Нагорный  храм  для   генерала  КотляревскогоП.С.Котляревский. Олеография

От редактора
21 сентября 2019 года в Феодосии состоялось торжественное открытие закладного камня на месте будущего памятника генералу от инфантерии, от пехоты, значит, – Петру Степановичу Котляревскому – герою русско-персидских войн начала ХIХ столетия и русско-турецкой войны 1806-1812 гг., герою Кавказской войны 1804-1813 годов, кавалеру трёх орденов Святого Георгия, чьи последние десятилетия жизни прошли в Феодосии.
Это очень заметное событие всколыхнуло общественное мнение и интерес к персоне прославленного русского генерала, тем более что памятник обещает быть очень достойным. Не зря ведь Российским военно-историческим обществом на него был объявлен открытый и даже международный творческий конкурс, итоги которого уже подведены, проект принят и утверждён, а на набережной Феодосии сейчас полным ходом идут работы по подготовке площадки, завершается сооружение постамента памятника прославленному генералу. Да и сам памятник будет установлен здесь в ближайшее время. Впрочем, читатели «Победы» своевременно и неплохо информированы о предыстории идеи и предстоящем событии, так что не будем повторяться. Однако заметим, что этот памятник
станет одним из лучших в Феодосии…
Признавая особую актуальность широкого общественного интереса, редакция «Победы» считает уместным предложить вниманию читателей одну их своих публикаций прежних лет, тоже, кстати, отзывавшуюся на всколыхнувшийся тогда немалый интерес феодосийцев к личности генерала Котляревского (1782-1851). И связано это было с попыткой городской власти воссоздать в 2006 году на горе Митридат в первозданном архитектурном облике часовню апостола Петра. Точнее же говоря: усыпальницу прославленного генерала с располагавшимися за её стенами залами Феодосийского музея древностей.
Учитывая и эти детали жизни города, текст публикуется без сокращений.

  • * *
    В последнее время много говорят о стремлении воссоздать здание феодосийского Музея древностей на горе Митридат. Идея, что называется, всколыхнула многих горожан. И сразу появился интерес к фактографии и конкретике.
    Что и как было, зачем и почему?
    Ряд публикаций «Победы» прибавил солидных оснований для суждений. А главная – из фотокопий оригиналов уникальных документов, что прошла 21 октября с.г. во весь разворот нашей газеты, – стала бестселлером. Это ведь не баечки на краеведческие темы, а фундаментальные источники! Тут уж все истинные феодоситы подхватились. И этот номер «Победы» днём с огнём не найти: невиданный факт! С ксерокопиями редакцию уже просто достали. Но мы держимся, потому что иначе, собственно, и быть не может…
    Однако главное – в конкретных фактах и феодосийских именах уже давнего прошлого истории города. А тут вдруг и фамилии нахлынули – Айвазовский, Дмитрий Толстой, Котляревский, епископ Таврический Гурий… Фигуры вроде бы в основном известные, но не так чтобы и очень уж на широкий прикид. И снова вопросы, особенно по генералу Котляревскому: кто да что, и причём здесь многопрославленная Феодосия?
    Лучший русский справочник «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» в соответствующем томе не очень-то многословен: «Котляревский (Пётр Семёнович, 1782-1851) – генерал от инфантерии, сын сельского священника, предназначался тоже к Духовному званию, но случайно был записан в пехотный полк и 14 лет от роду уже участвовал в персидской войне, предпринятой в конце царствования Екатерины II; на 17-м году был произведён в офицеры и скоро приобрёл громкую известность рядом блистательных подвигов во время военных действий в Закавказье, особенно поражением вдесятеро сильнейшего персидского войска при Асландузе и штурмом крепости Ленкорань. Во время последнего штурма Котляревский был ранен 3 пулями и должен был оставить службу». Как часто бывает в этой энциклопедии, без неточностей здесь не обошлось, потому что звали этого пехотного генерала Пётр Степанович.
    Солидная «Советская историческая энциклопедия» в словарной статье из седьмого тома (1965), конечно же, точнее: «Котляревский, Пётр Степанович (12.VI.1782 – 21.X. 1852) – русский военный деятель, генерал от инфантерии (1826). Родился в с.Ольхатовке Харьковской губернии в семье священника. В 1793 был увезён подполковником Лазаревым в Моздок и записан в пехотный полк. Участвовал в персидском походе 1796, в 1799 произведён в офицеры, был адъютантом Лазарева. Выдвинулся во время русско-иранской войны 1804-1813, с 1809 командовал отдельным отрядом. Отличался большой храбростью и решительностью. В 1810 взял с небольшим отрядом неприступную крепость Мигри, выдержал осаду, а затем разбил иранские войска Аббас-Мирзы на р. Араке; 19-20 октября 1812 разгромил превосходящие силы Аббас-Мирзы при Асландузе, а 1 января 1813 с двухтысячным отрядом взял штурмом Ленкорань, что решило исход войны. Был тяжело ранен, уволен в отставку. Литература: Соллогуб В. Биография генерала Котляревского. Тифлис, 1854». Жаль, что и в этой справочной статье не обошлось без неточностей: умер прославленный генерал ровно годом раньше.
    И не где-нибудь, а в нашей Феодосии!
    Как ни странно, имеющаяся литература о П.С.Котляревском совсем невелика. Кроме упомянутой монографии графа В.Соллогуба, мы знаем только небольшие воспоминания М.Н.Хрущова «Историческая могила в Феодосии: Пётр Степанович Котляревский», изданные в 1918 году в Симферополе. Это детально интересная для феодосийцев публикация. Вот, собственно, и все, что было раньше. Лучшая книга о знаменитом русском генерале принадлежит уже советскому времени. Мы имеем в виду серьёзный документально-исторический очерк Д.Л.Ватейшвили «Генерал П.С.Котляревский: Очерк жизни и военной деятельности», что издан в Тбилиси, в издательства «Мецниереба», в 1980 году. В этой книге 156 страниц с иллюстрациями, но тираж её небольшой – 2000 экземпляров, поэтому и книга
    эта мало кому известна…
    Последние тринадцать лет своей жизни, а скорее всего – двадцать, П.С.Котляревский провёл в Феодосии. В конце 1820-х или начале 1830-х он купил часть распродававшегося имения бывшего градоначальника С.М.Броневского, что было в те времена далеко за городом. Здесь, на своей
    земле, он и обрёл последний приют…
    После ухода со службы Пётр Степанович жил в своём имении Александрово Бахмутского уезда, а перебравшись под Феодосию, построил новый двухэтажный дом и занимался садом. В усадьбе, которую отставной генерал назвал «Добрый приют», были грот, фонтан, качели, хозяин отличался большим гостеприимством и знал, наверно, всех. Ещё больше знали
    и почитали его самого…
  • Он скончался у себя дома 21 октября 1851 года. «Похороны на назначенном ранее Петром Степановичем месте своего покоя, вблизи дома – на указанной им площадке, обсаженной им деревьями, кроме войск со знаменем, отдававших честь герою, были торжественно почтены прибывшим на рейд Феодосии всем Черноморским флотом, с приспущенным на каждом корабле чёрным флагом и искривлёнными реями. На могиле, кроме плиты, был поставлен большой чугунный ажурный крест», – вспоминал позднее М.Н.Хрущов.
  • Позднее, видимо в середине 1860-х годов, усадьбу Котляревского приобретёт именитый московский гражданин В.Н.Рукавишников. Название «Добрый приют» будет сохранено, а потом и улица, взбегавшая мимо вверх от моря, станет Доброприютной. Та самая улица, что носит сейчас имя генерала Горбачёва.
  • Могила генерала Котляревского останется святым местом в имении Рукавишниковых. Они возведут над ней небольшую часовенку, которая в ряде источников именуется даже мавзолеем. Так же бережно будут сохраняться и несколько других захоронений…
  • Феодосия чтила память о герое Кавказа. Мы знаем из документов, что здание на горе Митридат возводилось И.К.Айвазовским именно как часовня апостола Петра с помещением Музея древностей при ней. И предназначалась эта часовня для перезахоронения и упокоения в ней праха П.С.Котляревского. Торжественная закладка этого нагорного храма состоялась в воскресенье, 5 июля 1870 года. Божественную литургию в феодосийском Александро-Невском соборе за упокой раба Божия Петра отслужил преосвященнейший Гурий, епископ Таврический и Симферопольский. Затем крестным ходом все двинулись на Митридат, к месту проектировавшейся часовни, где при закладке первого камня епископ Гурий произнёс торжественную речь. В три часа дня «преосвященнейший Гурий со старшим духовенством, начальник губернии и почётные особы города в числе 60 человек собрались в прекрасном доме Ивана Константиновича Айвазовского на берегу моря, где в роскошной столовой, украшенной картинами артиста-хозяина, был сервирован обеденный стол». Подробный отчёт о церемонии закладки часовни и содержании всех подобающих речей и тостов был дан иеромонахом Флавианом в газете «Таврические Епархиальные Ведомости»
  • (№22, 1870) и тогда же издан отдельным оттиском в Симферополе.
  • Годом позже строительство часовни апостола Петра с помещением музея было завершено. Туда сразу и перебрался Музей древностей, а вот перезахоронение праха генерала Котляревского так и не было осуществлено.
  • Обозревая Феодосию 1930 года, директор галереи и музея Н.С.Барсамов писал: «Над слободками, на горе Митридат, высится большое белое здание с античным портиком, построенное художником Айвазовским для археологического музея, в котором он и помещался до 1925 года. В настоящее время в этом здании помещается сейсмическая станция, оборудованная после землетрясения 1927 года». Понятно, что в восприятии горожан здание на горе сразу же стало Музеем древностей и как часовня просто не воспринималось. О его молитвенном предназначении напоминал разве что небольшой каменный крест на вершине фронтона…
  • Давно нет в Феодосии ни здания Музея древностей на Митридате, ни могилы генерала Котляревского. В немыслимом XX столетии иначе и быть не могло. Однако времена меняются. Можно быть уверенным, что здание музея скоро возведут вновь. А в последние годы предпринимаются и энергичные усилия по поиску захоронения прославленного генерала на территории военного санатория. И, как говорится, есть надежды. Поэтому о судьбе могилы П.С.Котляревского нужно рассказать отдельно.
  • Тридцатого марта 1911 года бывший директор Музея древностей выдающийся историк Феодосии Л.П.Колли докладывал на заседании Таврической учёной архивной комиссии в Симферополе, что им было обследовано состояние захоронения генерала Котляревского, память о котором живёт в городе. Людовик Петрович сообщил членам ТУАК, что могила в виде часовни-мавзолея с куполом была освящена в начале 70-х годов XIX века. Сама могила прикрыта чугунной плитой с надписью. На стене раньше висел серебряный венок, переданный на хранение в банк. Состояние могилы удовлетворительное. Расположена она на территории дачи «Добрый приют», принадлежавшей Котляревскому, но потом перешедшей к Рукавишникову, в 1910 году разбитой на участки и распроданной. Главный участок
  • владелец сохранил за собой…
  • Через полтора года, 15 ноября 1912-го, председатель Таврической учёной архивной комиссии профессор А.И.Маркевич тоже докладывал членам комиссии о посещении им Феодосии и осмотре совместно с Л.П.Колли, в частности, дачи «Добрый приют» и могилы П.С.Котляревского. Арсений Иванович подробно описал могилу прославленного генерала, соседние захоронения, поддержал необходимость переноса праха в склеп у Музея древностей. Председатель ТУАК сообщал тогда, что захоронение П.С.Котляревского – «красивый памятник-часовня из штучного камня, на западной стороне которого, правее входной двери, находится плита с надписью: «Здесь покоится прах кавказского героя генерала от инфантерии Петра Степановича Котляревского и сподвижника его полковника Иосифа Ивановича Шультена». Памятник сооружён по проекту архитектора Никитина в 1882 году. Внутри мавзолея, правее, установлен большой чугунный крест, по-видимому, над могилой Котляревского, а левее меньших размеров – над могилой Шультена. «Тут же, вблизи памятника Котляревскому, другой интересный памятник: железный крест, а под ним надпись: «Здесь покоится прах 80-летнего старца Ивана Филиппова, сопровождавшего генерала Котляревского во всех битвах». Значит, и денщик, переживший своего генерала, после кончины снова был рядом с командиром.
  • Сообщил А.И.Маркевич и о том, что вблизи усыпальниц имеются ещё два памятника. Один мраморный с надписью: «Екатерина Тихоновна Дмитриева, рождённая Смагина. 1792-1814», другой, тоже мраморный, – с изображением на пьедестале молящегося ангела, вероятно, детский, без надписи.
  • Нет сомнения в том, что до 1917 года захоронение П.С.Котляревского сохранялось на территории «Доброго приюта» в надлежащем состоянии. Потом, конечно, всё враз перевернулось. Тут уж «раскрепощённый» разбойный люд не останавливался ни перед чем, сполна и везде «грабил награбленное»…
  • В самом конце 1917-то умер, по определению врача, от «продолжительного недоедания», другими словами – от голода, Л.П.Колли. Описывая нравы того времени, А.И.Маркевич не раз подчёркивал: «До крайней степени дошло и дикое, хулиганское отношение к памятникам древности и старины. Яркий пример такого отношения представляет умышленная и бессмысленная порча памятников на Старом кладбище в Феодосии, на даче «Добрый приют» у памятника генералу П.С.Котляревскому, также повреждённому хулиганами…». «Участилось хулиганское отношение к памятникам древности и старины, например, в Феодосии – на даче «Добрый приют», где хулиганы не остановились даже перед памятником знаменитого героя покорения Кавказа П.С.Котляревского и его сподвижников…» Впрочем, такие ли утраты знали и наш город, и вся великая страна! И тогда, и в последующие десятилетия…
  • Так вот и не стало в Феодосии ни «Доброго приюта», ни маленького некрополя под его попечением. А в годы Великой Отечественной – и здания Музея
  • древностей на Митридате.
  • Нам посчастливилось жить в удивительное время. Избежав очередного революционного разлома всего на свете, мы эволюционно, шаг за шагом возвращаем в жизнь естественные и незыблемые ценности. Вот уже дошло дело и до восстановления здания музея на Митридате. Делом чести считает поиски феодосийских захоронений П.С.Котляревского и других героев крымской военной истории XIX века капитан второго ранга К.А.Виноградов. И эта работа идёт. Ряд мест уже установлены и определены. Предстоящие разведочные раскопки многое выявят. Заместитель начальника Крымского отдела Института археологии НАН Украины Е.А.Айбабина тоже считает делом чести поддержку и проведение соответствующих работ по выявлению таких захоронений.
  • Кто знает, может быть, именно сегодняшним феодоситам и предстоит завершить дело, начатое великим Айвазовским, и прах прославленного русского генерала П.С.Котляревского обретёт покой в своей усыпальнице на Митридате. Ведь здание Музея древностей будет воссоздано в первозданном виде. Значит, и с часовней апостола Петра – усыпальницей прославленного генерала Котляревского…
Нагорный  храм  для   генерала  Котляревского
Закладной камень на месте будущего памятника был открыт 21 сентября 2019 года

«Победа», №91, 18 ноября 2006 г., стр.6.

P.S., 12.10.2020 г. Времена, впрочем, всегда переменчивы. Так уж случилось, что тогда, в конце 2006-го и полутора годами позже, воплотить идею воссоздания на Митридате исторического здания Феодосии, когда уже и первые камни в его фундамент были заложены на высшем крымском автономно-государственном уровне, так и не получилось, хотя, вроде, ничто и не мешало… Ну как тут не признать, что человеческий, а вернее – лидерский, фактор всегда первичен…
Хорошо это или плохо – вопрос спорный. Да, гору Митридат и вид Феодосии с моря воссозданный храм, безусловно, украсил бы. Да, часть своей исторической памяти горожанам он тоже бы воскресил. Однако всем было понятно, что наш Музей древностей туда уже никогда не возвратить, а помещение усыпальницы генерала Котляревского в новой часовне апостола Петра будет просто зиять бессмысленностью. Ведь, если память мне не изменяет, его приметная часовня и могила на территории «Доброго приюта», то есть нынешнего военного санатория, были «утрачены» уже во второй половине 1920-х. Разграблены, говорят, куда раньше…
Истины ради уточим, что Феодосийский музей древностей на гору Митридат и в 2006-м возвращать-то не планировалось. В нём хотели разместить лишь представительскую, познавательную историко-краеведческую фотоэкспозицию о Феодосии, адресованную горожанам, туристам и всем-всем, кто там бывает и куда не зарастает народная тропа…
Итак, скоро нам предстоит яркое, торжественное и очень значимое событие – открытие в Феодосии величественного памятника прославленному русскому генералу П.С.Котляревскому. Предшествовавшие же идеи, связанные с увековечиванием его памяти в нашем ХIХ и начале ХХI столетий, описанные выше, пусть так и останутся лишь приметными вехами на подступах Феодосии к грядущему историческому событию.
Автор