О Киммерия, райская земля…Татьяна Голуб открывает фотовыставку. В центре – Валерий Солоид

Феодосийское отделение Русской общины Крыма, имея своё неплохое, пусть и небольшое двухзальное помещение в самом центре города и располагаясь на улице Вити Коробкова, 3, организовало здесь Русский культурный центр.

Место это давно обрело известную популярность разного рода частыми публичными историко-культурными, представительскими и просветительскими мероприятиями, собирающими свой неширокий, но одухотворённый интеллигентный круг, пусть и не так большой, но весьма интересный. Да большим-то он и быть не может, в частности потому, что помещения здесь тоже небольшие, когда человек 50 – людей уже просто много. Словом, как говорится, лучше меньше, да лучше…
Культурный центр Русской общины Крыма возглавляет очень инициативный и деятельный человек – депутат Феодосийского городского совета Татьяна Евгеньевна Голуб, хорошо знакомая множеству феодосийцев по тем или иным направлениям её общественной работы, что вызывает признательность.
Наш привычный мир, а лучше – житейский мирок устроен так, что жить в нём нужно долго, тогда можно будет до многого дотянуться…
Взглянём на конкретный пример. Минувшие и грядущие месяцы можно по праву назвать Годом Валерия Солоида, известного феодосийского фотомастера, в прошлом музейного работника. Указанный период времени отмечен уже тремя его фотовыставками в Феодосии – в июле и ноябре 2023-го и нынешнем марте, фотовыставкой «Города-герои Крыма. Севастополь и Керчь» в Керченском историко-археологическом музее-заповеднике. Его документальные фотодары – объёмные фотодокументальные подборки, запечатлевшие городские реалии двадцатилетней давности, были с глубокой благодарностью приняты в Керчи и Центральном музее Тавриды в Симферополе. В керченском музее запланирована уже новая выставка феодосийского фотомастера. Согласитесь, что это немало… Тем более, что и перспективные проекты уже конкретно маячат там и сям.
Красноречиво и внимание феодосийцев. Летом прошлого года состоялась его фотовыставка «Большой каньон Крыма» в городском Доме культуры. В ноябре – фотовыставка, посвящённая Феодосии, в общинном Русском культурном центре. Полторы недели назад вторая фотовыставка Валерия Солоида предстала в этом же Центре, и посвящена она нашей божественной Киммерии…
Экспозиция открылась 17 марта и была приурочена к 10-летию Крымской весны 2014 года. Новая выставка называется «Крым, Россия – навсегда!» Она состоит из трёх гармоничных частей – Новый Свет, Судак, Коктебель, запечатлённые фотообъективом пятнадцать лет назад. И в этом её особая документальная ценность. Время, как всем хорошо известно, не стоит на месте, стремительно меняя урбанистический и даже ландшафтный пейзажи. Это же можно отметить, имея в виду и предшествовавшие выставки в Феодосии и Керчи. Чем, собственно, и ценна именно фотодокументалистика. Лучше всех это знают и понимают историки и краеведы, музееведы и любители родной старины. С большим интересом воспринимают и обычные зрители, всматриваясь в знакомые места, во много предстающие ныне уже иначе. Родная Феодосия – неплохое тому подтверждение. Тем более, что профессионализм фотомастера виден сразу – и в композиционной постановке каждого кадра, и в ракурсе взгляда, и в найденной, нередко труднодоступной, точке съёмки, а главное – в детали. А уж деталь – это важнейший компонент искусства. Не зря ведь профессиональная фотография давно признана одним из видов изобразительного искусства. На фоне сегодняшней тотальной массовой фотосъёмки планшетами или смартфонами различие полученных результатов особенно бросается в глаза. Потому она и является бытовой, с позволения сказать, любительской…

Фотодокументализм – кредо Валерия Солоида, сказывается музейная выучка. Отсюда и его ракурсы, индивидуальность взгляда, и не столь эмоциональное отношение к фоторепортажу или жанровым сценам. Новая выставка лишний раз сие впечатляюще подтверждает.
«Крым, Россия – навсегда!», демонстрирующаяся сейчас в Культурном центре Русской общины, – это своеобразный триптих, составленный тремя крупными частями экспозиции, запечатлевшими Новый Свет (14 фотографий), Судак (11 фото) и Коктебель (тоже 11). Впрочем, небольшая композиционная вставка общего значения «Россия» (6 фото) делает представленный зрительный ряд уже квадригой, очень элегантной в своём исполнении, предложенном и воплощённом известным феодосийским архитектором Светланой Арефьевой, оформлявшей, к слову, и предыдущую выставку Валерия Николаевича. Отличное экспозиционное решение! Тем более, что общий белый фон подложки делает как бы более выпуклой каждую фотографию, а все они цветные, в формате А4, без привлечения фотошопа. Поэтические текстовые вкрапления с «киммерийскими» строками поэтов прибавляют смыслового звучания каждой части рассматриваемой выставки. Словом, изящная величавость этой простоты впечатляет.
Сюжетный ряд экспозиции закономерен – ландшафтный и урбанистический пейзажи, архитектурные памятники обозначенных мест. О ракурсах и индивидуальности взгляда автора выставки нами было сказано выше. Одним словом – профессионализм! Вглядитесь в каждую фотографию неспешно и повнимательнее, это прибавит постижения, и впечатления тоже, а ещё – познания, тем более комплексного.

Фотовернисаж Валерия Солоида собрал три с половиной десятка участников. Выставку открыла Татьяна Голуб, подчеркнувшая торжество момента, предшествовавшего историческому Дню возвращения Крыма в состав России. Постоянной ведущей предстала известный музеевед Алла Ненада, назвавшая выставку «замечательным подарком всем нам – феодосийцам, киммерийцам», прочитавшая своё выразительное стихотворение, посвящённое Восточному Крыму, её любимым местам – Коктебелю и Феодосии, иначе говоря – «планете завороженной природы», «острову Крыму – «знаку Бога на земле» и нашему городу «как Господа дарению…», «явленным всевидящей душе». Аплодисменты участников подчеркнули общее впечатление от ярких, точных и образных поэтических строк автора.
Валерий Солоид поблагодарил устроителей «ретровыставки» и участников вернисажа за интерес к его творчеству, рассказал о том, как складывался и воплощался в фотографии его интерес к Киммерии, подчеркнув, что представленные фотосерии были исполнены 15 лет назад и что это лишь малая часть имеющегося фонда, поэтому отбор был очень щепетильным…
На церемонии открытия со своими стихами, посвящёнными Крымской весне, выступила юная феодосийская поэтесса, ученица 11 класса школы №9 Дарина Милютина, в авторском чтении прозвучали стихи Инны Журавки, созвучные предстоящему празднику и Крыму.
Перед собравшимися выступили Почётный гражданин Феодосии Аида Алексеевна Касаткина, признательно поблагодарившая Валерия Солоида, Татьяну Голуб и Светлану Арефьеву за радость состоявшейся встречи с Киммерией; ветеран Музея древностей Елена Скоробогатая, знающая творчество Валерия Николаевича от его изначальности; Светлана Арефьева, отметившая, с каким «большим удовольствием она делала эту выставку», в которой «всё здесь хорошо». Свою благодарность выразили феодосийский живописец Михаил Индык, клубный работник Инна Гринь, предложившая делать такие историко-документальные выставки с устойчивой периодичностью, а Валерий Солоид приоткрыл секрет, сказав, что его следующая выставка будет посвящена Алуште и Партениту.
Завершая вернисаж, Алла Ненада торжественно возвела Русский культурный центр в ранг Дома феодосийского братства. Затем, уже на улице, участники вместе развернули, растянув на приподнятых руках, огромный триколор – государственный флаг Российской Федерации.

Игорь ТАТАРИНЦЕВ, фото автора