Ольга  Савичева:  «Я  знаю,  что  ключевое  –  это  любовь!»Театр «Контраст» из школы №1 на фестивале «Маски». Спектакль «Шантеклер», декабрь 2019 г

Каждая школа имеет своё лицо, свои особенности. МБОУ школа №1 имени Д.М.Карбышева специализируется на изучении французского языка.

У истоков создания школы стояли умные, талантливые учителя – энтузиасты своего дела: Надежда Суппес, Алла Ойнак, Татьяна Петелина. Со времен открытия школы французский язык начали изучать здесь не сразу, с 60-х годов. Постепенное развитие привело к тому, что в 2003 году школа получила официальный статус «специализированной школы с углубленным изучением французского языка». Сейчас в школе углубленно язык изучают все ребята со 2 по 11 класс. Но за счет внеурочной деятельности встречаются с французским ученики уже в первом классе.

Театр на французском


Школа №1 стала одной из первых, где появился театр на французском языке. У истоков создания театра в школе стояла учительТатьяна Петелина. Далее традиции продолжили Светлана Павлова, Людмила Дринько, Ольга Низельская. Еще в 2017 году школа была признана региональной инновационной площадкой с проектом «Театр без границ». Театр на французском языке признан действенным методом изучения иностранного языка. В школе есть три театральных кружка на французском языке: «Контраст» и его руководитель Ольга Низельская, «Дю-солейчик» (рук. Ольга Савичева) и «Аплодисменты» (рук. Татьяна Кашаровская). В прошлом году 3-А класс со своей театральной постановкой под руководством Татьяны Кашаровской стал лауреатом школьных подмостков муниципального этапа конкурса и представлял Феодосию на региональном этапе. В начальных классах под руководством Светланы Скорзовой и Ирины Музыченко работают кукольные театры на французском языке. Кукольный спектакль одного из них (рук. И.Музыченко) стал лучшим в Крыму.
– Мы эти театральные технологии развиваем. До 2019 года наши спектакли ежегодно получали дипломы на Международном фестивале «Маски» в Москве, который всегда был и остается ярким событием года для многих любителей театра и французского языка. Также ежегодно мы принимали участие в фестивале юных франкофонов «Зеленый Мандарин», – рассказала директор школы Галина Скорик.
Сейчас идет предпоследний год реализации проекта «Театр без границ». Коллектив школы занимается трансляцией своего опыта по применению театральных технологий для изучения иностранного языка, в том числе в начальной школе. На сегодняшний день учителя французского языка занимаются подготовкой сборника, в который войдут все наработки за пять лет.
– С применением театральных технологий даже те дети, которые в силу особенностей характера не могли говорить на иностранном языке. В спектаклях ребята раскрываются, они с удовольствием играют роли, и изучение французского языка идет легко и непринужденно, – говорит Галина Скорик.

Ольга  Савичева:  «Я  знаю,  что  ключевое  –  это  любовь!»

Победители и в спорте, и в дисциплинах


Ученики школы ежегодно участвуют в школьных олимпиадах. В прошлом году одна из учениц школы Ульяна Домингос-Фернандеш стала победителем и призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку. И, по словам ребят, нередко встречаются такие ситуации, когда лексика, которая была изучена в ходе подготовки к спектаклю, пригодилась им на экзаменах или олимпиадах.
– Мы гордимся нашими ребятами, призёрами олимпиад не только по французскому языку. В прошлом году у нас были призёры и по литературе, ученики Анны Кызыловой и Светланы Литвиновой. Ученица инклюзивного класса, имея проблемы со здоровьем, принимает участие в олимпиадах и конкурсах. Наши ребята занимают призовые места в олимпиадах по искусству и технологии, – говорит Галина Скорик.
Школьный хор под руководством Марии Шубы несколько лет подряд становится победителем в конкурсе «Поют дети России». В школе в рамках дополнительного образования работают несколько кружков спортивного направления. Учителя физкультуры Руслан Халилов и Людмила Федько готовят замечательных юных спортсменов. Галина Скорик с нескрываемой гордостью показала множество кубков, которыми были награждены школьные команды в спортивных состязаниях по баскетболу, волейболу, теннису, легкой атлетике.

Учителя – гордость школы!


Школа №1 по праву гордится и тем, что неоднократно в рамках всероссийских конкурсов её учителя становятся победителями. Так, два года назад им стала учитель русского языка и литературы Анна Кызылова. В региональном этапе конкурса «Учитель года» дипломом 1-й степени была награждена учитель французского Анастасия Загорулько.
Напомним, не так давно лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности были вручены сертификаты победителей конкурса на присуждение премий в размере 200 тысяч рублей. Приятно, что одними из лучших стали и наши земляки: Светлана Митрофанова, учитель английского языка школы №7, и Ольга Савичева, учитель французского языка школы №1. А еще один феодосийский преподаватель – учитель немецкого языка школы-гимназии №5 Татьяна Самсонова – была удостоена премии Государственного Совета Республики Крым.

Ольга  Савичева:  «Я  знаю,  что  ключевое  –  это  любовь!»


Сознательно и творчески


Корреспондент «Победы» встретилась с учителем Ольгой Савичевой и её учениками Юлей Кравченко, Сашей Подставневым и Ариной Легинчук.
Ольга Савичева работает в школе уже восемнадцать лет. Когда ей предложили участвовать в конкурсе, она согласилась, но не знала, что уже на первом этапе предстоит такой масштабный и сложный пласт работы, учитывая, помимо этого, немалую нагрузку в основной деятельности. На начальном этапе надо было собрать огромное количество документов, подготовить их в электронном и цифровом вариантах. И редкий случай выпадал, когда рабочий день заканчивался у Ольги Савичевой раньше четырех утра. Повезло, что подруга разбирается в информационных технологиях, за помощь которой Ольга Ивановна очень благодарна. Следующий этап также был серьезным испытанием: надо было показать комиссии педагогическое мастерство на открытых уроках. Без предупреждения урок посещали грамотные специалисты и методисты. В любой день внезапно открывалась дверь – в класс на урок заходили члены жюри.
– Не знаю, откуда берется у нас это волнение. Каждый день мы находим общий язык с ребятами, прекрасно себя чувствуем в нашей дружной атмосфере. Друг другу доверяем, между нами протянуты какие-то невидимые нити взаимопонимания. А тут возникает какое-то напыление, то ли присутствие другого человека, и дети по-разному реагируют. Но на этих уроках мне настолько было легко. Видела такую огромную поддержку со стороны своих учеников! – вспоминает учитель.
Ольга Ивановна уверена, что проводить заранее заготовленный для жюри урок нечестно, и в первую очередь по отношению к своим ученикам. Свои уроки какими-то необыкновенными она не считает. Говорит о том, что все методики, чтобы увлечь и заинтересовать учеников, придуманы давно.
– Моя учительница Светлана Олеговна Павлова, которая 55 лет преподавала в этой школе, всегда в начале урока повторяла по-французски одно и то же предложение, я запомнила его на всю жизнь – «Надо работать сознательно», – рассказывает собеседница.

Как по сценарию


Поэтому к каждому своему уроку учитель Ольга Савичева подходит творчески, как будто пишет сценарий. Любая ситуация во время динамической паузы разыгрывается детьми как в реальной жизни, будь то покупки в магазине, уборка дома или визит в поликлинику. Тем более что много новых и традиционных методик и материалов можно найти на отечественных и французских сайтах.
– Важно с детьми говорить на темы, которые расширяют кругозор. Французский язык – это ведь та дверь, портал, через который к ним поступают дополнительные знания и очень интересная информация по истории, культурной жизни, литературе. Жаль, что вы не были сегодня на уроке, мы говорили об осени. Разбились по группам. Сначала не слышали друг друга, а потом пошла цепочка общения и доверия. Говорили обо всем, начиная с вдохновения поэтов и писателей и заканчивая осенней непогодой и покупкой даров осени на рынке, – рассказывает учитель.

Ольга  Савичева:  «Я  знаю,  что  ключевое  –  это  любовь!»


Многому учится Ольга Савичева и у своих учеников. Например, ученик 11 класса Александр Подставнев мечтает с детства стать хирургом. И никакие доводы о том, что в современных реалиях люди этой профессии окружены особым риском, его не останавливают. Юноша уверен, что хочет помогать другим. Поэтому он не только готовится к экзаменам, но и четко, собранно организовывает свой быт и график учебы и дополнительных занятий.
Учитель ведет театральный кружок «Дю-солейчик». Сейчас, в связи с ограничениями, есть определенные трудности при постановке спектаклей: невозможно одновременно заниматься с разными классами. Поэтому театральные постановки ставят с ребятами из одного класса. Не так давно дети участвовали в спектакле «Игрушки». Он был поставлен феодосийским режиссером на русском языке, а Ольга Савичева со своим супругом перевели сценарий на французский лад.
– Этот язык сам по себе подразумевает театральность. Огромное количество жестов и мимики, необычные обращения. Элемент игры у нас всегда присутствует на уроках, это оживляет занятие, помогает понять многие вещи, которые иначе понять трудно. Игра и импровизация делают нас ближе, развивают воображение, без которого не может состояться настоящий человек, – говорит учитель.
О той атмосфере, которая царит на уроках Ольги Ивановны, можно судить по словам одного из членов жюри: «Я бы хотела быть вашей ученицей. Они так живо реагируют на ваши слова, замечания, юмор». Например, ученики выпускного класса с удовольствием откликнулись на задуманную учителем «фишку»: вместо надоевшего «передаю слово…» использовать детскую считалку. Теперь ребята с задором напевают шуточную считалочку, которую знают еще с первого класса.

Слова из сердца


Ольга Савичева не любит фотографироваться или произносить речи перед камерой. Поэтому, когда после заключительного этапа конкурса надо было записать поздравительную речь и обращение к коллегам, хотела тихонько и незаметно покинуть зал. Но затем вспомнила о своем младшем сыне, который занимается в театральной студии. Разве я не смогу, подумала она. Что говорила перед камерой, сначала и не вспомнила. А потом, глядя на большой экран, на котором транслировалась запись, с гордостью поняла, что это были её слова от сердца: «Я не знаю, что важнее в профессии учителя, – любовь к детям или к своему предмету. Но я знаю, что ключевое – это любовь!».