Александр Бержаков: Жизнь, как песня!Хоровой коллектив подарил Александру Андреевичу специально заказанную для него икону

20 сентября в Феодосийском Доме культуры состоялся творческий вечер, посвящённый сразу нескольким датам в жизни Александра Бержакова: 75 лет жизни, 56 лет творческой деятельности и 25 лет труда аккомпаниатором народного коллектива «Красная гвоздика».

В большом зале ДК было весело и душевно – все поздравляли юбиляра и дарили ему свою любовь и признание. Корреспондент газеты «Победа» был на празднике, пел и приплясывал вместе с другими зрителями!

Игра «Лото» за игру двумя руками

Все началось с того, что мама очень хотела, чтобы сын играл на баяне. Она с раннего детства говорила мальчику: «Ты у меня будешь композитор!» В четвёртый класс Саша одновременно пошёл и в музыкальную школу. Это не поздно, потому что особенность данного инструмента в том, что его надо носить. Говорят, труд баяниста приравнивается к труду каменотёса, силы должны быть обязательно. Маленькому музыканту нужно дорасти до того момента, когда он сможет держать баян и растягивать меха.

– Вам тогда купили инструмент?
– Нет, баяны передавались по наследству в то время. Мы жили в Пятигорске, это был 1957 год. Страну после Великой Отечественной войны поднимали долго, много чего не хватало. Было трудно. А баян мой назывался «Ростов Дон» самого первого выпуска Ростовской фабрики музыкальных инструментов, на нём играл и мой старший брат Владислав.

– Что для вас, маленького музыканта, было самым сложным?
– Играть двумя руками одновременно… А мама сказала так: «Как только научишься соединять игру правой и левой рукой – я тебе «Лото» куплю». Я помню, как сильно мы с братом его хотели. И старался изо всех сил. Садился перед зеркалом, чтобы видеть, как пальцы бегают по кнопочкам, просиживал ночи до утра, играл и играл. И однажды на рассвете всё получилось! «Мама! – закричал, – мама, я могу двумя руками! Слушай!»
И тогда она пошла в магазин и купила сыновьям «Лото». Как мы были счастливы!

Александр Бержаков: Жизнь, как песня!
Александр Бержаков, аккомпаниатор народного коллектива «Красная гвоздика»

Сломанная рука и баян на 1 Мая

– Детям обычно надоедает ходить на занятия. Вы когда-нибудь говорили родителям: «Я больше не хочу учиться в музыкальной школе»?
– Нет, никогда. У меня был очень хороший педагог, его звали Григорий Константинович, и был он бывший боцман – руки здоровые, сам большой. Бывало, ставлю пальцы неправильно – он по ним стукнет. Слёзы капают на баян, но я упорно продолжаю играть.

– Какое было ваше первое произведение?
– Ох.., мне очень нравилась «Хабанера», в этой испанской композиции восхищала всё, но преподаватель не давал её разучивать мне, ребёнку, говорил: «Ты ещё не готов к такому серьёзному произведению». (Он напевает «Хабанеру» и стучит пальцами в такт.) И тогда я стащил у него ноты, а потом тихонько подложил в папку обратно. А сам разучил и в общеобразовательной школе перед учениками на концертах вовсю играл.

– А были периоды, когда вы не брали в руки инструмент?
– Только вынужденные. Как-то зимой катались с горы, я поскользнулся, упал и сломал руку. Все мечты и планы замерли… Но и после того, как рука восстановилась, я уже никогда не играл так легко, как это было раньше.

– Что из выступлений запомнилось больше всего из юности?
– Первомайские демонстрации! Баянисты тогда возглавляли колонну, мы шли и играли всевозможные марши. А потом начинались песни и пляски!

Александр Бержаков: Жизнь, как песня!
Старшее поколение, говорите? Эти девушки зажгли зал так, что мы подпрыгивали на креслах и топали ногами!

Репертуар – от народных до Шамана, и гастроли на электричке

Мы продолжаем диалог с Александром Андреевичем, он вспоминает и рассказывает:
– Раньше у нас в каждой школе был ансамбль песни и пляски. И когда проходили общегородские мероприятия, было настолько весело!

– А на что делался упор?
– Мы выросли на патриотизме. И сейчас, работая с хором, я непременно включаю в репертуар помимо других блоков ещё и патриотические песни. Также есть направления «Край ты мой любимый», «Весело живём», «Назидательные песни». А патриотические разучиваем и современные. Например, песню «Встанем» Шамана, «Герои России», «Родина»… Иногда я сам подбираю песню, часто участники сами предлагают. Бывает, никто не верит, что мы споём выбранную песню, но у нас всегда получается. Всё зависит от аранжировки.

– А есть трудности в рождении новой репертуарной песни?
– Есть, конечно. Понимаете, наш хор состоит из очень взрослых людей, самым молодым участникам по 65 лет, средний возраст – 70, остальные ещё старше. Соответственно, кому-то дыхания не хватает, диапазон маленький и так далее. Бывает, больше октавы и не тянем. Часто участники хора не могут запомнить слова, ведь возраст солидный. Долго учим. Работая над новой песней, я говорю: «Вы пойте так, как вам удобнее, но слушайте других, не выбивайтесь из ритма. 30 человек (из них пять мужчин) – 30 партий, у каждого своя. Ну а я всё это соединяю, выкручиваюсь, как могу. Потому что мы – Народный хор, и звание ко многому обязывает. Это, в первую очередь, партитура, и постоянное пополнение репертуара.

– А у вас есть любимая песня в репертуаре?
– Ой, я люблю все наши песни, потому что они проходят через меня. Бывает, пишу по пять-шесть партитур, и каждый раз разные. Сейчас вот работаем над песней «Героям России». Я её услышал в День Победы по телевизору. И меня до того пробрало… Вы только послушайте слова (поёт):

Как жаль! Свинец из автомата
Путь преградил солдату в отчий дом.
Как жаль, что ваши жизни, братья,
В миг оборвались в жерле огневом.

Как жаль! Ушел герой России,
И зарыдает мир на голоса.
Мы все за вас молиться будем,
Да примет вас Господь на небеса…

Александр Бержаков: Жизнь, как песня!
Коллеги из Феодосийского Дома культуры и гости вечера поздравляли юбиляра один за другим

– Сколько у вас в репертуаре песен?
– У нас более 300 песен.

– Ого, это очень много!
– Да, каждый раз, выходя на сцену с концертной программой, мы должны спеть что-то новое. За год репертуар пополняется на 16-20 песен. Ведь почему некоторые коллективы не могут потянуть звания «Народный»? Да потому что это очень сложно – столько учить, постоянно пополняя репертуар. Каждый год – плюс 25 процентов нового. На фестивалях жюри говорит: «Как вы умудряетесь с таким возрастным коллективом призовые места занимать?» Мы – самый взрослый коллектив в Крыму. Но ничего! Они у меня на сцену выходят – как тореадоры на корриду! Рвут и мечут.
(Смеёмся.)

– А в другие города выезжаете с концертами?
– Да, по всему Крыму уже поездили. Участвуем в фестивале «От сердца к сердцу» в Щебетовском Доме культуры. В фестивалях в Керчи, Нижнегорском районе, Красногвардейском, Старом Крыму, Евпатории. Выступали и в Симферополе, в Ялте. Бываем там, куда можем сами приехать. Мы – старая гвардия, закалённая! Обычно собираемся у вокзала, садимся в электричку – проезд-то у нас бесплатный – и мы по этой линии гастролируем. Ездили по Крыму много на пасхальные и рождественские праздники. Более того, когда частью коллектива выезжаем на отдых и лечение в какой-нибудь санаторий – всегда там даём концерты.

Повороты судьбы, девяностые и пандемия

– А как вы из Пятигорска в Крым попали?
– Ой… Жизнь долгая, и повороты в судьбе непредсказуемы. Я сначала окончил музыкальное училище в Нальчике. После службы в армии поступил в Краснодарский государственный институт культуры. Окончив его, с семьёй переехал в Крым. Отучившись там, работал в общеобразовательной школе в Приморском. Вскоре нам дали квартиру в Феодосии, работал в музыкальной школе №1.

Александр Бержаков: Жизнь, как песня!
Каждая солистка хора «Красная гвоздика» – талант и уникальная личность!

– В каком году вы начали работать в Феодосийском Доме культуры?
– В сентябре 1982 года. Приглашение туда трудиться было интересным (смеётся). Мы с детишками от школы ездили полоть и тяпать виноградники – чтобы сорняки не росли. Я весь грязный после тяжёлого трудового дня зашел в ДК к жене, чтобы взять ключ от дома – она там работала уже к тому времени. А меня встречают громкими криками: «Ура-а-а!» Оказывается, у них коллектив собрался, надо ехать выступать, автобус стоит, а баянист не пришёл. И они меня такого чумазого – с собой! В итоге посадили с инструментом за ширму, чтобы зрители не видели – и так я играл.

– А как вы смогли? Ведь вы же не знали их репертуар?
– Пока мы ехали, я на слух все песни подобрал, и мы уже «спелись». Так я перешёл работать в Феодосийский дом культуры.

– И сразу занимались со взрослым коллективом?
– Что вы, работы было очень много! Коллективы, начиная с малышей. До 90-х годов прошлого столетия было интересно трудиться. Мы были бойцами идеологического фронта. Потом начался спад. Тогда если бы не свадьбы, на которые звали баянистов – наверное, не выжить бы было. Никто не платил зарплату, жили по принципу «Помоги другому – и тебе поможет кто-то». В составе другой страны стали понемногу убирать патриотические произведения. Мы ещё пытались какое-то время петь такие песни, но всё уничтожалось. Разные периоды были в творчестве… Что поделаешь, такова жизнь.

– А в пандемию как вы работали?
– Мы хитрили (смеётся). Собирались на квартирах и пели. Это же хор из очень взрослых людей, как мы будем петь онлайн? Мы все вакцинировались и пели. Если кто-то начинал нам предъявлять претензии, мы говорили, что соблюдаем правила, собираемся не более десяти человек, к тому же все с прививками.
В 1912 году в хоровой коллектив пришла его будущая жена Наталья Фёдоровна. «Я хочу петь», – скромно сказала женщина. К тому времени она была вдовой, а он вдовцом. И вдруг появился интерес, есть о чём поговорить с человеком – и комфортно вместе помолчать. Ей важно то, чем он занимается.

В разговор включается Наталья Фёдоровна:
– Я с первого посещения занятия, как только услышала, как он общается с людьми, что рассказывает, как много знает – сразу поняла, что это мой человек. Слушать Александра Андреевича очень интересно!
– Я им рассказываю про то, какую песню они поют, кто её автор, кто исполнитель, под какой ансамбль. Про всемирно известных исполнителей и особенности их исполнения. Они всё у меня знают! – говорит Александр Бержаков. – И они понимают, как нужно исполнять произведение, какой темп взять. Всё у нас идёт слаженно, как надо.

Александр Бержаков: Жизнь, как песня!
В хоре из 30 его участников мужчин только пять. Но зато каких!

Юбилейный вечер в ДК

Для музыканта лучший праздничный вечер в день рождения – на сцене. Александр Андреевич взял в руки баян, за его спиной выстроилась «Красная гвоздика» – и начался концерт, полилась песня: «Пока живёшь на белом свете – радуйся и не считай, мой друг, свои года».
За профессионализм, любовь и преданность искусству, активное участие в культурной жизни города в торжественной обстановке Александру Бержакову вручили Благодарность от Администрации города Феодосии.
Затем было много поздравлений от коллег. Выступил женский ансамбль «Бархатный сезон», Леонид Чернов исполнил песню «Скоро осень, господа», Александр Морозов спел «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Актёры театра имени Розалии Беляновой подарили юбиляру два отрывка из спектаклей, играли, как всегда, блистательно. От хора «Лира» поздравила Наталья Роженкова. Наталья Дмитриевна исполнила песню «Осенние листья шумят и шумят в саду…», закружились в вальсе пары. Нам у старшего поколения ещё учиться и учиться оптимизму, лёгкости, умению радоваться мелочам, каждому мигу жизни. Галина Белова, руководитель музыкальной гостиной «Гармония», спела песню про старый клён: «…От чего, от чего мне так светло? От того, что ты идёшь по переулку». И вместе с Галиной Васильевной пел весь зал. Хоровой коллектив «Вдохновение», руководитель Татьяна Зелинская, вышел на сцену в прямом смысле слова невестами – и как зажгли зал! Поздравил и центр «Забота» за сотрудничество, буквально признавшись нашему герою вечера в любви.
Ещё много песен звучало в этот вечер. Зал не только аплодировал – зрители притопывали ногами, да так, что казалось, идёт пляска. Все желали здоровья и удачи, и чтобы энергетический заряд у Александра Андреевича не иссяк никогда.
Коллектив газеты «Победа» поздравляет Александра Бержакова с 75-летним юбилеем! Пусть крымское солнце, голубое небо, творчество вдохновляют вас на новые свершения! Многие лета вам!

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора

Александр Бержаков: Жизнь, как песня!
К окончанию концертной программы стол именинника был заполнен цветами