В газете «Победа» за 10 и 15 сентября опубликованы материалы о будущем Феодосийского морского порта. Поэтому скажем немножечко о прошлом.

В Советском Союзе система морского транспорта представляла собой единый мощный организм развивающихся пароходств, портов, береговых предприятий. Развитие шло целенаправленно, без всяких бросков в стороны. Возглавлялись предприятия, как правило, специалистами высших и средних учебных
заведений отрасли.
В период распада СССР и в последующие годы системе морского транспорта был нанесен огромный урон. К примеру, Черноморское пароходство, а это около 360 транспортных судов, крупнейшее в мире, дававшее около трёх миллиардов долларов прибыли в год, вообще перестало существовать.
Даже из материалов указанных двух номеров «Победы» видно, какое разное будущее планируется феодосийскому порту. С одной стороны, это «засекреченный» инвестор. То, как пять-шесть лет назад ООО «ЛИГОФ» без рубля на счетах, но предлагавшее многомиллионные инвестиции порту. С другой стороны, предлагается развивать Феодосию как туристический кластер.
Пять лет назад обсуждался вопрос передачи феодосийского порта в аренду на 49 лет. Мешают жить порту и международные санкции.
Во времена СССР и Украины наш порт перегружал десятки миллионов наименований генеральных и навальных грузов, принимал все заходящие пассажирские суда на линии от Одессы до Батуми и осуществлял пассажирские перевозки собственным флотом: 12 пассажирских судов на 30-200 пассажиров каждое.
Но мы никогда не должны забывать, как любят Крым, в особенности Севастополь и Феодосию, наши «партнёры». Поэтому, если мы не враги своей стране и себе, мы должны никогда не допустить передачи в частные руки или кому-то в аренду, или под яхтенные дела, или для других целей порт Феодосии. Наш порт хорошо сработал по перегрузке вооружений во время Карибского кризиса и во время двух арабо-израильских войн.
Порт должен быть государственным. Только государственным! Инвестором должно быть государство. Наш порт – это большое благо для города. Посмотрите, сколько сделано портом. Посмотрите, какие мы хозяева плохие, хотя бы по прекрасному рентгеновскому кабинету, купленному портом в Японии лет 15 тому назад. Он брошен в неотапливаемом помещении, не работает. А ведь он обслуживал портовиков и горожан.
А база отдыха «Якорь»? Это единый комплекс, 30 лет служивший порту и системе Морфлота, готовый принять на себя удар в кризисные ситуации.
Он ушёл в частные руки.
А что касается яхтенных дел, – это предложение хорошее. Но осуществляться оно должно не на территории торгового порта по многим причинам: торговый порт не имеет закрытой акватории, внутренняя гавань по решению правительства страны была передана другому ведомству в годы холодной войны.
Два года назад пассажирские суда сочинского порта заходили в Феодосию, но при малейшем волнении их так било в причалы, что судовладелец отказался от заходов в Феодосию. А яхты ведь еще более уязвимы. Яхт мало, очень мало! Даже порт Одессы оборудовал совсем скромную стоянку для яхт.
В свое время порту помешали достроить набережную до первой буны. На мой взгляд, это лучшее место для строительства причальной стенки, обустройства территории. От существующей набережной до первой буны около 160 метров. Это позволит благоустроить неоконченную строительством оставшуюся часть набережной и оборудовать
место для стоянки и укрытия яхт.
Не мной сказано, что морские порты – это большая политика. Феодосия получила не только нефтяные, но и сухогрузные причалы с глубинами 11,5 и 12,5 метров, и они должны всегда быть готовыми для службы стране и в мирное, и в военное время, а не частникам, мечтающим построить там гостиницы. Это было бы преступление! Страна потеряла на юге более 20 портов и остро нуждается в грузовых портах. Феодосия остро нуждается в рабочих местах. Порт даст работу, развитие, места в детсаду.
Уважаемые горожане, советую вам бережно хранить всё, что создано доброго до нас. Не бросайте камни в прошлое, попадёте в будущее, в том числе
и в ваше настоящее.
Поэтому ещё раз скажу: если мы не враги своей стране и себе, то Феодосийский морской порт никогда не может быть передан кому-либо в аренду, либо в частную собственность!