Феодосийский порт в истории города воинской славыРазрушенный Феодосийский морской порт в годы войны. Фото Виктора Лукашевича

22 июня – трагическая дата в истории нашей Родины, начало самой разрушительной, жестокой и кровопролитной войны – Великой Отечественной. Этот день – День памяти и скорби для тех, кто пережил и выжил, для детей и внуков миллионов солдат, отдавших свои жизни за победу над врагом.

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия нанесла первые массированные удары по территории Советского Союза. Феодосия была крупным советским портом, поэтому её атаковали одной из первых на крымском побережье. Уже на второй день войны наш город подвергся вражеским воздушным налётам, главной целью которых был порт. В городе появились первые жертвы и разрушения.
Как и во всех городах Крыма, было введено военное положение, и Феодосия быстро перестроилась на «военные рельсы». Началась мобилизация.

Мужество и стойкость Феодосии

В этой публикации использованы исторические справки, архив городской газеты и материал, предоставленный «Победе» ветераном Феодосийского морского торгового порта Виктором Лукашевичем, в котором, в частности, говорится, что в самом начале войны в горком партии и городской военкомат поступило более двухсот заявлений от жителей города с просьбами направить их добровольцами в действующую Красную Армию.
В течение первых месяцев в Феодосии было призвано в армию 3 тысячи 671 человек. На заводах было организовано производство оружия и боеприпасов – противотанковых мин, 82-мм минометов, гранат. Ликероводочный завод наладил производство бутылок с горючей смесью для борьбы с вражескими танками. В июле 41-го была сформирована аварийно-восстановительная рота МПВО. Для охраны города и важных хозяйственных объектов создан истребительный батальон. В августе вокруг города создавались рубежи обороны, а 26 августа появился эвакопункт.
В конце августа – начале сентября в Феодосии сформировалась 1-я Крымская дивизия народного ополчения, в сентябре – 172-й сводный коммунистический полк, переформированный в 172-ю стрелковую дивизию. Рабочими паровозного депо станции Сарыголь (ныне – Айвазовская) при непосредственном участии коллективов предприятий города был построен бронепоезд «Смерть фашизму!» для 51-й Отдельной армии.
В феврале в городе начала действовать подпольная патриотическая организация Н. М. Листовничей, создана подпольная группа А. А. Айрапетова в лагере для советских военнопленных. Создаются и другие подпольные группы – Г. П. Колегаева, «Пламя борьбы за освобождение Крыма» А. А. Бельян (Аметовой). К августу 1943 года в оккупированном фашистами городе организованы патриотические группы на рыбном заводе, водоканале, рыбном тресте.
На долю города выпали тяжёлые испытания. За годы войны Феодосия дважды попадала под немецкую оккупацию: с ноября по конец декабря 1941 года и с января 1942-го по апрель 1944-го. В первый раз советские войска выбили противника из города в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции. Повторно и уже окончательно вытеснить врага удалось в рамках Крымской наступательной операции. Но каждый раз бои здесь шли за каждый дом и каждую улицу. Погибли тысячи мирных жителей города, многие феодосийцы не вернулись с фронта.
Архивные документы, датированные сентябрем 1945 г., свидетельствуют, что в Феодосии было расстреляно триста советских военнослужащих, мирных жителей – 7 тысяч 993 человека, семеро замучены, три тысячи увезены в рабство. Общее количество жертв – 11 300 человек. Одной из горьких страниц войны стало выселение из Крыма, в том числе и из Феодосии, крымских татар, немцев, греков, армян.
В 1982 году «За мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве», город Феодосия был награжден орденом Отечественной войны I степени. А в 2015 году за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками в борьбе с противником, ей было присвоено почётное звание «Город воинской славы»…

Феодосийский порт в истории города воинской славы

Из мирного порта – на фронт!

Как говорится в материале Виктора Лукашевича, «из Феодосийского порта ушли на фронт коммунисты партийной организации и комсомольцы, лучшие труженики, кадровые рабочие, судоводители, механики, радисты. Ушли молодые и бывалые моряки: Г.Васякин, К.Иванов, И.Рогоза, Г.Руденко, Х.Байрамов, Л.Транцев, Е.Мацкин, Д.Безнедельный, В.Соколов, Н.Виноградов, Т.Коломиец, А.Андрианов, Л.Мойсеенко и многие другие. Под непрерывными бомбежками немецко-фашистской авиации Феодосийский порт выполнял важную задачу, он стал центром эвакуации оборудования фабрик и заводов, гражданского населения и культурных ценностей (в том числе были эвакуированы полотна И.К.Айвазовского). Через Феодосийский порт частично осуществлялась эвакуация воинских частей и раненых из Одессы. Из портов Крыма было эвакуировано 400 тысяч тонн зерна, часть – через Феодосийский порт. Все это осуществлялось в условиях частых бомбежек и налётов фашистской авиации. Ушедшие на фронт и сражавшиеся в партизанских отрядах портовики с честью выполнили свой священный долг по защите Отечества, проявив доблесть и мужество. Многие из них совершили подвиги, пав смертью храбрых на фронтах. Об этом свидетельствуют архивные документы, воспоминания фронтовиков и фотографии, собранные в Музее истории Феодосийского морского торгового порта».

Подвиг Льва Транцева

Виктор Лукашевич описывает подвиг Льва Транцева, который возглавлял Феодосийский порт с 1938 по 1941 год, а в военное время стал офицером спецсвязи.
Вот как писала газета «Правда» о военнослужащих этой профессии: «…В других условиях приходилось работать тем шифровальщикам, которые обеспечивали спецсвязью армии, корпуса, дивизии, – говорится в публикации газеты «Правда» за 1979 год. – По инструкции Генерального штаба шифровальщики на фронте обеспечивались усиленной охраной. Но случалось и так, что, вместо положенной охраны, шифровальщик ставил перед собой канистру бензина, горку гранат и снимал пистолет с предохранителя. За шифрами охотились разведки противника. По вермахту даже был издан такой приказ: «…Кто возьмёт в плен русского шифровальщика, будет награждён крестом, отпуском на родину и обеспечен работой в Берлине».
Как пишет Виктор Лукашевич, «офицер спецсвязи Лев Транцев вёз секретные документы и шифры под охраной трёх танков и взвода пехоты. Колонна попала в засаду. Завязался неравный бой: танки и охрана были расстреляны в упор. В автобус с документами попал снаряд – Транцеву перебило обе ноги. Истекая кровью, шифровальщик вскрыл сейфы, зажигательной смесью поджег документы и автобус и отстреливался от наседавших фашистов, пока не сгорел вместе с автобусом».

Уходили в поход партизаны…

Иван Степанович Мокроус работал начальником дивизиона вооруженной охраны феодосийского порта. Когда началась война, его с учётом военного образования и служебных обязанностей осенью 1941 года назначили командиром Феодосийского партизанского отряда. Отряд численностью 398 человек был сформирован в основном из бойцов истребительного отряда и рабочих завода №374. Уже после первого тяжёлого и неравного трёхдневного боя с тремя батальонами противника в урочище Кизилташ в отряде осталось всего 113 партизан…
Крымские партизаны воевали с врагом в особо трудных условиях ограниченных лесных пространств без возможности надежной связи с Большой землёй. Феодосийским народным мстителям и их командиру пришлось пережить и блокаду, и голод, и бомбёжки. При этом они не отсиживались в лесу и не прекращали боевых операций против врага.
Так, в январе 1942 года партизаны спасли более 220 советских десантников после оставления ими Феодосии и Судака. Также была проведена успешная операция по спасению экипажа сбитого советского самолёта, командиром которого был Герой Советского Союза капитан Павел Кашуба.
После освобождения Феодосии в апреле 1944 года Иван Степанович Мокроус был назначен заместителем Председателя Феодосийского горисполкома, а в 1947 – 1950 годах исполнял обязанности председателя. Свою трудовую деятельность Мокроус закончил в должности директора Феодосийского пивзавода. Его боевые заслуги перед Родиной отмечены орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «Партизану Великой Отечественной войны» I степени. В 1966 году он был удостоен звания «Почётный гражданин города Феодосии».
Умер он 5 мая 1975 года. Похоронен на старом городском кладбище. Именем Ивана Степановича Мокроуса названа одна из феодосийских улиц. А к Феодосийскому порту был приписан пассажирский теплоход «Иван Мокроус».

Портом руководили бывшие фронтовики

В годы Великой Отечественной в партизанском отряде воевал и будущий начальник Феодосийского порта – Константин Федорович Богданович. До мая 1942 года он был комиссаром партизанского отряда №55 в Ленинградской области. Награжден медалями «Партизанская слава» и «За победу над Германией». Константин Федорович возглавлял Феодосийский порт с 1950 по 1961 год.
Затем руководителем порта стал Павел Яковлевич Винник. В период с 1935 по 1939 год он проходил службу на судах Военно-Морского флота в Севастополе, затем работал начальником грузового участка в Новороссийском морском порту, в 1940 году был зачислен слушателем Академии морского транспорта в Ленинграде, но перед войной был сначала откомандирован обратно в Новороссийский порт, а затем направлен в органы НКГБ. Служил в особом отделе Приморской армии до мая 1945 года, принимал участие в боевых операциях. Награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», демобилизован в звании капитана.
Павел Винник работал в должности начальника Феодосийского порта с 1961 по 1976 год. По инициативе Павла Яковлевича Винника и при его личном участии при клубе порта был создан музей истории порта. В соавторстве с феодосийским писателем Яковом Рудем в 1975 году им была написана книга «Главный причал Крыма», посвящённая славным страницам истории феодосийских портовиков. Второе издание этой книги увидело свет в 2000 году.

Феодосийский порт в истории города воинской славы

Люди и теплоходы…

Кроме приписанного к Феодосийскому порту пассажирского теплохода, носящего имя Ивана Мокроуса, были и суда, чьи имена до сих пор на слуху у феодосийских старожилов – «Иван Голубец» и «Иван Кожухарь».
Краснофлотец, старший матрос-пограничник Иван Голубец – участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С первых дней обороны Севастополя катер, на котором служил Голубец, входил в силы Севастопольского гарнизона.
К исходу марта 1942 года город-крепость уже пять месяцев героически сражался, находясь в полной блокаде со стороны суши. 25 марта 1942 года в Стрелецкой бухте рулевого сторожевого катера «СК-0183» старшего матроса Голубца боцман послал на берег по служебным делам. В это время противник стал обстреливать бухту из дальнобойной артиллерии.
Голубец увидел сторожевой катер «СК-0121», стоявший у пирса, которому осколки разорвавшегося снаряда пробили борт. Загорелись моторные отсеки. От осколков другого снаряда, попавшего в топливную цистерну, пламя охватило корабль. Возникла угроза взрыва боезапаса глубинных бомб на сторожевике и уничтожения судов, находящихся в бухте. Голубец бросился на горевший катер, сквозь бушующее пламя пробрался на корму и стал сбрасывать тяжёлые глубинные бомбы в море. Огонь разгорался всё сильнее и неотвратимо подползал к стеллажам, но за корму уже скатилась последняя 160-килограммовая глубинная бомба. Однако на корабле оставалось ещё около 20 малых бомб, сбросить которые было легче. К этому времени корму охватило пламя. Сознавая опасность, отважный моряк продолжал своё дело, пока не произошёл взрыв. Жертвуя собой, он спас десятки человеческих жизней и боевые катера.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Иван Голубец был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Иван Кожухарь – гордость Феодосийского порта

В истории Феодосийского морского порта особое место занимает Иван Акимович Кожухарь – участник Великой Отечественной войны, отдавший службе на судах морского флота 55 лет своей жизни, в том числе 17 лет – в Феодосийском морском торговом порту.
В 1928 году, после окончания мореходного училища, 22-летний Иван Кожухарь был назначен капитаном грунтовозной шаланды «Кубань» Азовтехфлота Спецгидростроя НКВД СССР. Начало войны застало экипаж «Кубани» в Николаевском морском порту. Здесь экипаж в полном составе был призван в Военно-Морской флот, при этом капитану судна было присвоено воинское звание «младший лейтенант». В самое короткое время на судне было установлено несколько орудий и пулемётов, и с 12 июля 1941 года судно вошло в состав Черноморского флота в качестве сторожевого корабля «Кубань». После ремонта корабль был переклассифицирован в канонерскую лодку «Кубань».
В первые месяцы войны экипажу приходилось выполнять различные задания командования, в том числе и нанесение артиллерийских ударов по береговым объектам, живой силе и боевой технике противника в районе Одессы (август-сентябрь 1941г). Вот что записано в одном из представлений к награждению И. А. Кожухаря боевым орденом. «Будучи командиром КЛ «Кубань» отработал офицерский и рядовой состав из запасников в боевой коллектив. Командуя кораблём, выполнил 131 боевое задание, проведено 14 обстрелов берегов противника, при этом уничтожено несколько батарей противника, эшелон груза, склад боезапаса. Кораблём сбито 3 и повреждено 2 немецких самолёта. Отражено свыше 200 атак самолётов противника, корабль не имел повреждений. Корабль прошел 27898 миль, аварий, потерь и повреждений не имел. Оказана помощь и отбуксировано 19 кораблей. В боях бесстрашен и мужественный…». Приказом командующего Черноморским флотом от 23 февраля 1943 года старший лейтенант Кожухарь Иван Акимович был награждён орденом Красного Знамени.

Морской конвой в помощь Крымскому фронту

В начале марта 1942 года на Керченском полуострове началась весенняя распутица, что привело к затруднению перевозки во-оружения и боеприпасов войскам, ведущим боевые действия в глубине полуострова. Чтобы поправить положение, Военный совет Крымского фронта принял решение задействовать для этих целей сохранившийся железнодорожный путь на участке Керчь – Владиславовка. Но оказалось, что практически отсутствует локомотивный парк, а сохранившегося парка вагонов недостаточно для обеспечения перевозок боеприпасов, техники и провианта. Поэтому, руководству Черноморско-Азовского бассейнового управления была поставлена задача доставить в Керчь дополнительный подвижной состав и паровозы с побережья Кавказа. Задача оказалась не из лёгких, т.к. ни соответствующих судов, ни кранов для погрузки и выгрузки паровозов и вагонов не было. Но выход из положения был найден. Решили воспользоваться выведенным из Одессы плавучим доком, грузоподъёмностью 4000 тонн. На палубу дока уложили три линии рельсовых путей, по которым погрузили 10 паровозов, 26 шестидесятитонных вагонов и 9 нефтецистерн. Вагоны заполнили военными материалами и железнодорожным оборудованием. На борту дока были установлены шесть 45-миллиметровых пушек, два четырёхствольных и два обычных пулемёта, которые обслуживали 35 военных моряков. Вместе с подвижным составом на доке в Керчь отправились локомотивные и поездные бригады (60 человек), а также 15 человек строительного батальона. Для буксировки и сопровождения плавучего дока были выделены ледокол «Торос», буксиры «Перванш», «СП-15», канонерская лодка «Кубань», базовый тральщик и сторожевые катера. Возглавлял конвой командир «Кубани», старший лейтенант И.А. Кожухарь.
Поздно вечером 9 марта 1942 года конвой вышел из Новороссийского порта. Но караван не пошел сразу в Керчь. Как рассказывал сам Иван Акимович, чтобы запутать неприятеля был взят курс на Туапсе, а часть судов прикрытия легла курсом на Поти. Утром появился фашистский самолёт-разведчик, который долго кружил над караваном. Убедившись, куда идут суда, самолёт улетел. Корабли каравана шли малым ходом, и как только стемнело, караван развернулся и лёг курсом на Керчь. Вскоре его догнали суда сопровождения. Ночное плавание прошло без особых тревог, но с рассветом начались атаки фашистских бомбардировщиков. Самолёты сбрасывали десятки тонн авиабомб на караван. Командиру конвоя то и дело приходилось менять курс и скорость движения судов, выполнять другие манёвры, чтобы избежать попадания бомб. Надёжного прикрытия с неба караван не получил, поэтому весь день был вынужден отбиваться самостоятельно. Это было испытание на прочность не только кораблей, но и моряков, и краснофлотцев кораблей сопровождения. В 3 часа ночи 11 марта конвой, преодолев 90 трудных миль, вошел в Керченский порт, и док был пришвартован к причалу завода имени Войкова. Через два часа железнодорожный эшелон с вооружением, боеприпасами и стрелковыми частями направился из Керчи к линии фронта.
На рассвете немецкая авиация возобновила налёты на конвой, возвращавшийся в Новороссийск. Атаки следовали одна за одной в течение всего светлого времени. Только с 12 часов до 16 часов 12 марта зенитчики конвоя и истребители прикрытия 18 раз вступали в бой. Был сбит один немецкий торпедоносец, а другой, подожженный, ушел на снижение к берегу. По приходу в Новороссийск экипаж плавучего дока и экипаж ледокола «Торос» получили телеграмму от Наркома морского флота П.П.Ширшова, в которой отмечалась их доблесть, проявленная при выполнении очень важного и трудного задания. Там были и такие слова: «Вашей работой будут гордиться моряки всего Черноморского бассейна!». Эти слова были адресованы и краснофлотцам – членам экипажей кораблей сопровождения Черноморского флота и командиру конвоя Ивану Акимовичу Кожухарю.

Последним покинул борт тонущего корабля…

Феодосийский порт в истории города воинской славы
Бюст Ивана Кожухаря на Аллее Славы

После этого у славного моряка и его экипажа было ещё много трудных военных дорог и походов. Особенно трудным был период начала 1943 года. В районе Новороссийска 4 февраля 1943 года в жестоком бою десант из 275 солдат и моряков под командованием майора Цезаря Куникова отвоевал у сильно превосходящего по численности врага пятачок земли, на который затем высадились основные силы десанта (порядка 17 тысяч человек). Освободив к 10 февраля населенные пункты Алексина, Мысхако и 14 южных кварталов Новороссийска, плацдарм был расширен до 30 кв. километров. Этот плацдарм получил название «Малая земля». В течение 225 дней советские войска героически обороняли Малую землю, отстаивали плацдарм, который сыграл огромную роль при освобождении Новороссийска и Таманского полуострова.
Иван Акимович Кожухарь – в тот момент командир тральщика Т-511 – обеспечивал доставку на Малую землю боезапаса, продовольствия, личного состава, вывозил раненых. 26 марта 1943 года, приняв раненых, корабль шел курсом на Геленджик. Не пройдя и мили, он подорвался на мине и начал тонуть. Экипаж до конца боролся за живучесть корабля, спасал раненых. Ивана Кожухаря, который последний покинул борт тонущего корабля, подобрали в воде моряки морского охотника МО-014, подоспевшего вовремя к месту бедствия. После выздоровления Иван Акимович снова поднялся на капитанский мостик КЛ «Кубань».
Вот что написано в представлении его к награждению боевым орденом Отечественной войны 1 степени: ««Будучи командиром КЛ «Кубань» обеспечил доставку фронту 5060 тонн боезапаса, продовольствия и других грузов. Переброшено десанта 10500 человек. Огнём орудий обеспечивал высадку десанта. В боях бесстрашен и мужественный. Будучи временно назначен командиром ТЩ «Червонный казак», благополучно несколько раз доставил грузы, боезапас и технику на Мысхако, при взрыве на магнитной мине показал исключительное хладнокровие, умение при спасении корабля и личного состава».
В ноябре 1944 года И.А.Кожухарь передал КЛ «Кубань» другому капитану, а сам был направлен в Румынию, где принял отряд боевых кораблей Дунайской флотилии. В Румынии он и встретил День Победы.
После войны Иван Акимович остался служить на флоте. В 1953 году за выполнение особо важного задания был награждён вторым орденом Красной Звезды. В запас ушел в звании капитан-лейтенанта в августе 1959 года. В этот же год был принят в Феодосийский порт на должность старшего помощника капитана теплохода «Ильичевск». С мая 1960 года – капитан этого теплохода. Затем многие годы работал капитаном сухогруза «Седанка», возил грузы в Ялтинский порт. С апреля 1965 года по август 1976 года, т.е. более 12 лет, работал в составе экипажа морского буксира «Энтузиаст» (капитаном до 1969 года, затем сменным помощником капитана), отдав морю 55 лет своей трудовой биографии.

«Был интересным собеседником и воспитателем…»

«Феодосийские портовики горды тем, что на Аллее Славы установлен бюст прославленного боевого капитана Кожухаря Ивана Акимовича», – пишет ветеран порта Виктор Лукашевич, который познакомился с Иваном Акимовичем еще в юношеские годы.
«В 1973 году мне довелось познакомиться с Иваном Акимовичем и постоянно контактировать с ним вплоть до его ухода на пенсию в 1976 году. В тот период я был избран секретарем комитета комсомола порта, поэтому часто бывал на судах портофлота. Иван Акимович притягивал к себе какой-то неуловимой энергией, был интересным собеседником и воспитателем. Всегда с готовностью откликался на просьбы комитета комсомола порта принять участие в том или ином мероприятии, особенно патриотической направленности, т.к. понимал, что молодежи следует передавать тот богатый опыт, который он получил и в годы Великой Отечественной войны, и в годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Через его руки прошло много молодежи и, я думаю, его уроки они запомнили на всю жизнь. Комсомольцы конца шестидесятых и семидесятых годов ХХ века, которые осваивали азы морских профессий под началом Ивана Акимовича, и сегодня с почтением вспоминают об этом замечательном человеке».

Мы помним…

В этот День памяти и скорби феодосийцы низко склоняют головы перед светлой памятью погибших, в жестоких боях отстоявших свободу и независимость страны. Их имена золотыми буквами навечно вписаны в героическую летопись нашей истории. Мы помним тех, кто шел навстречу смерти в боях во имя спасения Родины. Мы помним тех, кто своим героическим трудом в тылу приближал Победу. Искренней признательности и благодарности достойны те, кто в послевоенные годы поднимал Феодосию из руин.
Чем дальше уходит в историю победный 1945-й год, тем сильнее мы осознаем величие беспримерного подвига нашего народа-победителя в Великой Отечественной войне. Этот подвиг и через столетия будет ярким символом стойкости и несгибаемого мужества советского народа.

Эвелина ПОРТНАЯ, Василий ЕЖОВ