Газета "Победа" Феодосия

Газета "Победа" Феодосийского городского совета Республики Крым

Когда усталая подлодка из глубины идёт домой…

Когда  усталая  подлодка  из  глубины  идёт  домой…

Юрий Елисеев передаёт директору музейного комплекса Павлу Плеханову рубочную доску подводной лодки С-49

Василий ЕЖОВ, фото автора

16 апреля Феодосийским обществом ветеранов-подводников ВМФ «Подводник» была организована поездка в Балаклаву с посещением Балаклавского подземного музейного комплекса.

Эксклюзивная экскурсия в уникальный музей не случайно была проведена именно для феодосийской делегации, в которую вошли ветераны подводного флота, юнармейцы и учащиеся кадетского класса школы №3. Весной этого года музейный комплекс пополнился главным экспонатом – подводной лодкой С-49, которая в свое время базировалась в Феодосии, входя в состав 27 бригады подводных лодок.
Среди военных моряков, проходивших службу на этой субмарине, – и руководитель феодосийской делегации, прибывшей в Балаклаву, председатель общества ветеранов «Подводник», бывший старпом С-49, служивший на подлодке с 1979 по 1983 годы, капитан 1-го ранга Юрий Елисеев.

Когда  усталая  подлодка  из  глубины  идёт  домой…
В составе феодосийской делегации – юнармейцы под руководством Владимира Перминова

«Мы были молодыми, дерзкими и целеустремлёнными…»

Субмарина С-49 проекта 633 РВ была заложена в 1959 году и сошла со стапелей завода «Красное Сормово» в Горьком (ныне – Нижний Новгород) в 1961-м. 23 ноября 1961 года на подлодке был поднят Военно-морской флаг. Этот день считается днём рождения боевого корабля. В январе 1962-го лодка была зачислена в состав 153-й бригады подводных лодок Черноморского флота с базированием в Севастополе, а затем переведена на Северный флот с местом приписки – город Полярный.
На Черноморский флот С-49 вернулась в 1970 году. После проведенной модернизации на севастопольском «Североморзаводе» была переоборудована в проект 633 РВ для испытаний противолодочного оружия – стрельбы твердотопливными ракето-торпедами из торпедных аппаратов калибра 533 мм. После модернизации субмарина была переведена в Феодосию, войдя в состав 27 бригады подводных лодок. В 1972-1995 годах обеспечивала серийные испытания противолодочных ракето-торпед («Водопад», «Гранит», «Ветер» и «Вьюга»). Только в течение двух лет (1973-1974 гг.) были выполнены 24 успешных ракетных пуска с глубин 50-150 метров. В 1975 году на подлодке установили систему глубоководной стрельбы, позволившую осуществить в том же году 22 пуска противолодочных ракето-торпед, в том числе впервые в мире – с глубины 240 метров.
Результаты этих испытаний легли в основу разработки ракетных комплексов для атомных подводных лодок 671 проекта. Испытания продолжались вплоть до распада СССР. В последние годы на ней испытывали ракеты, которые потом пошли в серийное производство.
– Сложно это было? Опасно это было? Да. И сложно, и опасно! Но мы тогда были молодыми, дерзкими и целеустремленными. Погрузка происходила только ночью при свете прожекторов. Затем – выход в море и стрельба, Стреляли с различных глубин. За стрельбу ракетами экипаж получал денежное вознаграждение от командира до матроса. Испытание проходили напряженно. Один раз мы выходили на испытания 31 декабря. Испытания прошли успешно. Я домой прибыл в 22.00 , а в 23.00 уже спал и никто меня не смог разбудить. Встречу Нового года я пропустил, – вспоминает Юрий Елисеев.
По итогам боевой подготовки за 1981 год и за безаварийное испытание противолодочного оружия приказом командующего ЧФ подводная лодка была объявлена «Отличной» и на протяжении ряда лет удерживала это почётное звание.

Когда  усталая  подлодка  из  глубины  идёт  домой…
Кадетам феодосийской школы №3 за честь сфотографироваться с ветеранами подводного флота

Тридцать тонн металла и усилия шестидесяти человек

В 1995-м подлодка была исключена из боевого состава ВМФ, переведена в Южную бухту в Севастополе и переоборудована в плавучую зарядную станцию. В 2001 году, после реставрации на 13-судоремонтном заводе ЧФ, заняла почётное место в Балаклавском подземном музейном комплексе.
– Лодка 30 лет не была в доке, и степень обрастания её корпуса была очень значительной. До тридцати сантиметров корпус оброс мидиями, ракушками и водорослями, – рассказывает первый заместитель директора Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе Сергей Орлов. – Когда расчистили, – оголился прогнивший насквозь поржавевший корпус. За два месяца почти полностью его заменили, для чего потребовалось более 30 тонн металла и усилия шестидесяти человек.
Одновременно в подземном музейном комплексе готовили и «дом» для главного экспоната. Впервые за тридцать лет осушили и отремонтировали большой ремонтный док. Целая операция по перегону и установке подлодки в сухой док прошла в ноябре прошлого года. После окончания ремонта С-49 на двух буксирах транспортировали к музейному комплексу.
Возвращение подлодки стало большим событием для жителей Балаклавы и ветеранов-подводников. Они пришли на набережную, чтобы увидеть, как субмарину заводят в штольню когда-то секретного объекта 825 ГТС. Движение по Таврической набережной было перекрыто. Понтонный автомобильный мост у входа в канал отвели в сторону, чтобы открыть путь подлодке. Работу механизмов моста проверили заранее.
Подлодку в музей доставили моряки Черноморского флота, операция заняла целый день. Буксировка из Южной бухты Севастополя началась с 7 утра. Около 15 часов дня буксиры завели субмарину в Балаклавскую бухту. В одном из ресторанов на противоположном берегу бухты включили «Усталую подлодку» – неофициальный гимн подводников. «Когда усталая подлодка из глубины идёт домой», – эти слова песни в тот день были наполнены особым смыслом. В 15 часов 50 минут С-49 начали затягивать в подземный канал с помощью лебедки. Это самая сложная часть: завести корпус длиной 78 метров и шириной 6,7 метра в узкую штольню с ограниченным обзором. Около 17 часов С-49 ошвартовали у причальной стенки подземного комплекса.
К этому моменту в стометровом подземном доке уже укрепили фундамент и стены, отлили четыре бетонных кильблока, на которых и встала почти 80-ти метровая лодка. После этого закрыли ботопорт и начали пускать воду.

Когда  усталая  подлодка  из  глубины  идёт  домой…

Феодосийские дары для музейного комплекса

Перед началом впечатляющей экскурсии по подземным лабиринтам уникального объекта, на площадке перед входом в штольню состоялся митинг, в котором приняли участие члены экипажей субмарины, служившие в разные годы на подлодке С-49, те, кто добивался сохранения боевого корабля в качестве музейного экспоната.
Юрий Елисеев в торжественной обстановке передал директору музейного комплекса Павлу Плеханову рубочную доску с подлодки С-49.
– Спасибо капитану 1-го ранга Чехову Александру Вячеславовичу, который сберёг её и передал впоследствии Феодосийскому подплаву. Эта доска находилась внутри рубки, и в обязанности дежурного входило начищать её до блеска к приходу команды. Думал ли я, что через 40 лет мне самому придется её надраивать, чтобы передать в дар музею? – с такими словами руководитель феодосийской делегации передал новый экспонат руководителю Балаклавского подземного музейного комплекса. – Экипаж С-49 уверен, что рубочная доска будет блестеть, как и тогда, когда подлодка находилась в строю, – добавил Юрий Сергеевич, передавая специальный «довесок» к подарку – шлифовальную пасту ГОИ и бархатку.
Павлу Плеханову также были вручены памятный значок, специально изготовленный к этому событию и книга «Феодосийский подплав. Воспоминания ветеранов».
– Для меня огромная честь, что поставили лодку в музейный комплекс. Вдвойне приятно, что здесь присутствуют офицеры: те, кто служил на этой подлодке, те, кто сохранил эту реликвию и передал её нам, – сказал директор музейного комплекса. Принимая подарки от феодосийцев, он пообещал, что рубочная доска будет храниться в таком же идеальном блестящем состоянии.

(Продолжение следует)

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять