Керченско-Феодосийской  десантной  операции –  80  лет! (продолжение)Крейсер «Красный Кавказ» в море. Он был достроенным в СССР кораблем, заложенным еще до Первой мировой войны под названием «Адмирал Лазарев». Главный калибр составляли четыре 180-мм пушки в одноорудийных башнях

Продолжение. Начало по ссылке

Герои в бою, герои в труде

А. ПОНОМАРЁВ, участник десанта

День 29 декабря 1941 года не изгладится в памяти тех, кто 30 лет тому назад был участником смелой, дерзкой Керченско-Феодосийской операции.
Ценой больших усилий и жертв досталась эта победа над врагом. В ночь высадки десанта только в борт крейсера «Красный Кавказ» попало несколько вражеских снарядов и мин. Погибли старшина сигнальной группы БЧ-4 Колесник, начальник корабельной библиотеки лейтенант Набережных.
Рулевой Суслов потерял в бою глаз. Получив приказ командира отправиться в лазарет, Суслов, спускаясь по трапу, заметил на палубе пулемётчика Петрова, у которого вражеской миной оторвало руку, он истекал кровью. Матрос подскочил к другу:
– А ну, братишка, огонь по врагу!
Пулемёт вновь ожил. Раненые не покинули поста, пока не прозвучал сигнал отбоя.
В артиллерийскую башню главного калибра попал вражеский снаряд. Часть команды вышла из строя. В башне вспыхнул пороховой куль полузаряда. Это грозило взрывом погреба, гибелью корабля. Комендор Пётр Пушкарёв, рискуя жизнью, голыми руками выбросил полузаряд из башни на палубу. Матрос Василий Покутный, находясь на палубе, схватил этот зловещий факел и швырнул его за борт. Опасность миновала. Обгоревшего Покутного отправили в госпиталь.
Отвагой и мужеством моряков восхищались одесситы, севастопольцы, феодосийцы, жители других прибрежных сёл и городов Крыма и Кавказа. И Родина недаром присвоила экипажу крейсера первое на флоте гвардейское звание.
Гвардейцы-ветераны, участники Керченско-Феодосийской десантной операции, продолжают достойно нести вахту на посту мирного строительства. Следуя лучшим традициям, многие стали героями труда, учёными. Среди них –машинист тепловоза из Донбасса, бывший трюмный машинист крейсера, Герой Социалистического Труда Михаил Епифанович Варуша – делегат XXIV съезда КПСС; бригадир слесарей одного из одесских заводов, Герой Социалистического Труда Борис Алексеевич Шевченко; бывший командир крейсера, доктор технических наук Иван Иванович Маслов. Добрым словом вспоминают феодосийцы имена отважных.

И штыком, и пером

По страницам газеты 44-й армии «На штурм»

Когда тридцать лет назад в Феодосии высадился военный десант, первыми ступили на крымскую землю и корреспонденты газеты 44-й армии «На штурм».
…Я листаю пожелтевшие страницы. Вот корреспонденции, подписанные нашими сотрудниками К. Сушко, В. Сарапкиным, И. Оратовским, М. Канискиным, а также бойцами, командирами и политработниками – участниками боёв за Феодосию. Вспоминаю, с каким нетерпением мы ждали в Новороссийске эти первые корреспонденции.

Открываю газету за 6 января. Разворот. На одной полосе – «Говорит Севастополь!», на другой – «Говорит Феодосия!». Перекличка двух городов Крыма.
В рамке написано:
«Весть о начале действий по освобождению Крыма от оккупантов ещё более окрыляет славных защитников Севастополя, которые героически защищают свой город-крепость».
Вот они, герои освобождения Феодосии. Младший лейтенант Алькин. Он обнаружил дом, в котором укрывались автоматчики. Взобрался с восемью бойцами на крышу и уничтожил всех. Затем они заставили замолчать два танковых пулемёта и четыре орудия.
Лейтенант Васильев. С группой бойцов во время уличного боя он прорвал вражескую цепь, но был тяжело ранен. Военфельдшер Лодзинская. Она не только оказывала медицинскую помощь раненым, но и с помощью двух санитаров взяла в плен четырех фашистских солдат.
Героический подвиг совершил командир орудия младший сержант И. Дудов. Когда немцы бросились в атаку, он повёл за собой 5 бойцов из орудийного расчёта. У орудия остались двое. Они работали за весь расчёт. Наводчик Лунин погиб в бою, солдат Безнагарычный был ранен, но не оставил поля боя.
Во второй половине дня немцы, пытаясь спасти положение, с дальних позиций начали вести сильный артиллерийский обстрел города, фашистская авиация беспрерывно сбрасывала бомбы. Бойцы майора Калинина вместе с краснофлотцами продолжали продвигаться вперёд. К исходу дня они вышли на северо-западную окраину Феодосии.
О мужественном командире много рассказано на страницах армейской газеты. В уличных боях он из маузера уничтожил трёх немецких автоматчиков и двух офицеров. Вскоре после взятия Феодосии он погиб.
Писатель И. Оратовский – сотрудник газеты «На штурм», встречавшийся с майором Калининым во время боев, посвятил ему поэму.
Перелистываю подшивку газеты за седьмое, восьмое, девятое января… Заголовок: «Наши бойцы громят фашистов в Крыму». Под ним – очерк о секретаре комсомольского бюро, младшем политруке Лапине, который в первых боях уничтожил более десятка фашистских солдат и офицеров.
Вот другой очерк, напечатанный 9 января. Корреспондент газеты К. Сушко рассказывает о подвиге бойцов подразделения лейтенанта Леонова.
Читаю статью, посвящённую героическим краснофлотцам отряда Айдинова. На чердаке засели два офицера-автоматчика, они не давали продвигаться по улице. Тогда командир пулемётного расчёта Семичев, заместитель политрука Натура, вместе с краснофлотцами Симоненко, Вишером и Поповым окружили дом. Офицеры скрылись в одной из квартир. В комнату ворвался Попов, он уложил одного офицера, но другой схватил его за горло. Попов отшвырнул фашиста, и когда тот хотел снова броситься на него, метким выстрелом сразил врага.
Тут же информация о том, что группа работников кинохроники сняла ряд боевых эпизодов об освобождении Крыма. Во главе этой группы был В.А.Петров, снимавший кинофильм «Линия Манергейма».
…Перечитываю очерки К. Симонова «Из военных дневников. Феодосия», статьи корреспондентов нашей армейской газеты «На штурм», и передо мной встаёт картина героических боёв воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота за освобождение Феодосии от фашистских захватчиков.

Д. ЗОНОВ, бывший заместитель редактора газеты 44-й армии
«На штурм», гвардии подполковник в отставке