На нашем любимом дачном участке, что на горе Тепе-Оба, живут фазаны. Прилетели они
из особо охраняемой природной территории (ООПТ), к которой вплотную подходит садовое товарищество.
Парочке у нас понравилось. Целый летний месяц мы старательно обходили стороной куст, который они облюбовали. К слову, если вы случайно заметили чьё-нибудь гнездо у себя в саду или где-то на прогулке, в природе – самым правильным будет сделать вид, что вы ничего не видели. Как с людьми, если вдруг застали кого-то врасплох в неудобном положении. Ведь за вами, скорее всего, издали внимательно наблюдают хищники. Сойка – враг фазанов – всегда начеку. Она тоже обитатель сада. Наших фазанов сойка глубоко презирает за глупость, и при всякой возможности ворует у них птенцов и яйца.
По научной классификации фазаны относятся к отряду курообразных, подсемейство фазановых, род фазан. Они – родственники обычных домашних кур, что, впрочем, по ним и видно. Похожи и внешность, и голос, и поведение. Если вам доводилось вспугнуть где-нибудь в лесу или на лугу импозантную, довольно крупную птицу с длинным хвостом, которая летит низко, с явным желанием поскорее приземлиться снова – вот, это оно и есть. Фазанов в Крыму довольно много. Иногда их можно увидеть даже из окна автомобиля.
Питается фазан семенами, дикими ягодами, мелким виноградом в заброшенных садах, а также ворошит лесную подстилку, выкапывая червячков и личинок. При своих, относительно приличных, размерах и боевом характере – это одна из самых безобидных птиц. Хотя ноги у фазанов сильные, и у самцов есть шпоры. Дерутся они между собой серьёзно, как петухам и положено. Но чтобы фазан использовал шпоры, атакуя человека или хищника – нет, такого не бывало замечено. До этого он не додумывается.
Что поделаешь, куриное семейство не славится интеллектом. Зато уж чего у них не отнимешь – это красоты, характера, обаяния, словом, всего того, что принято сейчас называть харизмой. Существует около двадцати разновидностей (подвидов) фазанов, и все – один одного краше. Художники рисовали Жар-птицу, как мне кажется, именно с них, добавляя немного от павлина, и немного – из собственной фантазии. Тот фазан, что водится у нас, относится к северокавказскому подвиду.
Птицы в принципе существа шумные. Звуковая коммуникация имеет первейшее значение в их жизни. При этом природа отмерила каждому талантов по справедливой мерке. Лучшие пернатые певцы невзрачны, а писаным красавцам, как правило, достаются такие голоса, что лучше бы уж молчали. Но чего-чего, а молчания от фазана точно не дождёшься никогда. Его голос напоминает то рулады вконец осипшего петуха, то куриное кудахтанье. Да ещё он хлопает крыльями при взлёте так, что охотники называют это «взрывом дичи».
Увы! Где фазаны, там и охотники. Это печальная реальность. Где охотники, там и фазаны. А это-то почему? Чтоб такое понять, надо обратиться к охотничьей науке, которая всё и растолкует.
Не всякая наука служит истине. Известно немало ситуаций, когда научные воззрения менялись, пересматривались, и даже с треском разоблачались при смене, например, политической обстановки. Так вот, среди множества разных наук есть и наука охотоведение. Задача её – не столько изучение природы, сколько оправдание того, что вытворяет с природой человек.
Например, считается, что охотники регулируют численность диких животных. Без охоты их, будто бы, сразу же станет слишком много, и они вымрут от голода и болезней. Как не вымерло всё живое за те миллионы лет, пока охотников не было – их наука не объясняет. Но если численность волков или медведей, может быть, и стоит регулировать, то уж для фазанов – и без человека «регулировщиков» столько, что считать устанешь.
Фазаны гнездятся на земле. Этим всё сказано. Представляете, сколько врагов у птички, гнездящейся на земле? Кто найдёт гнездо, тот и полакомится.
Дикие собаки. Кошки. Хорьки. Лисы. Эти слопают не только потомство, но и мамку прихватят.Кабаны – они тоже есть в Крыму. Свинья, она и есть свинья: ей к столу пойдёт всё органическое, а уж бесплатная яичница – тем более. Змеи, гадюка или полоз – неважно. Наблюдательные сойки, и не менее наблюдательные хитрые вороны. Ёж – а как вы думали, он тоже хищник. Ближе к человеческому жилью, особенно во влажных местах – крысы, самые обычные серые крысы. Да, не удивляйтесь, именно они – страшные хищники, опасные даже для взрослых птиц. А подальше от жилья случаются травяные пожары. Да ещё народ с собаками без поводков по лесам и лугам гуляет. Что там натворил любимый терьерчик, пока бегал где-то в стороне – хозяину часто и дела нет. А иные так и гордятся: надо же, гнездо разорил, молодец, он у меня охотник! Это вне сезона-то. Охотник. На маленьких птенчиков. Стыд один.
Курочка-фазаночка – эталон материнской доблести. Видя опасность, она до последнего не покидает гнездо. Только круглый глазок блестит, только крошечное сердечко колотится часто-часто. Во время пожаров самки фазанов иногда гибнут вместе с потомством.
Милость к фазанам природа проявила, сделав их детство очень кратким. Всего три страшных недели надо пережить маме-курочке, а потом птенцы вылупятся, и, подобно домашним цыплятам, сразу побегут. Для выживания им даны маскировочная окраска и умение затаиваться так, что в упор не разглядишь. Ещё через три недели они уже смогут вспархивать на деревья. С этого момента ежи да ужи им больше не опасны. Но фазан до конца останется законной добычей лисиц и пернатых хищников – ну и человека с ружьём, как без него.
Притом, если спросите этого человека – он вам скажет, что со своим ружьём он не уничтожает природу, а наоборот, о ней заботится. Он самцов стреляет, петушков, а они в природе лишние. Так говорит его охотничья наука.
С XIX века человечество было одержимо идеей преобразования природы – как окружающей, так и нашей собственной. Люди замечали, что природа почти всюду предусмотрела некоторую избыточность. Например, если задуматься, нам ведь совершенно не обязательно иметь по пять пальцев на руках. Если человеку оставить по три пальца на каждой руке, то качество его жизни практически не ухудшится – если только он не музыкант и не мастер скоропечатания. Так и возникали медицинские рацпредложения. Например, предлагалось превентивно удалять аппендикс – чтоб не мог когда-нибудь воспалиться, и миндалины по той же причине. Увы, кое-кто из тех, кому сейчас за шестьдесят, был подвергнут в детстве таким операциям. Здоровья это не прибавило.
Это много позже учёные, простите за каламбур, поумнели – и поняли, что нужны человеку и аппендикс, и миндалины, и десять пальцев на руках. Если нам в чём-то непонятен замысел Творца, это вовсе не означает, что замысла нет или он плох. Точно так же нужны природе молодые самцы животных: и селезни, и морские котики-холостяки, и петушки-фазаны. Для чего? Хотя бы для того, чтоб не прекращалось эволюционное совершенствование вида. Каждый год в природе происходит смотр молодого поколения, каждый год на нём выбирают лучших из лучших. Бьются за право продолжения рода олени, кабаны, горные козлы, тюлени, птицы. Но и проигравшие в ритуальных турнирах имеют свой шанс, пусть и небольшой. Так поддерживается генетическое разнообразие. Да, конечно, охотники могут «строго по науке» оставлять одного самца, скажем, на десяток-другой самочек. Но что это будет за жизнь? Как после Великой Отечественной – один парень на два села, и тот без ноги?
Как любое сомнительное занятие, охота имеет «кодекс чести». Если, скажем, по парку идут мама, папа и сынишка, то истинный охотник станет стрелять только в папу. Стрелять самок не комильфо, и они – не интересные трофеи. Курочка фазана серенькая, незаметная — обычная ряба, да и только. Совсем иное дело самец: чёрно-зелёная голова, красные «очки» вокруг глаз, белоснежное ожерелье, перья на корпусе переливаются золотом, а хвост длинный, с фиолетовым и медным оттенком. Когда-то так ярко одевались русские и европейские гренадеры, и в полном парадном облачении шли в бой. Командиры надевали ордена – но со временем совершенствование стрелкового оружия положило конец такой традиции. Ушли в прошлое красные мундиры, белоснежные панталоны, золотое шитьё, султаны из конского волоса и высокие кивера. Всем, включая командный состав, пришлось переодеться в камуфляж. Лишь фазаны, как последние рыцари, по-прежнему летят навстречу смерти в сияющем красками «мундире». Хорош фазан в полёте, хорош и на ягдташе, подвешенный за голову, и с растрёпанными крыльями. Говорят, что и на блюде хорош. Фазан-петушок сам, как будто самой природой, спроектирован как живая мишень. Вся его внешность, голос, поведение словно заявляют: Вот он я! Если хочешь, стреляй! Стреляй в меня, только пощади Её…
Как ни удивительно, отчаянная храбрость иногда спасает фазану жизнь. Встречаются птицы, которые летят не в сторону и не прочь, а прямо на врага. Тогда охотнику неудобно сбить фазана. Не с руки. Возможно, слова «смелого пуля боится» сказаны как раз о таких случаях.
Но подобное, конечно, исключение, и намного чаще дело заканчивается удачным выстрелом. Дошло до того, что, по наблюдениям орнитологов, дикие фазаны кое-где стали… многожёнцами! Никогда за этими птицами такого не водилось, всем было известно, что фазаны образуют пары. Но теперь начали встречаться своего рода колонии, группы из нескольких гнёзд, расположенных недалеко друг от друга. Это значит, что на несколько курочек приходится только один петушок. Что поделаешь – остальных убили.
Фазаны давным-давно исчезли бы с лица Земли, если бы не одна их счастливая особенность. Они совершенно не держат зла на людей. Кто-то скажет, что фазан просто-напросто глупая птица. Он не избегает человеческого жилья, охотно залетает в сады, встречается даже в черте города. Не обижайте его – и он тут как тут. Фазаны легко размножаются в неволе, выводятся в инкубаторе. Завести их на своём участке – проще простого. Интернет полон объявлений о продаже молодняка и яиц фазанов.
Ряд источников прямо называет фазана полудомашней птицей. Разведение не изменило фазанов так, чтобы они превратились в бройлеров – нет, они остаются почти такими же, как в природе. Выращенного людьми фазана называют ещё охотничьим, подчёркивая, что его предназначение – быть мишенью для пострелушек. Некоторым людям так нравится стрелять по живым фазанам, что они готовы за это удовольствие щедро платить. Где спрос – там и предложение. Есть фазаньи фермы. Хотя большинство разводимых там фазанов далеко не улетит, часть из них всё-таки спасается, вливается в природную популяцию, оставляет потомство. По этой причине фазаний род не иссякает. Да мало того, максимальная плотность фазаньего населения – не в нетронутой природе, а в так называемых охотхозяйствах, где численность птиц поддерживается искусственно. Разводят – выпускают – стреляют. Поскольку такая стрельба – развлечение достаточно древнее, разведение фазанов тоже практикуется давно. В старину каждый аристократ старался завести их в своём парке. Отсюда следует, что и своим широким ареалом фазаны обязаны именно охотникам. Подобно тому, как охотники завезли кроликов в Австралию, они и фазанов расселили почти по всей Европе и Северной Америке. Да и в Крым фазанов привезли не так давно, в 60-е годы прошлого века (до этого, правда, несколько раз полностью истребляли). Вот и получается, что где охотники, там и фазаны.
Интересно, а что было бы, если бы охотники взяли да оставили фазанов в покое? Раз и навсегда? Охотоведы утверждают, что фазаны бы немедленно вымерли — но на самом деле, по всей вероятности, не изменилось бы вообще ничего. Может быть, фазанов в природе стало бы чуть меньше. Их количество установилось бы точно на уровне, предусмотренном природным балансом. Да и сами они остались бы настоящими дикими птичками, прекратилось бы их постепенное превращение в домашних кур.
Кто мои фазаны – потомственные дикари или дерзкие беглецы – не знаю. Точно по внешнему виду это определит только специалист. Впрочем, не всё ли равно? Главное то, что здесь, в садах, никто их не даст в обиду.
Выходишь так в сад, а фазан сидит, прижимается к земле и смотрит своим круглым куриным глазом: взлететь-не взлететь? Меня видят? Точно?
– Петруха, – спрашиваю, – ты молча летать вообще умеешь?
– Фррррррр! Ко-ко, ко-ко, ко-ко!
И вспоминаются бессмертные строки Иссы Кобаяси:
Так кричит фазан,
Будто это он открыл
Первую звезду.
Анна Шмелёва