Поездом в Крым и обратно

«Знаете, я когда отдыхаю где-то у моря, мне обычно уже на третий день хочется в Питер, а в Крыму… Я первый раз не захотела возвращаться из отпуска домой. Настолько здесь хорошо!» – «А трудности с тем, как добраться сюда? Ведь самолеты пока не летают». – «А я самолеты не люблю, поезд для меня – идеальное средство передвижения».

Чтобы лично убедиться в том, насколько это удобный способ для путешествий, поедем железнодорожным транспортом и мы. Поскольку корреспондент газеты «Победа» является жителем полуострова, то наша поездка будет происходить с точностью до наоборот: отправной точкой будет Крым, мы доедем до Санкт-Петербурга и вернемся обратно.

Место 13 в вагоне №3

Поездка поездом 179 из Крыма в Санкт-Петербург началось для меня из Владиславовки. На перроне я была уже за час до его прихода – моя вечная боязнь опоздать на транспорт доходит иногда до абсурда. За это время меня почти насмерть загрызли комары. Искусанная и обвешанная рюкзаками и сумками я ввалилась в вагон №3 и плюхнулась на место №13. Соседей в моем отсеке плацкарта из данного населенного пункта до Керчи не было – для интроверта это прямо рай. Застелила полку – постельное белье чистое, подушки и покрывала тоже, никакой летающей пыли и чихания.
О вагоне поезда стоит сказать отдельно. Чистота идеальная. Современные полки мягкие, тканевые – постельное по ним не скользит, спина от лежания не страдает. В вагонах система кондиционирования, поэтому душно не будет даже в полуденный зной. У каждого пассажирского места – светильники, персональные розетки, зона wi-fi. Ну-с, поехали!

Полнолуние

Я улеглась, достала книги, свой ежедневник для записи премудростей и… стала смотреть в окно. Был поздний вечер, полнолуние. Огромная, румяно-розовая, почти красная луна низко висела над морем. Я пробовала ее снять на видео или фото, но все не то. Так она и сопровождала состав поезда до самого Крымского моста, то исчезая за кронами деревьев и береговой линией отелей, то вновь устраивая алые пляски. Под мерное покачивание и постукивание поезда об рельсы хорошо спать. Поезд – это время отдыха.
В Керчи я приобрела соседей: маму с дочкой, которые ехали в Ростов поступать в вуз. Интеллигентные, вкусно пахнущие, никак не нарушающие мой покой.
Я никогда не сплю, пока не проеду Крымский мост – слишком хорош, чтобы его проспать. Это целая отдельная история путешествия над морем. Ночью центральная арка моста светится цветами российского флага, мост весь в огнях. Ух! Дух захватывает!
В жаркую июльскую ночь наблюдаю движение автомобилей в сторону полуострова: люди едут отдыхать.
Как только встали в Тамани, я превратилась в спящую царевну. Пока я беспробудно спала, в отличие от сказочного персонажа, меня никто не целовал. А хотелось бы.

За окном поезда и мысли в дороге

Неспешно наступает новый день. От железнодорожной станции Ростова поезд долго следует рядом с новостройками, а затем вдоль полноводной реки с причалами, лодками и баржами, смотреть на пейзажи – глаз не оторвать.
Постепенно начинается череда дачных поселков. В теплицах копошатся люди, над грядками склонились женщины, рядом бегают дети. Россия настолько гармоничная страна, что все дополняет друг друга. У нас огромное количество лесов, нетронутых цивилизацией просторов, чистых полноводных рек, и в этом мы выигрываем перед многими странами. Вспомнила, как в годы работы на Крайнем Севере к нам приезжали иностранцы изучать… мох. Мы, журналисты, прыгали за ними по болотным кочкам в высоких сапогах и брали интервью, что да как. Вот ведь какая штука: может, мы не так глубоко изучали многие вещи, как это преподносится нам из иностранных СМИ, но тем самым не лезли в процессы природы, не вмешивались в логические цепочки, выстроенные не человеком, а кем-то свыше, и потому сберегли, сохранили в отличие от многих стран.

Наше богатство

Поезда любят не все. Кто любит самолеты, тот по железке добирается только когда нет выбора. Конечно, есть и наоборот ситуации: скажем, на отдых через Атлантический океан из России можно только долететь. Но учитывая то, что сейчас происходит переоценка ценностей, смена мировых лидеров и приоритетов, все больше соотечественников отдают предпочтение внутреннему туризму. По пути следования из Крыма в СПб поезд постоянно пополнялся новыми пассажирами, которые едут отдыхать в Питер, прокатиться по «Золотому кольцу» России, отправиться за экзотикой на Крайний Север. Только тот, кто побывал в разных регионах нашей необъятной страны, понимает, что она и есть целый удивительный мир, где есть все: горы, вулканы, моря, равнины, степи и вековые леса, озера и полноводные широченные реки. Мы богаты природой и территориями, как ни одно государство в мире!
Черноморское побережье переполнено отдыхающими. Туроператоры не фиксируют аннуляций путевок в Крым даже из-за часто возникающих автомобильных пробок на подъезде к полуострову. Каждый знает, что будет в полной мере вознагражден купанием в бирюзовом море, свежим воздухом и разнообразием местных фруктов и ягод. Владельцы отелей продлевают пребывание туристов в них, компенсируя часы, потерянные во время прохождения необходимой проверки транспорта перед въездом на Крымский мост.

О еде, пассажирах и разговорах

Современные южные поезда совсем другие, не такие, как раньше. В вагонах не орет радио с утра до ночи на всю катушку, как это бывало лет 20 назад. Люди стали культурнее. За время следования из Крыма в Санкт-Петербург и обратно на полуостров я ни разу не увидела на столах спиртные напитки, не почувствовала запах алкоголя. Пассажиры не сидят на головах друг у друга, не едят колбасу вязанками, не заваливают вагон хлебными крошками. На стоянках я обычно не выхожу из поезда по десять раз: не курю, малосольные огурцы у торговок не покупаю. Все свое в поездку беру с собой – так комфортнее и лучше моему желудку. Так же поступают и многие, беря с собой в дорогу домашнюю еду.
Как журналист, я в жизни общаюсь с разными людьми очень много, и если не на работе – предпочитаю молчать. Со мной невесело. Разговариваю с попутчиком, только если вижу, что человек многое повидал в жизни, и может дать мне сюжет для нового рассказа. Рассказывать попутчику, кто я и откуда родом, слушать рассказ о несчастной любви, судах по алиментам, о мужиках или тещах – увольте, я не буду. Мой собеседник – книга, в поезде она всегда со мной. И ежедневник с ручкой. Сегодня составила вопросы для интервью с проводником и пытаюсь завоевать степень доверия, чтобы диалог состоялся. Согласие уже получено, ждем разрешения от начальника поезда. Что ж, подождем, времени у нас много. От журналиста не убежишь, но можно закрыться в купе. Так и вышло: ту самую проводницу я больше не увидела до конца поездки. Зато не ушел от меня начальник поезда, совершавший обход, и интервью все-таки состоялось. Не такое содержательное, как мне хотелось, некоторые актуальные вопросы остались без ответа, но все же информация из первых уст была получена.

«Проводник, сварите мне кофе!»

Все можно получить через доступ в Интернет. По QR-коду нужно зайти в Медиацентр поезда, подключиться к сети, и дальше все, что хочешь.
В «Таврии» на ЖД в каталогах выбор больше, чем в самолетах. Приобрести можно еду, сувениры, даже шикарные подстаканники с гравировкой, будто в царские времена. Предлагается фирменная сувенирная продукция с мотивами Крыма и символикой «Таврии», косметика, аксессуары для телефонов, гарнитуры.
Пассажирам предлагается сервис по заказу питания. Все заказы доставляются к месту остановки поезда на очередной станции. Проводник по требованию пассажира приготовит в профессиональной машине ароматный кофе. Есть чай, сливки, вода, соки, напитки. Мармелад, шоколад, печенье. Экологически чистые продукты питания. Три раза в день по вагонам проходит лично шеф-повар и предлагает горячие, только что приготовленные блюда.

Диалог с начальником поезда

– Как вы оцениваете ситуацию с пассажиропотоком в Крым с начала лета? – этот и другие вопросы корреспондент «Победы» задала начальнику поезда №179-180 «Таврия», следующего по маршруту «Санкт-Петербург – Евпатория» и «Евпатория – Санкт-Петербург» Елизавете Андреевой. На поездах, следующих в этом направлении, Елизавета Владимировна работает уже три года, а в целом на российских железных дорогах уже семь лет. Начинала с проводника, ее добросовестный труд не остался незамеченным, поэтому сейчас она в такой ответственной и почетной должности.
– Пассажиры есть, как видите, вагоны полные, а состав большой. Но если более подробно, то пассажиропоток разгорается с конца июня – начала июля, а затем только увеличивается.

– По сравнению, скажем, с прошлым годом пассажиропоток в Крым уменьшился или увеличился?
– Меньше желающих поехать в Крым точно не стало. Судя по количеству людей – уменьшения нет.

– Поездом дольше, чем на самолете, в разы. Как создать человеку комфортные условия в дороге?
– Начинается с составления графика движения поезда по расписанию, максимально удобному для людей. Комфорт внутри вагонов – большая заслуга проводников. Они делают уборку несколько раз в день, поддерживают порядок в течение дня, обслуживают, делают нашу с вами поездку комфортной, спокойной и безопасной. В поезде есть вагон-ресторан, расположен между 9 и 10 вагонами, там первые, вторые блюда. (С приглашения начальника поезда корреспондент газеты «Победа» отведала в вагоне-ресторане вкусный русский борщ).

– Если случаются экстренные ситуации, то..?
– В пути людей сопровождает опытная, давно сформированная бригада сотрудников, мы стараемся работать на результат! Все получают подробный инструктаж по поводу различных ситуаций, в том числе экстренных. Как правило, все у нас штатно от начала и до конца, комфортно и хорошо. Вообще, наша работа очень интересная, когда погружаешься в нее, то понимаешь, насколько это интересно и здорово – работать на железной дороге.

В вагоне во время пути следования в Петербург ехали военные молодые ребята. Их было достаточно много, они садились и из Крыма, и на станциях. Красивые лица, аккуратные, улыбчивые. Мы, пассажиры, радовались за них – выполнив долг, ребята возвращаются домой, к матерям, женам и детям. Слава богу!
Едем в Крым, друзья! Позаботьтесь о билетах заранее, их разбирают, как горячие пирожки. И ничего не бойтесь, у нас спокойно и безопасно.

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора