Когда  усталая  подлодка  из  глубины  идёт  домой…Юрий Елисеев передаёт директору музейного комплекса Павлу Плеханову рубочную доску подводной лодки С-49

16 апреля Феодосийским обществом ветеранов-подводников ВМФ «Подводник» была организована поездка в Балаклаву с посещением Балаклавского подземного музейного комплекса.

Эксклюзивная экскурсия в уникальный музей не случайно была проведена именно для феодосийской делегации, в которую вошли ветераны подводного флота, юнармейцы и учащиеся кадетского класса школы №3. Весной этого года музейный комплекс пополнился главным экспонатом – подводной лодкой С-49, которая в свое время базировалась в Феодосии, входя в состав 27 бригады подводных лодок.
Среди военных моряков, проходивших службу на этой субмарине, – и руководитель феодосийской делегации, прибывшей в Балаклаву, председатель общества ветеранов «Подводник», бывший старпом С-49, служивший на подлодке с 1979 по 1983 годы, капитан 1-го ранга Юрий Елисеев.

Когда  усталая  подлодка  из  глубины  идёт  домой…
В составе феодосийской делегации – юнармейцы под руководством Владимира Перминова

«Мы были молодыми, дерзкими и целеустремлёнными…»

Субмарина С-49 проекта 633 РВ была заложена в 1959 году и сошла со стапелей завода «Красное Сормово» в Горьком (ныне – Нижний Новгород) в 1961-м. 23 ноября 1961 года на подлодке был поднят Военно-морской флаг. Этот день считается днём рождения боевого корабля. В январе 1962-го лодка была зачислена в состав 153-й бригады подводных лодок Черноморского флота с базированием в Севастополе, а затем переведена на Северный флот с местом приписки – город Полярный.
На Черноморский флот С-49 вернулась в 1970 году. После проведенной модернизации на севастопольском «Североморзаводе» была переоборудована в проект 633 РВ для испытаний противолодочного оружия – стрельбы твердотопливными ракето-торпедами из торпедных аппаратов калибра 533 мм. После модернизации субмарина была переведена в Феодосию, войдя в состав 27 бригады подводных лодок. В 1972-1995 годах обеспечивала серийные испытания противолодочных ракето-торпед («Водопад», «Гранит», «Ветер» и «Вьюга»). Только в течение двух лет (1973-1974 гг.) были выполнены 24 успешных ракетных пуска с глубин 50-150 метров. В 1975 году на подлодке установили систему глубоководной стрельбы, позволившую осуществить в том же году 22 пуска противолодочных ракето-торпед, в том числе впервые в мире – с глубины 240 метров.
Результаты этих испытаний легли в основу разработки ракетных комплексов для атомных подводных лодок 671 проекта. Испытания продолжались вплоть до распада СССР. В последние годы на ней испытывали ракеты, которые потом пошли в серийное производство.
– Сложно это было? Опасно это было? Да. И сложно, и опасно! Но мы тогда были молодыми, дерзкими и целеустремленными. Погрузка происходила только ночью при свете прожекторов. Затем – выход в море и стрельба, Стреляли с различных глубин. За стрельбу ракетами экипаж получал денежное вознаграждение от командира до матроса. Испытание проходили напряженно. Один раз мы выходили на испытания 31 декабря. Испытания прошли успешно. Я домой прибыл в 22.00 , а в 23.00 уже спал и никто меня не смог разбудить. Встречу Нового года я пропустил, – вспоминает Юрий Елисеев.
По итогам боевой подготовки за 1981 год и за безаварийное испытание противолодочного оружия приказом командующего ЧФ подводная лодка была объявлена «Отличной» и на протяжении ряда лет удерживала это почётное звание.

Когда  усталая  подлодка  из  глубины  идёт  домой…
Кадетам феодосийской школы №3 за честь сфотографироваться с ветеранами подводного флота

Тридцать тонн металла и усилия шестидесяти человек

В 1995-м подлодка была исключена из боевого состава ВМФ, переведена в Южную бухту в Севастополе и переоборудована в плавучую зарядную станцию. В 2001 году, после реставрации на 13-судоремонтном заводе ЧФ, заняла почётное место в Балаклавском подземном музейном комплексе.
– Лодка 30 лет не была в доке, и степень обрастания её корпуса была очень значительной. До тридцати сантиметров корпус оброс мидиями, ракушками и водорослями, – рассказывает первый заместитель директора Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе Сергей Орлов. – Когда расчистили, – оголился прогнивший насквозь поржавевший корпус. За два месяца почти полностью его заменили, для чего потребовалось более 30 тонн металла и усилия шестидесяти человек.
Одновременно в подземном музейном комплексе готовили и «дом» для главного экспоната. Впервые за тридцать лет осушили и отремонтировали большой ремонтный док. Целая операция по перегону и установке подлодки в сухой док прошла в ноябре прошлого года. После окончания ремонта С-49 на двух буксирах транспортировали к музейному комплексу.
Возвращение подлодки стало большим событием для жителей Балаклавы и ветеранов-подводников. Они пришли на набережную, чтобы увидеть, как субмарину заводят в штольню когда-то секретного объекта 825 ГТС. Движение по Таврической набережной было перекрыто. Понтонный автомобильный мост у входа в канал отвели в сторону, чтобы открыть путь подлодке. Работу механизмов моста проверили заранее.
Подлодку в музей доставили моряки Черноморского флота, операция заняла целый день. Буксировка из Южной бухты Севастополя началась с 7 утра. Около 15 часов дня буксиры завели субмарину в Балаклавскую бухту. В одном из ресторанов на противоположном берегу бухты включили «Усталую подлодку» – неофициальный гимн подводников. «Когда усталая подлодка из глубины идёт домой», – эти слова песни в тот день были наполнены особым смыслом. В 15 часов 50 минут С-49 начали затягивать в подземный канал с помощью лебедки. Это самая сложная часть: завести корпус длиной 78 метров и шириной 6,7 метра в узкую штольню с ограниченным обзором. Около 17 часов С-49 ошвартовали у причальной стенки подземного комплекса.
К этому моменту в стометровом подземном доке уже укрепили фундамент и стены, отлили четыре бетонных кильблока, на которых и встала почти 80-ти метровая лодка. После этого закрыли ботопорт и начали пускать воду.

Когда  усталая  подлодка  из  глубины  идёт  домой…

Феодосийские дары для музейного комплекса

Перед началом впечатляющей экскурсии по подземным лабиринтам уникального объекта, на площадке перед входом в штольню состоялся митинг, в котором приняли участие члены экипажей субмарины, служившие в разные годы на подлодке С-49, те, кто добивался сохранения боевого корабля в качестве музейного экспоната.
Юрий Елисеев в торжественной обстановке передал директору музейного комплекса Павлу Плеханову рубочную доску с подлодки С-49.
– Спасибо капитану 1-го ранга Чехову Александру Вячеславовичу, который сберёг её и передал впоследствии Феодосийскому подплаву. Эта доска находилась внутри рубки, и в обязанности дежурного входило начищать её до блеска к приходу команды. Думал ли я, что через 40 лет мне самому придется её надраивать, чтобы передать в дар музею? – с такими словами руководитель феодосийской делегации передал новый экспонат руководителю Балаклавского подземного музейного комплекса. – Экипаж С-49 уверен, что рубочная доска будет блестеть, как и тогда, когда подлодка находилась в строю, – добавил Юрий Сергеевич, передавая специальный «довесок» к подарку – шлифовальную пасту ГОИ и бархатку.
Павлу Плеханову также были вручены памятный значок, специально изготовленный к этому событию и книга «Феодосийский подплав. Воспоминания ветеранов».
– Для меня огромная честь, что поставили лодку в музейный комплекс. Вдвойне приятно, что здесь присутствуют офицеры: те, кто служил на этой подлодке, те, кто сохранил эту реликвию и передал её нам, – сказал директор музейного комплекса. Принимая подарки от феодосийцев, он пообещал, что рубочная доска будет храниться в таком же идеальном блестящем состоянии.

(Продолжение следует)

Один комментарий к “Когда усталая подлодка из глубины идёт домой…”
  1. “Кадетам феодосийской школы №3 ЗА ЧЕСТЬ сфотографироваться с ветеранами подводного флота”
    Товарищи корреспонденты, у вас родной язык русский или тюремный? “Почту за честь” -да, “Для кадет большая честь”- да.
    “За честь сфотографироваться” (?!!) . Вы что? Газета предъявляет эталонный язык, а не вот ЭТО. Дама в почтенном возрасте (я газету имею ввиду) не может себе этого позволять. С надеждой, Н.В.

Обсуждение закрыто.