На Серова, под сенью деревьевРемесленники всегда радуют посетителей разнообразием изделий из глины

Третьего сентября в Коктебеле прошла 26-я подзаборная выставка. Улица Серова в дни её проведения один раз весной и один раз ранней осенью преображается: на стенах домов и заборах размещаются картины художников, приехавших специально для участия в необычной выставке из разных уголков страны (и не только), а пространство улицы полностью заполняется людьми.

В этом году участниками уникальной выставки, которая длится всего несколько часов, стали Игорь Ляхов, Вадим Кудрявцев, Владимир Терновский, Игорь Селеменев, Галина Плехова, Боб (Борис Николин), Саша Десницкая, Мила Елисеева, Владимир Гуркин, Елена Фокина, Андрей и Наталия Комовские (в статье о творчестве этих двух художников под названием «Сила притяжения Комовских» газета «Победа» рассказала в №86 от 19 августа 2023 года, – прим. автора.), Татьяна Десницкая, Люба Ушакова, Ира Николина.
Было супер позитивно! Все действо напоминало джем-сейшен: люди наслаждались творчеством того или иного художника, обсуждали, делились впечатлениями, общались с авторами. Кстати, была не только живопись, но и ремёсла: керамические изделия, украшения, текстильные куклы и броши, деревянные птички и вязаные шапочки – я бы их назначение из-за особенного стиля обозначила как «для творцов». Работала Крафт-лавка Наташи Туркии, сама она, как всегда, была на террасе со стороны улицы, и любой желающий мог присесть за столик, уютно устроившись в плетеном кресле под сенью деревьев.

Туркия

Наташа не только пишет картины, но еще и делает много разной прикладной красоты, которая представлена в Крафт-лавке на Серова. Побывать здесь – как посетить музей творчества. Очень много разных «вкусностей», от которых невозможно оторваться. Туркия – член Международной Ассоциации Художников ЮНЕСКО. Ее выставки проходят по всему миру, а работы Наташи находятся в частных коллекциях в нашей стране, США, Израиле, Франции и других уголках земли.
Представить то, что список участников «Подзаборной» меняется, можно, но вот что она проходит без этой художницы – нет. Туркия является ее фундаментом, визитной карточкой, с моей точки зрения, самым почетным участником. И еще невозможно не сказать сегодня о ее супруге, недавно ушедшем из жизни – Андрее Дементьеве.

Андрей Дементьев

На Серова, под сенью деревьев

Во время открытия выставки казалось, что Дементьев стоит рядом, где-то среди нас. Во все годы во время проведения «Подзаборников» он всегда выходил к людям в длинной разноцветной рубахе, шагал размашисто, говорил с людьми звонко и много. А общаться с ним стремились все, я не исключение.
Думаю, он не узнал бы меня, встретив на улице, сколько нас бывает в их с Туркией доме.
Однажды у общих знакомых мы сидели за столом. Был вечер, торжество по случаю помолвки одной прекрасной пары. Андрей Дементьев рассказывал много и эмоционально: о фильмах, съемках, актёрах. «А помнишь?..» – говорил кто-то из друзей, и они начинали балагурить.
Я слушала с открытым ртом, внимала каждому слову: там был опыт, полная жизни жизнь, огромное количество событий, перемен, радости.
А потом мы смотрели фильм у Дементьевых. Вход в зал – через творческую лавку, затем следуешь в него через мастерские. И ты видишь сокровенное Наташи, ее картины, которые только-только рождаются, палитры красок, кисти. Готовые полотна…
И вот попадаешь в кинотеатр – святая святых Андрея. Неважно, что тебя по большому счету никто не знает – ты устраиваешься на тахту, обложившись подушками, закутавшись в плед. И перед тобой режиссер, кинокритик, человек-глыба в искусстве начинает рассказывать предысторию съемок фильма, который ты сейчас увидишь.
В тот день, когда нас принимали, у Миши (сына) был День рождения. И в зал пришла вся семья: красивая, добрая, жизнерадостная.
– Друзья, у моего сына сегодня праздник, – сказал Андрей, смахивая назад седые локоны. – Миш, ты не знаешь, но я приготовил тебе сюрприз, сейчас ты увидишь фильм о себе.
И мы смотрели эту совершенно личную историю любви отца и мамы к своему ребенку, так искусно переданную через кинопленку.
Однажды в лавке Туркии я выбирала себе очередную брошь-птичку, я люблю Наташиных птичек, больше таких никто не создает. А она сама в тот день стояла в зале, улыбнулась и сказала: «А я вас уже видела, только не помню, где». – «Всех, кому открыты двери вашего дома, запомнить невозможно. Спасибо вам за ваше гостеприимство», – поблагодарила я.
Коктебель проводил Андрея Дементьева прошедшей весной, 25 апреля 2023 года, проводил ярким солнцем, зелеными холмами, цветущими садами, шумом морских волн. Ушел, улыбаясь глазами из-под толстых линз очков. Навсегда оставшись в памяти этого края, людей, кинематографа и страны.

Усадьба и её обитатели

Директор выставки «Подзаборники» – Игорь Шептовецкий. Его усадьба стоит наискосок через дорогу от дома Дементьевых. Во дворе пруд, много деревьев, предметов старины, плетеных заборчиков и пней, которые служат и столиками, и табуретками. Здесь бывает много творческих, интересных людей. В день проведения выставки «Подзаборники» двери в усадьбу открыты – у директора много заботы по организации творческого пространства на улице. Игорь немногословен, он всегда остается в тени этого действа, но абсолютно ясно, что организационные вопросы лежат на нем. Время от времени он, когда идет выставка, проходит по улице со взглядом, полным заботы: хватает ли столов и стульев для ремесленников и художников, ведь столько часов при общении с посетителями стоять невозможно; оригинально ли оформлены творческие пространства, все ли как надо. А каждый «забор» – особенный, индивидуальный. Посетителей столько, что приходится пробиваться через толпу. И всё вместе взятое говорит о том, что на «Подзаборники» никогда «не зарастет народная тропа», а этот колорит и стремление попасть сюда во что бы то ни стало – заслуга, в первую очередь, Игоря Шептовецкого.

«Подзаборная» вернется весной

Гаврош громко лаял и просился гулять. На набережной было немноголюдно – осень, сентябрь. Море освещалось полной луной, дорожка от нее по воде была широкой и отливала серебром. Гаврику (собаке) было все равно на наше веселье, пес ждал, когда придет домой и шумно плюхнется у хозяйских ног, разметав по полу шерстяные локоны.
– Сколопендра, – кто-то сказал из друзей, подсвечивая фонариком путь. Моя нога в шлепке разошлась с опасным насекомым в паре миллиметров. Мы уставились на нее всеми восемью глазами (Гаврик не смотрел). Сколопендра извилисто несла свое длинное тело и показывала раздвоенный хвост. Я заистерила и потребовала экзекуции.
– Пусть ползет, – оттащили меня от сколопендры, которая не виновата в том, что родилась сколопендрой.
Мы пошли домой. По заулку, выстроившись в колонну по одному, след в след. Темно. Вечно открытые двери дома Комовских и свет из двора успокаивали и несли гостеприимство, в мастерской на первом этаже, склонившись над полотном, Андрей писал картину.
В усадьбе я забралась на чердак, думая, что сюда-то уж точно ни одно кровососущее и кусающее не заберется. Засыпала с мыслью, что утром увижу гребень Кара-Дага…
Ночью мне приснилось, что он извергается! Лава, обозначив красным профиль Валошина, шипя, сползала в море. Люди стояли, зачарованные этим зрелищем, бежать было некуда – полуостров уходил под воду.
Я проснулась от глубокого вздоха. Ровно шесть утра. Кара-Даг мирно спал, накрывшись белым одеялом облаков. Зачарованная, смотрела на пейзаж, лучше которого нет на земле.
Я вышла из калитки на улицу Серова – стены домов, вчера наполненные полотнами, с пейзажами и портретами, были обычными: белыми, зелеными, синими… А «Подзаборники», художники, ремесленники и десятки посетителей, вернуться уже скоро – в конце мая 2024 года. Ждем!

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора