Крым в моём сердце

Восемнадцатого марта в Феодосийском музее древностей открылась новая выставка проекта «Крым в моём сердце» в честь десятилетия воссоединения Крыма с Россией. Здесь экспонируются произведения художников Республики Татарстан.

Известные художники Поволжья представили своё творчество в области живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Работы выполнены в разных стилях, что делает выставку особенно интересной для посетителей.
Отметим, что начало проект «Крым в моём сердце» получил в марте 2014 года, в период празднования Крымской весны. Тогда и была проведена первая выставочная акция художников Татарстана. Организаторы представили 55 работ в живописи, графике, в техниках декоративно-прикладного искусства, связанных с Крымом. С тех пор на протяжении десяти лет в музеях полуострова весной проходят выставки творцов из Татарстана. В Феодосии выставка открылась уже восьмой раз, в Феодосийском музее древностей она проводится с 2016 года. В этом году выставка приурочена к 10-летию Крымской весны. Пейзажи натюрморты, живопись и графика дают возможность феодосийцам больше узнать о быте и богатой истории, культуре и широком мировоззрении жителей многонациональной Республики Татарстан, расположенной у берегов реки Волги.

Вера остаётся навсегда

Рассмотрим работы. «Крымская семья» выполнена мастером А. Осиповым в технике резьбы по дереву. Художник А. Елисова написала в 2022 году картину «Вера вне времени», которая является центром притяжения в выставочном зале. На ней мечеть, полумесяц и звезда смотрят в ночное небо, вокруг тишина и просторы…
Рядом расположилась картина Н. Амирова «Мавзолей в Булгарах». Он стоит в обрамлении зелени, красивая древняя кладка большим жёлтым камнем, маленькие полукруглые двери в разных ярусах здания, полукруглый купол и башня, как свечка, уходящая в облака.
Ю. Бердников написал «Сумерки»: ночь темным-темна, над ветряной мельницей висит ровно половинка луны, которая освещает мечеть – единственное светлое строение на картине, но и дорога к нему будто озарена светом. Слева на полотне большой деревянный терем в купеческом стиле, справа – водяная мельница. Будто несколько веков и поколений слились воедино в этом произведений, и всё проходит, но вера – остаётся навсегда.

Тишь да гладь да Божья благодать

М. Никитин написал гуашью «Крымские горы», они всех оттенков зелёного – от самого светлого и до самого тёмного. И холмы, и высокие скалистые хребты… Это Крым.
Есть на выставке очень необычные работы Дуэ Со Ленара, выполненные на чёрной бумаге белой ручкой. Их надо просто увидеть, чтобы услышать песни степей, народные напевы, понять всю самобытность и особенность края и его жителей.
Греют сердце «Вышивальщицы» Л. Исламгареевой. В национальных татарских одеждах четыре женщины работают над своими вышивками. На них яркие платья, фартучки, головные уборы. Картина притягивает разнообразием красок, сочностью цветов, красивыми улыбчивыми лицами, которые говорят нам о том, что между вышивальщицами идёт приятный диалог.
«Солнечный денёк» Н. Бабкиной притягивает широким диапазоном синего и жёлтого цветов. Картина, написанная маслом в технике широких мазков, наполнена летним теплом. Старый деревенский домик с покосившимся забором, почтовым ящиком на калитке, деревья, обдуваемые ветерком, ребятишки, играющие неподалёку от двора. И всё здесь наполнено воспоминаниями о деревенском детстве, беззаботности, родительской любви и лёгкости. Глядя на эту работу, на ум приходит старая русская поговорка: «Тишь да гладь да Божья благодать».

Кто такая кэлэш?

Художником Т. Конночевой на выставке представлена работа «Южная ночь. Алупка», написанная в 2019 году. Развесистые лапы вечнозелёного дерева на первом плане, крыши низеньких одноэтажных домов частного сектора, многочисленные электрические провода, тянущиеся от одного столба к другому, машины, прикорнувшие у обочины дороги. Видится за всей этой ночной картиной и сам автор: как стоит художница на балконе с видом на одну из старых улиц Алупки и, вдыхая тёплый воздух, запахи юга, слушая стрекот насекомых, – пишет, творит…
Выставка будто зафиналена работой В. Герасимова «Кэлэш» (оргалит, смешанная техника), выполненной им в 2020 году. Кто такая кэлэш? Прекрасно её лицо в обрамлении цветов, драгоценностей и загадочных узоров, она смотрит на нас голубыми глазами, поджав розовые губки. Свежая, пышущая молодостью и самой жизнью. А почему она такая… страстная? Да потому что в переводе с татарского кэлэш – невеста, сговорённая девушка, молодая жена, молодуха!

Культурный диалог между Крымом и Татарстаном

Межрегиональный выставочный проект «Крым в моём сердце» был инициирован Министерствами культуры Республики Крым и Республики Татарстан, Союзом художников Республики Татарстан. Он направлен на поддержку и популяризацию современного изобразительного искусства, развитие межкультурного диалога и дальнейшее укрепление добрых отношений между Татарстаном и Крымом.
В рамках проекта запланированы также творческие пленэры участников на полуострове, передача в дар произведений современного изобразительного искусства Татарстана в фонды музеев Крыма.

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора