Гагарин, космос и Феодосия связаны навечноВо время учений по спасательным работам в Феодосийском заливе

Много событий случается в жизни человека, но есть те, которые не забудутся никогда. Жителю Феодосии Ивану Мякишеву посчастливилось быть знакомым с Юрием Гагариным и принимать участие в подготовке к полётам космонавтов первого отряда – они тогда в Феодосии проводили испытания космической техники и тренировались. Накануне Дня космонавтики Иван Матвеевич рассказал нам, как это было, и о том, какую роль в освоении космоса сыграла Феодосия.

Срочную службу Иван Мякишев проходил в Забайкалье, там он с отличием окончил школу младших авиационных специалистов (ШМАС). Ему предоставили право выбора для дальнейшего прохождения службы. Думал недолго: Феодосия, солнышко, Чёрное море – конечно, он выбрал Крым.
Иван Матвеевич вспоминает, как ехал в Феодосию вдоль моря и не мог налюбоваться его красотой. Прямо с вокзала пошёл на набережную, посидел у морюшка, и только потом уже направился в комендатуру.
Надо сказать, что желающих остаться по распределению именно в Феодосии, а не в других местах, было много. Но в отдел испытаний авиационных и космических средств спасения нужен был только один человек. Хорошая характеристика с прежнего места службы и первый разряд спортсмена сыграли решающую роль при выборе одного из десятков солдат. Инженер-испытатель авиационных и космических средств спасения Иван Юдин, выслушав всех, выбрал тогда Мякишева, молодой человек стал оператором-спасателем отдела испытаний авиационных и космических средств спасения Третьего управления Государственного Краснознамённого НИИ ВВС им. В.П. Чкалова. С ноября 1964 года Иван Мякишев проходил службу в воинской части на улице Розы Люксембург.

Комический корабль «Союз»: путёвка в жизнь

– В чём заключалась суть работы?
– Я готовил к испытаниям спасательные средства и лично участвовал в программных испытаниях. В том числе уменьшенного макета спускаемого аппарата космического корабля «Союз». В акватории Феодосийского залива мы определяли качество его плавучести в случае посадки на воду, нахождение в нём экипажа, выход из него космонавтов, отрабатывали подъём людей и самого аппарата. Что делал я? Например, спускался с вертолёта, крепил космонавта, его поднимали на вертолёт с использованием универсального кресла и других средств, затем спускался и цеплял сам космический аппарат. Мы проверяли работу систем, укладывали парашют в контейнер аппарата. Что-то усовершенствовалось, дорабатывалось. И даже был контрольный сброс аппарата с самолёта, всё прошло благополучно: сработали и парашют, и двигатели мягкой посадки.

– Вы испытывали на себе различные средства спасения?
– Да. В отделе я занимался спасательными средствами: лодка, спасательные жилеты, средства сигнализации и связи. С использованием поисково-спасательного вертолёта испытывали космические скафандры «Окунь», «Сокол», «Беркут». Отрабатывали выход космонавта в скафандре из спускаемого аппарата, нахождение на плаву, подбор его средствами спасения. Рассказывать можно много и долго о разных случаях…

– Расскажите о самом главном: встрече и работе с первыми космонавтами Советского Союза.
– Однажды к нам в кабинет зашёл мужчина, я с удивлением узнал в нём космонавта Владимира Комарова. Он всё расспрашивал у меня про средства спасения. А на следующий день мы получили задание выйти в акваторию Феодосийского залива, там тренировались парашютисты, а мы, спасатели, встречали их на водной поверхности. И вот…

«Навстречу мне по тропинке шёл Юрий Гагарин»

– Во время учений мне поступило задание сходить на лодке ЛАС-5 к берегу и «забрать там одного человека». Это было на 12-м причале Феодосийского порта. Метрах в 150-ти от берега за посёлком Приморским мы стали на якорь. Я спустил лодку с катера и пошёл на вёслах, причалил и тут… Ко мне по тропинке спускался первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин! Меня об этом никто не предупреждал, момент был очень неожиданным. Гагарин узнаваемый, его ни с кем не перепутаешь, поэтому ещё издали я понял, что это он. Лёгкой походкой, с улыбкой, известной своим обаянием всему миру, Юрий Алексеевич подошёл, поздоровался со мной, запрыгнул в лодку и оттолкнул её от причала. У берега была довольно высокая волна прибоя, грести было трудновато, и Гагарин, видя это, попросил запасное весло, чтобы помочь мне. Хочу сказать, что он быстро оценивал ситуации, знал комплектации плавсредств, и в этот раз с готовностью пришёл мне на выручку. Мы добрались до катера быстро. Затем начались учения с космонавтами первого отряда: Германом Титовым, Владимиром Комаровым, Валерием Быковским, Андрияном Николаевым.

«Смотрите, человек полетел в космос!»

– Это было уже после полёта Гагарина в космос. А вы помните тот день 12 апреля 1961 года, когда весь мир узнал, что советский космонавт Юрий Гагарин побывал в открытом космическом пространстве?
– Когда Юрий Гагарин полетел в космос, я учился в 10-м классе. У нас в школе был телевизор. И когда показывали этот исторический момент полёта первого человека в космос, учителя приостановили уроки, включили телевизор, и мы все – и взрослые, и дети – смотрели репортаж. (А в это время на территории управления в Феодосии, где будет служить Мякишев, работал пункт радиосвязи с космическим кораблём, на котором Юрий Гагарин совершал первый в истории человечества полёт в космос.) У нас было невероятное чувство гордости, ведь Гагарин ещё и наш земляк! Я родом со Смоленщины. Тогда я и подумать не мог, что когда-то буду с ним общаться и сотрудничать.

Феодосия была центром воздухоплавания и российской космонавтики

Иван Матвеевич рассказывает, что Юрий Гагарин был очень простой в общении, и они беседовали с ним на разные темы. Говорили про полёты и впечатления от них. У Гагарина были водные лыжи, скутер, и они катались на них по водной поверхности.

– А чем космонавты занимались в свободное время?
– Они все разные. Комаров часто занимался с англо-русским словарём, Николаев любил посидеть у моря с удочкой, Титов увлекался киносъёмкой, у него в руках нередко была камера. Быковский часто загорал. Гагарин катался на водных лыжах. Если он падал, я садился на лодку и шёл ему помогать.

– Местные жители стремились прийти пообщаться и сфотографироваться с Гагариным?
– Конечно!

– А другие экипажи проходили подготовку у нас в Феодосии?
– Да, в том числе и международные.

Мы смотрим на фотоснимок с учений: приводнился космический аппарат, «капсула» посадочного модуля, возле него на воде парашют. Иван Матвеевич подробно рассказывает мне, какая задача у спасателя в этот момент, про действия катера и вертолёта.
Ситуации во время учений разные были. Например, у космонавта Германа Титова был скоростной спуск, так как у него не раскрылся основной парашют. Он успел раскрыть запасной, меньший по площади, поэтому спуск был быстрым. Затем разобрали, почему так получилось, выявляли причины.
Феодосия была центром воздухоплавания и российской космонавтики. Всё началось ещё с моделей первых летательных аппаратов в Планерском, их запуска с горы Узун-Сырт (гора Клементьева). Феодосия в Советском Союзе была наилучшим местом для проведения испытаний космонавтов и аппаратов. Лучшая для полётов и сейчас!

«Наша авиация – лучшая в мире»

По истечении прохождения срочной службы в 1966 году Иван Мякишев пришёл работать в Феодосийский филиал Ухтомского вертолётного завода авиатехником по эксплуатации вертолёта и двигателей. Работа была интересная. И, кстати, здесь тоже были задания, связанные с космическими программами. Иван Матвеевич участвовал в составлении инструкций, например, для применения вертолёта Ка-27ПС для поиска приводнившегося спускаемого аппарата, подбора из него космонавтов и его эвакуации.
На вертолётном заводе Иван Матвеевич проработал 44 года. Много всего было интересного. Ему доверили участие в международных авиакосмических салонах. В 1990 году такое мероприятие проходило в городе Ганновере (Германия), где он участвовал вместе с Героем Советского Союза Николаем Мельником. Наши демонстрировали возможности вертолёта, и это было гвоздём программы. В 1995 году Иван Мякишев был на Международном авиакосмическом салоне с вертолётом-разведчиком «Макс-95». Иван Матвеевич рассказал мне и про вертолёты «Аллигатор», «Чёрную акулу» и другие летательные аппараты.

Фотография с автографами Гагарина, Николаева, Комарова и Быковского

Мы рассматриваем награды Ивана Мякишева на его пиджаке от «парадного» костюма. Знак от Министерства авиационной промышленности «Отличник качества МАП». Ленинская медаль «За доблестный труд». Юбилейная медаль «20 лет Победы». Орден Трудовой Славы III степени. Медаль за вклад в освоение космоса в Феодосии с надписью: «Феодосия – купель морской авиации и космонавтики России».
Он показывает мне памятный именной подарок от министра авиапрома 25 мая 1975 года за участие в создании вертолёта. Диплом Мемориального музея космонавтики (г. Москва) за помощь, оказанную в сохранении истории развития советской космонавтики.
Папка с фотографиями – пожалуй, самое ценное в его доме. На одной из фотографий с Гагариным – пограничники, их много. Иван Матвеевич вспоминает, как во время испытаний с Юрием Алексеевичем пришли ребята с погранзаставы с просьбой сфотографироваться с Гагариным. Замечательный снимок остался на память. А вот и легендарная фотография, на которой Иван Матвеевич вдвоём с Юрием Алексеевичем у моря, во время учений. Снимок с автографом Гагарина. Он держал его в руках и подписал, рядом в столбик расписались космонавты Николаев, Комаров и Быковский.
В 2008 году в Симферополе была издана небольшая книга Ивана Мякишева под названием «Фото на память», в ней воспоминания о Юрии Гагарине, о развитии авиации и космонавтики и вкладе феодосийцев в освоение космоса. Книг вышло всего 300 экземпляров и – о, чудо! – автор этих строк стала счастливой обладательницей одного из них, да ещё и с инскриптом автора. Это бесценный дар.
С Днём космонавтики, дорогие читатели!

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора