Керченско-Феодосийской десантной операции – 80 лет!29 декабря 1941 г. Десантники ведут уличный бой в Феодосии

80 лет назад в восточной части Крымского полуострова развернулась поистине не имеющая себе равных Керченско-Феодосийская десантная операция, первая в истории отечественной морской пехоты.

На захваченном плацдарме, которым стал весь Керченский полуостров, красноармейцы развернули войска Крымского фронта. Этим они оттянули силы противника от Севастополя, сорвали план захвата гитлеровцами Тамани и продвижение противника на Кавказ. Этот морской десант по своей доблести и отваге не имеет равных в истории военных сражений! Именно поэтому в 1982 году Феодосия была награждена орденом Отечественной войны I степени, а 6 апреля 2015 года Указом Президента Российской Федерации город заслуженно получил почётное звание «Город воинской славы».
А как в Феодосии раньше отмечали юбилейные даты высадки нашего десанта, как чтили память героев? Об этом, в частности, свидетельствуют материалы, опубликованные в газете «Победа». Приводим выдержки из этих публикаций за 1971 год – год 30-летия Керченско-Феодосийского десанта.


На штурм


44-я армия под командованием А.Н.Первушина во взаимодействии с 51-й армией, кораблями Черноморского флота и Азовской военной флотилии провела высадку десанта, вошедшего в историю Великой Отечественной войны под названием Керченско-Феодосийской десантной операции.
В своей книге «Дороги, которые мы не выбираем» генерал-майор Первушин пишет о самом себе, о тех нелёгких дорогах, которые он не выбирал сам, а вынужден был идти по ним в силу долга перед Родиной, партией и народом, чтобы оправдать их доверие.
Предлагаем вниманию читателя отрывки из книги.

Вот уже три дня и три ночи штурмовали войска 51-й армии и моряки Азовской военной флотилии и Керченской военно-морской базы крымский берег. И наступил наш черёд. К 17 часам 28 декабря в Новороссийске была закончена посадка Передового отряда 44-й армии на корабли. В отряд вошли: 633-й стрелковый, 251-й горно-стрелковый полки, два батальона 716-го стрелкового полка, батальон морской пехоты, 2-й дивизион 456-го артполка и две полковых батареи. Отряд транспортировали крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эсминцы «Шаумян», «Незаможник», «Железняков», транспорт «Кубань». С ними шли 12 катеров.
В 18 часов 30 минут отряд кораблей вышел в море. Путь от Новороссийска до Феодосии протекал без каких бы то ни было помех со стороны противника. Но погода была штормовая, 5-6 баллов при десятигра-дусном морозе. Во время перехода армейские и морские командиры ознакомили личный состав десанта и экипажей кораблей с поставленными перед ними задачами. Всем участвовавшим в операции было зачтено воззвание Военного совета…
Армейская газета «На штурм» вышла специальным номером. В нём была помещена «Памятка бойцу в наступательном бою». На последней полосе – подборка пословиц и поговорок, некоторые из них остались в памяти: «Что русскому здорово, то немцу – смерть», «Кто страху не знает, от того враг убегает», «При храбром начальнике и трус храбреет», «И один в поле воин, если он советский воин»…
Итак, корабли приближались к Феодосии. Шторм и мороз крепчали и всё больше давали о себе знать. Катера и другие мелкие суда бросало, как яичные скорлупки, крупные корабли тоже сильно качало. Их палубы были сплошь покрыты ледяной коркой. Среди пехотинцев, находящихся на кораблях, абсолютное большинство было в море первый раз – и сразу в шторм, в стужу, и к тому же ночью. А ещё нужно было сохранить силы для смертельного боя на рассвете!
Проходят годы, но, когда я думаю об этом переходе нашего Передового отряда, мне хочется ещё раз сказать о нашей матушке-пехоте, мужеству и выдержке которой предела нет – она и тогда, в ту страшную ночь, не потеряла своей боеспособности.
Глубокого уважения заслужили моряки: в тяжёлые дни отступления по дорогам Крыма они – в бушлатах и бескозырках – чёрной лавиной опрокидывались на врага, и враг пощады не знал в их контратаках. Во время Феодосийской операции непогода не была для них уж такой помехой – к штормам служба их приучила. Но свалилось на них такое, к чему привыкнуть нельзя: ответственность за жизнь

более чем пяти с половиной тысяч людей, которых целыми и невредимыми и – главное! – способными вскоре вести бой, надо доставить в установленное время в точку, которая, если смотреть на карту, умещается на острие карандаша. И надо сохранить внезапность подхода к порту, вовремя заметить вражескую подводную лодку, нащупать в кромешной тьме разбросанные по морю магнитные мины и уберечься от них.
И нельзя не удивляться, что за всё время операции лишь однажды произошло чрезвычайное происшествие. Фашистская мина всё же сумела подобраться к одному из кораблей – подорвался эсминец «Способный». Погибло около 200 человек армейского полка связи, среди них – начальник штаба старший лейтенант Сафаров. Командир полка подполковник Фомин нашёл в себе силы, выплыл. Много лет спустя о подробностях этой трагедии рассказал капитан 2 ранга Зиновьев. Он видел, как многие бойцы, успевшие выскочить на палубу, бросались в море, но, не умея плавать, тонули. На воду были спущены спасательные шлюпки, моряки подбирали тех, кто находил в себе силы держаться.
Корабли подошли к порту. Уже потом пленные немецкие офицеры показывали, что в ту ночь они встречали рождественские праздники и были глубоко убеждены, что русские не сунутся, что в такую штормовую холодную погоду надо быть безумцами, чтобы отважиться на десант. Враг не думал, что на его головы полетят снаряды… Фашисты не ожидали этого, но 29 декабря в 3 часа 50 минут по приказу флагмана – капитана I ранга Н.Е.Басистого – корабли открыли десятиминутный огневой налёт главным калибром на порт Феодосия и железнодорожную станцию Сарыголь. С целью освещения порта были применены осветительные снаряды.

Д. ЗОНОВ, бывший заместитель редактора газеты 44-й армии
«На штурм», гвардии подполковник в отставке

(Продолжение)