего».

«В Феодосии должен быть свой вуз. Не только город, а весь Юго-Восточный Крым заслуживает того, чтобы в Феодосии было высшее учебное заведение. Чтобы и феодосийцы, и жители окрестных районов имели возможность получать высшее образование дома. Это очень важно. Во-первых, не все семьи могут позволить себе проживание детей в других городах. Во-вторых, нужно, чтобы люди здесь учились и здесь оставались работать. Я считаю, что в филиале Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского должны быть не только программы высшего образования, но и среднего профессионального, потому что Феодосии, как и всему полуострову, нужны рабочие кадры. Например, в социальной сфере востребованы учителя начальной школы, медицинские работники и другие специалисты среднего звена. Здесь, в Феодосии, есть преподавательский и научный потенциал, это важно. Очень значимо также, что филиал университета откроется в таком историческом здании – дореволюционной гимназии. Его история связана с именами таких выдающихся людей, как Иван Айвазовский, Марина и Анастасия Цветаевы, Максимилиан Волошин, Юрий Гагарин. Искренне желаю преподавателям и будущим студентам самого главного: жизненного оптимизма и креативности».

О Мавзолее и Ленине

«Не только Ильич лежал и лежит в Мавзолее. Тело Сталина находилось там с 1953 по 1961 год. После XXII съезда КПСС его вынесли и похоронили у Кремлевской стены. Что касается Ленина, то наш президент Владимир Путин сказал абсолютно правильно, что это не наш вопрос: пусть решают поколения, которые будут жить после нас. Пока живы люди, которые с именем Ленина воевали, восстанавливали страну, он должен лежать в Мавзолее. Более того, нахождение тела вождя революции в Мавзолее не противоречит православным канонам: если вы были там, то обратили внимание, что оно лежит ниже уровня земли. Вообще, мумификация тел существует начиная с Древнего Египта. Ведь лежит же под Винницей в семейном склепе забальзамированное тело великого ученого и хирурга Николая Пирогова. В Пекине в бронированном стеклянном саркофаге лежит тело лидера коммунистической партии Китая Мао Цзэдуна. Во Вьетнаме после ухода из жизни забальзамировали тело первого президента Хо Ши Мина. И так далее.

«В Мавзолее не просто лежит тело усопшего Ленина – это исторический и научный артефакт».

Мавзолей – это определенная историческая точка притяжения. Для многих Ленин – основоположник личностного мировоззрения и основатель нового типа государства. Пусть пока Ильич лежит, поверьте, он еще сыграет свою важную социальную роль. Наша страна такая удивительная, революционный процесс в ней никогда не прекращался, он переходил из одной фазы в другую. Россия в свое время остановила Наполеона и Гитлера! Мы и сейчас живем в эпоху революционных потрясений, Россия сегодня вновь, как в 1917 году, изменяет мир».

Встреча на Земской

О богатстве русского народа

«Наше богатство в двух вещах: русской культуре и русском языке. Русская культура когда-то легла в основу современной европейской, и то, что сейчас происходит – отмена русской культуры, это европейцы сами уничтожают собственные цивилизационные корни. Потому что Европа не может существовать без России, как и Россия без Европы. Так считал бывший президент Франции генерал Шарль де Голль, отец и основатель Евросоюза. Он, Евросоюз, может существовать только вместе с Россией. Так, скажем, многие французы знали и знают русскую литературу, многие президенты Франции в подлинниках читали русских классиков, а в России всегда традиционно любили французский язык и французскую культуру.
Пройдет это безвременье – и вновь в европейских театрах и библиотеках зазвучит русская музыка, речь, произведения. И откат этой отмены уже начался».
«Русский язык объединяет многонациональное российское общество. Он является инструментом не только культуры, но и государственной политики. Он – истинное богатство русского народа, русской цивилизации».

Об архивах и документах

«Работа с архивными документами – основная часть ремесла историка. Он как исследователь верифицирует много исторических документов. Когда ты пишешь серьезные исследовательские работы, то основываешься исключительно на исторических источниках. Буквально сейчас мы готовим большую хрестоматию по истории XX века, где будут опубликованы ранее неизвестные для широкого круга читателей исторические документы.
Исторические источники – носители духа и содержания эпохи. Но это – и запах бумаги, и цвет чернил, и архивная пыль, которая в разные времена пахнет по-разному. И когда ты смотришь на подписи великих людей, то испытываешь чувство трепета и восторга. Ты видишь личный манускрипт Екатерины II, Петра Великого, документы, подписанные Лениным и Сталиным… Историк работает и с личными архивами, личными библиотеками: какие книги читала конкретная историческая личность, какие делала постраничные пометки карандашами. В частности, у Сталина была уникальная личная библиотека, он знал языки, читал на греческом, на латыни… Работа с историческими документами – это не только профессиональное ремесло, но и образ жизни. Я на дискуссионных площадках всегда говорю своим коллегам: «Предъявите мне документы, которые подтверждают ваши гипотезы». К сожалению, у нас много исторических мифов и социальных басен было создано в период перестройки и в 1990-е годы, когда отвергалась официальная история и на смену пришло то, что не имело под собой научного основания. А история не терпит сослагательного наклонения. Все мы живем в сегодняшнем дне – то есть наша жизнь следствие причин великих исторических событий.
История изучается ретроспективно – движение исследователя идет в обратном направлении. А когда первоисточников нет, то начинаются исторические «байки».

О том, с чего начинается Родина

«С семьи. Все закладывается в семье. Когда человек идет защищать Родину, он, прежде всего, идет защищать свой родной дом, мать, отца, жену, своих детей. Без малой родины не может состояться большая Родина. Если ты не предашь близких – ты никогда не предашь Родину.

«Семья – основа воспитания, развития и образования. Все, что мы называем традиционными ценностями, закладывается в семье».

К парному моногамному браку, когда мужчина создает с женщиной семью, человечество шло много веков от первобытно-общинного строя. Это и есть эволюция, огромный путь. И сейчас, когда идет откат от ценностей семьи и брака, у меня это вызывает социальный ужас и культурологический шок. Я считаю, это – начало конца человеческой цивилизации. Первобытные люди физически мало жили и по той самой причине, что не было социального института семьи, брака, человеческой верности. Человечество преодолело все, что христиане называют смертными грехами, и вышло на цивилизационную дорогу парного моногамного брака. Именно в семье каждая личность формируется как социальное существо. Отменим этот постулат – рухнет все. На семье зиждется цивилизация, государство, культура, история. Вот сейчас наблюдается тенденция на Западе – не рожать. Фраза «Я родилась для того, чтобы насладиться жизнью» – стала там привычной. Отсутствие духовно-нравственных ограничений во взаимоотношениях полов приводит к вырождению человека как социально-биологического вида. Ведь ужасно то, что сегодня происходит в Америке и Канаде, там уже неприлично быть нормальным человеком с нормальным гендерным воспитанием! Сейчас мы наблюдаем, как в Европе уничтожается традиционное общество, сделать это можно и путем искаженного полового воспитания. Россия встала сейчас преградой на пути этому безумию и хочет вернуть миру духовную основу дальнейшего общественного развития».

О научных трудах

«Я не горжусь своими работами – я горжусь своими учениками».

«Да, у меня много научных трудов. Ученые формируются постепенно. Самое главное, что мне не стыдно за свои работы – я всегда пишу честно. Но я горжусь не ими, а своими учениками. Мы много с ними взаимодействуем: я заведую кафедрой истории России в Севастопольском государственном университете, являюсь профессором на кафедре всеобщей истории, читаю различные курсы. Каждый день у меня минимум 3-4 лекции. И вот что скажу. Сначала я погружаюсь в очень разношерстную студенческую среду, но после того, как любой из курсов заканчивается, – многие студенты меняются. В наше время педагог – не просто наставник, а проводник идей добра и света. Мой самый главный метод профессиональной коммуникации – сократическая беседа».

Встреча на Земской

О предках и семье

«Мой дед – Сергей Федорович Данильченко, в честь которого меня назвали, умер в 1975 году. А родной брат моего деда – легендарный Стефан Федорович Данильченко, генерал-майор и автор книги «Чапаев и чапаевцы». Он и дед дружили с братьями Макаренко, Антоном Семеновичем и его родным братом Виталием, который в годы Гражданской войны примкнул к белому движению и эмигрировал во Францию. Антон Семенович воспитал его дочь Олимпиаду и считал ее своим родным ребенком. Стефан Федорович воевал на Юго-Западном фронте в годы Первой мировой войны, а после Октябрьской революции перешел на сторону Красной Армии. После Гражданской войны Стефан Федорович поехал в Москву учиться в академию. Дед командовал у Чапаева Балашовским полком, он прошел все войны, преподавал в Академии Генерального штаба в Москве. В память о службе в годы Гражданской войны он оставил интересные воспоминания о Чапаеве и тех людях, которые с ними служили. Когда его хоронили в Москве в 1971 году, то реальный прототип Анки-пулеметчицы из культового советского фильма «Чапаев» 1934 года приезжала проводить деда в последний путь.
У нас очень патриотичная семья. Я за всемерное укрепление нашей страны и за тех, кто сохраняет и сохранит Россию как сильное и независимое государство».

О книгах, жизни и любви

«Мы знаем, по какому принципу на Западе даются премии. С каким трудом в свое время получал Нобелевскую премию в середине 1960-х Михаил Шолохов за «Тихий Дон». А это произведение – энциклопедия истории нашей страны в период Гражданской войны. Или «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Его произведение показывает глубокие духовные истоки того, что с нами происходит… История все расставит по своим местам.

Встреча на Земской

«Чтение должно быть не модой, а трендом мировоззрения. Именно книга формирует в человеке человечность».

Книги нам так много рассказывают, в том числе что было до нас, а иногда и то, что будет после. Да-да. Я студентам всегда привожу в пример американского писателя Марка Твена – человека с уникальной личной судьбой. Ему очень нравилась соседская девушка, он несколько раз делал ей предложение, но она отказывалась. Как написал Марк Твен в дневниках, официально он от нее получил 16 отказов на протяжении нескольких лет. В итоге они поженились и прожили долгую счастливую жизнь. Оливия уходила из жизни раньше мужа, Марк Твен это понимал и стал писать ей письма, в которых рассказывал, как они будут жить с ней, когда оба будут там… Что они непременно снова будут вместе. В этих письмах было столько любви… И она умерла счастливой в предвкушении новой встречи с мужем (эти письма изданы).
Наша жизнь – отрезок, он всегда ограничен рождением и смертью. Многие философы считают, что весь путь человека – это любовь, без нее мы ничто. Марк Твен с женой прошли свой путь блестяще, сохранив истинные чувства и подлинное уважение друг к другу до своей смерти».

Крым и Севастополь – это Россия

«Для меня всегда Крым фактически и ментально был территорией России. Даже в те времена, когда юридически полуостров относился к другому государству. Но! Исторически и духовно – это всегда была и есть Россия. Это земли, которые благодаря Екатерине II вошли в состав Российской Империи. И Новороссия, и Крым, и Севастополь – это все Россия. А по большому счету, как сказал еще князь Олег в «Повести временных лет», Киев – мать городов русских».

Елена Задорожная, фото автора и из личного архива Сергея Данильченко

Встреча на Земской