«Горжусь работой великанов в полночном зареве огней…»

22 сентября Феодосийский торговый порт отпраздновал своё 126-летие. Прошло больше века с тех пор, как были закончены строительные работы по углублению чаши порта, сооружению двух бетонных молов, набережной и складов. Во все времена судьба нашей Феодосии была связана с судьбой порта. А судьба порта неразрывно связана с Юрием Большаковым, самым заслуженным его руководителем, который возглавлял предприятие 23 года и сегодня является Почетным гражданином Феодосии. В этот значимый день поздравить Юрия Павловича приехала Глава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым – Председатель Феодосийского городского совета Анжела Сердюкова. Она отметила огромный вклад и многолетний самоотверженный труд Юрия Павловича на благо развития Феодосийского порта и нашего города и пожелала ему крепкого здоровья и долголетия.

«Ничуть не хуже Боспора»


В истории Феодосии порт был известен очень давно. По свидетельству древнегреческого оратора Демосфена, он был построен Боспорским архонтом Левконом. Порт Феодосия, по словам моряков, «ничуть не хуже Боспора (Пантикапея). Здесь Левкон даровал нам, «грекам», беспошлинность»… Это было в конце четвертого века до нашей эры.
Причалы порта тогда были построены на деревянных сваях из ливанского кедра и крымской сосны, остатки которых встречаются еще до сих пор, а при определенном ветре даже видно направление этих молов. В разные века порт Феодосии выглядел по-разному. Было время, когда он вмещал в себя до двухсот кораблей. Потом, после разрушительных войн, он приходил в упадок. Но всегда судьба Феодосии была неразрывно связана с судьбой порта. В современных границах морской порт в основном сформировался в конце
19 века. Официальной датой его открытия считается 22 сентября 1895 года. Это один из старейших портов мира.
15 миллионов пудов хлеба
Для того чтобы началось строительство современного порта в 1891 году много сил и энергии затратил наш великий земляк Иван Константинович Айвазовский. За три года было возведено два бетонных мола, отсыпано и «одето» в камень 600 метров набережной, забито для укрепления сооружений свыше двух тысяч свай, уложено около 100 тысяч кубометров камня, облицовано 40 тысяч квадратных метров кладки, построено 26 полуциркульных гофрированных амбаров для хранения трех миллионов пудов зерна. Порт строили вручную тысячи рабочих, пришедших из разных городов России. Главным специалистом по строительству был известный ученый и краевед, автор нескольких книг о древнем Крыме Александр Львович Бертье-Делагард.
С вводом упомянутых сооружений в 1895 году за Феодосийским портом окончательно закрепилось значение основного «хлебного» порта на юге России. Одним из портовых грузчиков здесь работал знаменитый борец, впоследствии чемпион мира по борьбе, заслуженный мастер спорта Иван Максимович Поддубный.
После окончания Гражданской войны, портовики вернулись к мирной жизни. Началось восстановление предприятия. А в 1921-м в Советской России разразился жестокий голод. Для помощи голодающим правительство закупило за рубежом около миллиона тонн продуктов мукомольного производства на 92 млн. золотых рублей из золотого запаса Российской империи. Все это поступало в страну через Феодосийский порт, один из немногих в то время занимавшийся перевалкой зерна. Голодные грузчики на своих плечах перенесли 15 миллионов пудов продовольствия. Это был подвиг, о котором узнала вся страна. Феодосийский порт был награжден Орденом Трудового Красного Знамени РСФСР.
– Михаил Иванович Калинин лично вручал эту награду. Но тогда она еще называлась Орден героя труда, потом уже была переименована в Орден Трудового Красного Знамени. В музее Клуба порта изображена эта награда в первоначальном виде. А вообще порт имеет еще и звание Коллектива коммунистического отношения к труду. Это уже в 80-е годы было присвоено, – вспоминает Юрий Большаков.

Феодосийской  морской  гавани  –  126  лет!

Залечивая раны войны

Особенно отличились портовики в грозные годы Великой Отечественной войны, когда половина из них ушла на борьбу с фашизмом и полегла в боях за Родину. Так, всем крымчанам хорошо известно имя Почетного гражданина Феодосии, бывшего портовика Ивана Мокроуса. В годы Великой Отечественной войны Иван Степанович командовал одним из отрядов партизан.
В военные годы порт стал центром эвакуации оборудования фабрик, заводов, культурных ценностей и гражданского населения. Именно отсюда в последний сентябрьский день 41-го теплоходом «Калинин» была эвакуирована коллекция полотен Айвазовского. Потом – первая оккупация, короткая передышка, дальше вторая, во время которой фашисты устроили на территории порта концлагерь для военнопленных.
– Когда я пришел на предприятие, порт залечивал раны войны. Это был уже 1964 год, но у каждого причала еще лежали затопленные грузовые суда. Понимаете, на территории порта высаживался десант, на склонах гор стояли немецкие батареи. Они стреляли по десантникам, и все было разбито. В 60-х портом руководил Павел Яковлевич Винник, он продолжал восстановление, начатое в 1944 году горожанами и специалистами порта, – рассказывает Юрий Большаков.

Феодосийской  морской  гавани  –  126  лет!

Жив и будет жить!


В новейшей своей истории деятельность порта определялась социальными, экономическими, внешнеполитическими условиями жизни как региона, так и государства в целом. К 2000 году в основном была реконструирована береговая инфраструктура порта, возрос его технический потенциал, были внедрены новые технологические разработки, улучшены санитарно-бытовые условия портовиков, вложены значительные средства в мероприятия по охране труда.
С началом нового столетия главное внимание было уделено вопросам технического развития «морских» средств, обеспечивающих прием, обработку и обслуживание крупнотоннажного флота, сначала танкерного, а затем сухогрузного, решению организационно-технических вопросов обеспечения безопасности судоходства в соответствии с международными правилами.
Порт Феодосии работает, живет и будет жить. А главным фундаментом надежности и стабильности предприятия являются его труженики. Сотни судеб, трудовых биографий… Докеры, моряки портового флота, инженерно-технические работники, служащие, главные специалисты порта и работники всех подразделений многогранного и многофункционального, пусть и не очень крупного, но славного своей историей коллектива Феодосийского торгового порта.
– Мы всегда были горды тем, что мы портовики, – уверенно говорит Юрий Большаков.
Своими портовиками Феодосия всегда гордились. И трудно не согласиться с поэтическими строками Якова Рудя: «Горжусь тобой, мой древний город, когда, взорвав ночную тишь, на серпе берега, как молот, ты созидающе гремишь! Горжусь работой великанов в полночном зареве огней – скрипят суставы мощных кранов в порту под грузом кораблей».
Словами искреннего уважения и благодарности, а также пожеланиями крепкого здоровья и бодрости духа коллектив газеты «Победа» также поздравляет Большакова Юрия Павловича и всех феодосийцев, кто трудился и продолжает трудиться в Феодосийском порту! Желаем вам мирного неба над головой, счастливых и радостных дней, благополучия на долгие годы. Пусть здоровье не подводит, жизнелюбие и оптимизм никогда не иссякают, близкие люди радуют своей заботой и вниманием, а предприятие – живет и развивается.