Феодосиец  Михаил  Виноградов (окончание)М.В. Виноградов. Туманова балка — имение К.К.Шевекова. Карандашный рисунок. 03.05.1932 г. Из архива Виноградовых (на заднем плане – гора Эчки-Даг)

(Окончание. Начало по ссылке)

После смерти В.К.Виноградова (в 1894 году) и Е.С.Каменского (в 1895 году) дачи оставались в распоряжении членов их семей, которые там жили и сдавали дачные дома или комнаты приезжим. Со временем оба участка были проданы. Скромные дачные постройки исчезли, на их месте появились богатые виллы новых собственников.
И сегодня на городской набережной стоят хорошо известные феодосийцам особняки: Иосифа Исааковича Хаджи и Мартына Егоровича Зайцева (их постройку датируют 1908-1909 годами), за ними – виллы «Модерн» Исаака Вениаминовича Стамболи (1909-1914 года) и «Виктория» Абрама Ароновича Крыма (1914 года). Между виллами «Модерн» и «Виктория» некогда находились виллы «Марат» Зеленского и «Гелиос» Паланге (Паланта), но они не сохранились. Ныне на их месте находится корпус санатория «Восход» – так называемый «Днепрогэс», построенный в 1980-х годах.

Феодосиец  Михаил  Виноградов (окончание)
Гавань Феодосийского торгового порта. Фото 1910-х гг.
Справа внизу – старое здание Феодосийской мужской гимназии


Территория от дома Хаджи до виллы «Виктория» включительно – и есть квартал № 205, обозначенный на плане города Феодосии 1894 года.
Михаил Васильевич указал размеры земельного участка своего отца, каким он был до постройки порта: длина вдоль набережной – 127 метров; рядом – участок Каменского немного меньшей протяжённости. При сопоставлении этих данных с размерами зданий (и пространств между ними), ныне стоящих на набережной, убеждаешься в том, что особняки Хаджи и Зайцева расположены на участке, некогда принадлежавшем Е.С.Каменскому, а вилла «Модерн» Стамболи и так называемый «Днепрогэс» (бóльшая его часть) – на бывшем дачном участке В.К.Виноградова. (Поясним, что часть земель Каменского и Виноградовых могла быть приобретена купцом 2-й гильдии Иосифом Симоновичем Воодом и уже им перепродана новым богатым владельцам.)
Таковы предположения, они могут быть подтверждены и уточнены в том случае, если в нашем распоряжении окажутся доселе неизвестные архивные материалы.
Судя по заметкам к схемам, сделанным Михаилом Васильевичем, после 1909 или 1910 года он уже не приезжал в Феодосию. К тому времени не стало Софьи Семёновны, а дачные участки Виноградовых и Каменского перешли к новым владельцам.

Феодосиец  Михаил  Виноградов (окончание)
Фрагмент Плана города Феодосии Таврической губернии съёмки 1894 г.
Масштаб оригинала; 1 дюйм – 100 саженей. Обозначения: №14 – дом и галерея И.К.Айвазовского; №13 – интендантский склад; №10 – запасный бассейн на Бульварной горке; ниже его – частные земельные участки №327 и 205


Схемы М.В.Виноградова обращают нас к малоизученной теме формирования архитектурного облика Феодосии в XIX – начале XX века.
Схемы, составленные в 1932 году в Париже, свидетельствуют о блестящей памяти Михаила Васильевича и о прекрасном знании им географии Юго-Восточного Крыма.
Через 12 лет после отъезда из России Михаил Виноградов, понимая, что ему уже не вернуться на Родину, создал серию рисунков и схем Феодосии и её ближайшей округи для сына. Неслучайно на одной из схем, указав место расположения нового здания гимназии, он написал явно для него: там «должен сохраниться портрет моего отца – первого дир<ектора> этой гимназии».
На этой и других схемах Михаил Васильевич так точно всё указал и описал, что Борису по приезде в Феодосию нетрудно было бы ориентироваться, а главное – увидеть то, что так любили его дед и отец. Но Борису Михайловичу Виноградову при всём его огромном желании не довелось вернуться в Россию, в Феодосию. Не успел…

Феодосиец  Михаил  Виноградов (окончание)
М.Виноградов. Скала-арка «Золотые ворота». С высоты 1500 футов в имении К.К.Шевекова в Тумановой балке, между Коктебелем и Отузами. Карандашный рисунок. 05.02.1933 г.
Из архива Виноградовых


Борису было четырнадцать лет, когда он покинул Родину. За границей оставался рядом с матерью и отцом до их кончины. Борис Михайлович работал в научно-исследовательском институте – Комиссариате по атомной энергии, институт в Сакле. А ещё писал стихи и художественную прозу. Был тесно связан с русскими эмигрантами в Париже. Он умер 1 сентября 1992 года, на 86-м году жизни; похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, близ Парижа.
В упомянутом мною интервью французской газете он задался вопросом: «Почему же Ленин пришёл к власти спустя всего лишь восемь месяцев после событий февраля 1917 года?» И ответил по-своему: «Мой отец, проложивший сотни километров железных дорог, хотел, чтобы Россия изменилась. Образованный, осознающий необходимость технического прогресса, он мечтал о том, чтобы его Родина усовершенствовалась в результате демократической революции. Если бы в России оказалось больше таких людей, как мой отец, то не произошло бы большевистского путча».

Феодосиец  Михаил  Виноградов (окончание)
Феодосия, набережная. Слева – дом Айвазовских. Фото 1900-х гг.