В Феодосии организована проверка по факту осквернения мемориального комплекса «Вечный огонь»Мемориал «Вечный огонь Славы» в Феодосии

В праздничные День защитника Отечества – 23 февраля и в День Победы – 9 Мая, по ряду других героико-патриотических событий феодосийцы, как и вся наша великая страна, чествуют торжественными ритуалами немеркнущие военно-исторические даты России в её новейшей истории.

Наш Вечный огонь Славы – знак неугасимой памяти
Обелиск на братской могиле воинов,
павших в Гражданской и Великой Отечественной войнах. Существовал в 1945-1971 гг.

Прошло почти 80 лет, но величие подвига народа в годы Великой Отечественной войны – всё ярче и значимей в нашей памяти, сияя святой благодарностью отцам, дедам и прадедам, бабушкам и матерям – кто сражался за Родину и выковывал победу в тылу, кто год за годом шёл военными дорогами до последнего шага и вынес на своих плечах все невзгоды и долгие, немыслимые тяготы той Великой войны. И наша первейшая дань благодарности миллионам людей, отдавшим свои жизни за Родину, а значит – за будущее родной страны, адресована именно им в главных памятниках Отечества.
Вечный огонь Славы в Феодосии! Каждый из нас знает, где всегда бьётся его трепетное пламя. Кажется, что горит он здесь давным-давно, а может, и вправду – вечность. На фотографии 1927 года мы видим этот же сквер в центре Феодосии, примыкавший к Площади революции, или Красной площади, как она тогда тоже называлась. А сам тот будущий сквер, говорят, – был назван Пионерским. В те далекие годы это место, по свидетельству современников, стало «центром общественной жизни Феодосии, где, как правило, при большом стечении народа, отмечались разного рода советские революционные праздники».
Сегодня – это уже наше прошлое, поэтому историки в тех или иных аспектах занимаются и этим вопросом. Вот что интересно, содержательно и значимо писал, например, в 2005-м году С.А.Андросов, исследовательски рассматривавший монументальную пропаганду в Крыму на основе открывшихся тогда архивных источников и говоря, в частности, о Феодосии:
«В марте 1921 г., в очередную годовщину Февральской революции, здесь в братской могиле были перезахоронены останки жертв белогвардейского террора и состоялся грандиозный митинг, в котором приняло участие более 6 500 человек. 10 марта 1921 г. Феодосийский уездный ревком принял постановление о сооружении здесь памятника под девизом «Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем». Отделу народного образования ревкома было предложено объявить конкурс на создание проекта памятника и установить [в то голодное время действительно большие, жизненно важные… – Т.Т.] три премии: первая – 5 пудов муки, 20 фунтов сахара, 5 фунтов сала; вторая – 3 пуда муки, 15 фунтов сахара, 10 фунтов сала; третья – 2 пуда муки, 10 фунтов сахара, 5 фунтов сала. Жюри в составе председателя ревкома И.В.Гончарова, его заместителя П.С.Жеребина, представителя Феодосийского уездного комитета РКП(б) Л.В.Островского, заведующего художественной секцией Феодосийского уездного отдела народного образования К.Ф.Богаевского лучшим признало предложенный М.Шароновым эскиз памятника в виде треугольника, вписанного в круг.
16 августа 1921 г. вопрос о строительстве памятника был поставлен в повестку дня заседания президиума Феодосийского городского совета с тем, чтобы как-то определиться с его финансированием. Всего для его возведения требовалось не менее 17 миллионов девальвированных к тому времени рублей. Их намеревались получить путем добровольного перечисления работавшими однодневного или недельного заработка, принудительного обложения прогрессивным налогом торговцев всех категорий, взимания с них же, а также со служителей культа разных конфессий и «других нетрудовых элементов» ежемесячного квартирного сбора с каждой комнаты. В вынесенном постановлении имелось примечание следующего содержания: «Весь сбор провести не под лозунгом постройки памятника, а под лозунгом необходимости технического усовершенствования и очистки города, причем суммы, не израсходованные на постройку памятника, поступают в пользу голодающего населения. В 1921 г. возвести памятник не удалось, так как местным властям пришлось основное внимание сосредоточить на борьбе с охватившим Крым массовым голодом. Спустя два года – по мере решения данной проблемы – Феодосийский горисполком снова вернулся к вопросу строительства памятника, обратившись в КрымСНК с просьбой о выделении средств. Однако в связи с дефицитом республиканского бюджета получил отказ».
Интересно знать, что о предыстории и начальном периоде воплощения этого памятника оставила нам свои важные свидетельства в книге «Воспоминания» – хронике собственных обстоятельных дневниковых записей – Елизавета Павловна Редлих, в замужестве Кривошапкина (1897-1988). «По образованию она была художником, училась во
ВХУТЕМАСе у В.А.Фаворского, а до этого – у Николая Ивановича Пискарева [феодосийца, известнейшего затем российского художника и книжного графика. – Т.Т.] и И.И.Машкова. Лиза рано потеряла родителей, и опекуны в 1913 году отправили её к родственникам в Крым, где девушка окончила гимназию. А в 1917 году приехала сюда же и «застряла» в Феодосии на полных четыре года, пока, наконец, ей не удалось с большими приключениями вернуться в Москву».
«Воспоминания», как отмечено в предисловии к книге, писались Елизаветой Павловной в 60–70-х годах прошлого века, но благодаря дневникам, которые она вела всю жизнь, феодосийские реалии 1917-1920 годов, как и вся повседневность, воссозданы ею значимо и точно, что и делает эти воспоминания своего рода летописью феодосийского прошлого столетней давности.

Наш Вечный огонь Славы – знак неугасимой памяти
Памятник Марксизму в Феодосии. Фото 1920-х гг.

Вот, к примеру, в записях первой половины 1919 года отмечен факт летнего дня, относящийся, без сомнения, к первой половине июня, то есть к недолгому времени Крымской Социалистической Советской Республики, просуществовавшей с 1 мая по 18 июня указанного года. Но эта запись – важный и редкий городской исторический факт:
«На площади у городского сада копали ров. Оказалось, что братская могила. Ясным теплым утром были похороны двадцати красноармейцев, убитых у Дальних Камышей.
За два года до этого, таким же летним утром, я стояла здесь и смотрела, как сбрасывают памятник Александру III. <…>
Много еще случилось в эти годы, и вот теперь на этой площади хоронили людей, о чьей гибели день и ночь говорили нам далекие выстрелы. Выстраивались профсоюзы со знаменами. В центре у могилы стоял грузовик, на нем сложено много венков с красными лентами.
И вот над толпой поплыл длинный ряд заколоченных, далеких от всего на свете гробов. «Немых гробов!» Несли их на поднятых руках. Двигались они медленно, и казалось, что не будет им конца. Очевидно, число двадцать, когда оно относится к гробам, большое число.
Играл духовой оркестр, пушки в бухте стреляли непрерывно, а мы хоронили убитых ими людей. А там всё убивают и убивают день за днем.
На большой холм, образовавшийся из выброшенной земли, въехал матрос на белой лошади, на его груди красный бант и красная повязка на рукаве. Лицо его как будто даже празднично. Он оглядывал народ, блестящие на солнце медные трубы, дергал за узду лошадь, ей трудно было стоять на рыхлом холме. А гробы опускались там, за толпой, исчезая в невидимой могиле.
На броневик поднялся человек. Оркестр умолк, и человек заговорил. Он говорил о славе, которой покрыли себя погибшие. За ним поднимались другие, и опять о славе и о том, что плакать не нужно, нужно гордиться этими людьми, их не забудут в веках, так как пали они за свободу.
Рядом со мной жалобно плакала женщина, слушая слова о том, что не нужно плакать, нужно гордиться. Плакала она, будто похоронила кого-то ей дорогого, а не неизвестных людей, пришедших с далекого севера.
Послышался стук земли о доски. Могилу закидали быстро, работало очень много народу, когда один уставал, подходил другой.
На высоком длинном холме укладывали венки, и все постепенно расходились. Пошли и мы домой. Поднимаясь в гору, стрельбу услышали совсем близко. Дома нам сказали, что фронт в пятнадцати верстах».
Затем, чуть позднее, – следует другая мемуарная запись:
«Через несколько дней после ухода большевиков [т.е. после 18 июня 1919 г. – Т.Т.] мы увидели на площади, где была братская могила, толпу. Посреди площади на помосте шел молебен. Служили несколько священников. Читали молитву о даровании победы. Неожиданно один священник спустился с помоста и направился к братской могиле. Он медленно шел вокруг могилы, кадил и пел: «Со святыми упокой!»
Странно это было! Голубой дымок ладана мешался с увядающими цветами венков. Небо было таким же синим, как и тогда, и так же шумели тополя.
Прошло немного времени, и те, кто утром проходили по площади, увидали, что могилы нет, нет ничего, что напоминало бы о ней. Всюду ровный серый булыжник».
Дальнейшая предыстория главного воинского памятника Феодосии, охватившая март-август 1921 года, уже известна читателям этого текста по приведённой мною цитации из статьи С.А.Андросова 2005 года. Заинтересованным читателям, уточним, что эта интересная статья опубликована в журнале «Историческое наследие Крыма», Симферополь, №11, 2005 г.
Продолжая тему, следует сказать, главный памятник нашего города того периода был установлен лишь в 1927 году – к 10-летнему юбилею Октябрьской революции. Исполнителем его предстал скульптор П.В.Сниткин.
Напомним читателям, что Пётр Васильевич Сниткин (1890-1946) был известным человеком своего времени: скульптор, мастер декоративной и малой пластики, педагог. В 1910 году он окончил скульптурное отделение Киевского художественного училища, где учился в мастерской Фёдора Балавенского. В 1911-1912 годах учился также в Петербургской Академии художеств.
С 1922 года Сниткин жил в Феодосии, преподавал скульптуру в студии Николая Барсамова при картинной галерее имени И.К.Айвазовского. С 1 июня по 30 сентября 1944 года работал в Феодосийском краеведческом музее в должности художника…
Пётр Васильевич был, кстати, автором незабытого ещё феодосийцами авангардистского памятника «Марксизм», установленного в 1922 году в Феодосии в архитектурном ансамбле и на нижней части постамента прежнего памятника императору Александру III. Новый советский памятник представлял собой обобщённый образ могучего Пролетария, складывавшего штабелем какие-то каменные глыбы правильной формы с советской эмблематикой и надписью «Марксизм».
Новый памятник появился в Феодосии в 1927 году на Красной площади города. Заметим, что этот незатейливый, тяжеловатый и художественно неуклюжий памятник павшим борцам революции и Гражданской войны, судя по сохранившимся фотографиям, представлял собой именно крупный кубический пьедестал на ступенчатом постаменте, увенчанный глобусом земного шара с большой красной звездой СССР, с которого спадали обрывки цепей. Символ революционной победы, тот памятник был выполнен из бетона, камня и оштукатурен. На гранях пьедестала красовались вмонтированные плиты с барельефами на сюжеты революции и Гражданской войны. Здесь же, перед памятником, располагались в оградках захоронения павших борцов за Советскую власть…
Этот памятник просуществовал до конца 1941 года, потому что в период германской оккупации города в годы Великой Отечественной войны был уничтожен. Известно, что в период Феодосийской десантной операции 1941-1942 годов – в первые дни января 1942-го – здесь были захоронены и моряки-десантники из штурмового отряда старшего лейтенанта А.Ф.Айдинова, бравшие наш город штурмом 29-30 декабря… И когда в апреле 1944 года Феодосия была освобождена, здесь также захоронили воинов Отдельной Приморской армии, павших при освобождении города.

Наш Вечный огонь Славы – знак неугасимой памяти
Памятник на братской могиле в центре Феодосии, установленный в 1927 году

Через год после освобождения, в мае 1945-го, в Пионерском парке был открыт новый памятник, а останки воинов-героев были перезахоронены на городском кладбище в братской могиле.
Автором этого варианта главного воинского памятника стала Анна Зосимовна Коломийченко (1915-2008), архитектор, со школьных лет жившая и работавшая в Феодосии и завершившая свой жизненный путь в родном городе. Только на фотографиях мы можем видеть теперь, как скромно, но вполне торжественно выглядел этот памятник: пятигранный обелиск из тесаного белого камня, основания граней его постамента были облицованы мраморными плитами, к которым с пяти сторон вели ступени. Таким он и оставался до 1971 года.
9 Мая 1971 года в 10 часов утра на площади у кинотеатра «Крым» состоялся митинг горожан, посвященный Дню Победы и открытию нового памятника воинам, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Его авторами стали архитекторы В.Д.Гурин и Е.Г.Наугольная, художник С.И.Малышев. Именно в этот день и был зажжен Вечный огонь Славы, привезенный с легендарной Сапун-горы в Севастополе. Капсулу со священной землей, взятой с братских могил и полей сражений этого города-героя, уложили в основание памятника Герои Советского Союза А.В.Пресняков, С.Н.Котов, С.И.Политов, Герой Социалистического Труда Л.М.Иванцов, делегат 24 съезда КПСС А.С.Циркунов, Почетный гражданин Феодосии И.С.Мокроус и делегат 16 съезда ВЛКСМ Наташа Бобрович. Вечный огонь зажег Герой Советского Союза С.Н.Котов.
В своем совершенно новом виде историческая братская могила была обрамлена каменным парапетом, облицованным плитами светло-серого мрамора, в центре взметнулись три пилона из нержавеющей стали. Их высота – 16 метров. В западном углу парапета установлена кубическая стела-мавзолей, вылитая из железобетона и облицованная тем же мрамором. На всех четырех сторонах этой кубической стелы вмонтированы отлитые из металла плиты, соединенные на углах попарно. На первой плите – рельефное изображение моряка в бескозырке и с автоматом, на второй – скорбящей матери и текст: «Павшим в боях за Феодосию в годы Гражданской и Великой Отечественной войн», на третьей плите – рельефное изображение солдата в каске и с автоматом, на четвертой – композиция из штыка и цветка с текстом: «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером…» Плиты были изготовлены и отлиты по эскизам С.И.Малышева. Спустя 20 лет, в 1990-е годы, облицовка памятника была сменена и под крупнозернистым красным гранитом он стал строже, ярче и торжественней…
К 60-летию освобождения Феодосии, отмечавшемуся 13 апреля 2004 года, ансамбль мемориала «Вечный огонь Славы» приобрел некоторые изменения. Весь парапет сменил облицовку. Красный гранит был заменен плитами из черного полированного габбро-диабаза. Существенную реконструкцию претерпел сквер, в центре которого находится памятник. Выполнено его комплексное благоустройство, полностью сменена плитка мощения дорожек и площадок, а размеры их увеличены, установлены новые фонари и скамьи. А главное – в составе ансамбля появился новый мемориал «Города-герои», расположившийся выше двух лицевых парапетных стен, на внутреннем газоне. Его тринадцать вытянувшихся в единый ряд небольших гранитных плиток скрывают под собой вмоноличенные в бетон капсулы со священной землей двенадцати городов-героев Советского Союза и крепости-героя Бреста. Грамоты и свидетельства, удостоверяющие содержание каждой капсулы, подписанные и заверенные главами соответствующих горадминистраций и горсоветов, были переданы на вечное хранение в Феодосийский краеведческий музей (ныне Феодосийский музей древностей).
В своем сегодняшнем виде Вечный огонь Славы, как и весь его архитектурно-парковый ансамбль, существенно реконструированный и спланированный в едином благоустройстве с Аллеей Доброго гения в 2021-2022 годах, обрели новое величие и еще более торжественный вид. Ну а феодосийцы и гости нашего города хорошо знают, что этот памятник является не только местом проведения ряда главных государственных праздников, но и одним из прекрасных уголков центра Феодосии.
В завершение сказанного могу добавить, что ещё в конце 2004 года сюда был подведен магистральный природный газ, снявший ряд прежних технических «баллонных» проблем. Примерно тогда же, да и позднее скульптор Валерий Замеховский всё помышлял опоясать нержавеющие пилоны монумента в один виток бронзовой или даже золочёной лавровой ветвью – метра на полтора ниже их верхнего уреза. Такой красивый эскизный проект существовал, имел поддержку и вызывал интерес, но, к сожалению, по обстоятельствам того времени так и не был воплощён. Имея же в виду год 1919-й, можно подчеркнуть, что история мемориального места, где не угасает наш Вечный огонь Славы, в предстоящем июне отметит уже своё 105-летие…

Татьяна ТАТАРИНЦЕВА, музеевед