Первый  поезд  –  в  Феодосии.  Как  это  было… (окончание)Строительство железобетонного пешеходного перехода (виадука) над железнодорожными путями станции Феодосия-город. Фото из коллекции С.Джумука

Продолжение. Начало по ссылке

Приводим меню обеда


«Так как весь путь от Джанкоя до Феодосии был разделен на пять перегонов со станциями Калай, Сейтлер, Ички, Ислам-Терек, то кулинары всех станций, включая Джанкой и Феодосию, готовили для праздничного обеда свое фирменное блюдо:
1) Суп протопьер. Пирожки попурри (Джанкой);
2) Салат-де-волей, или Майонез из осетрины (Калай);
3) Филей с гарниром, Соус шампанион и пожарские котлеты (Сейтлер);
4) Пунш Глясе (Ички);
5) Жаркое: дичь разная и цыплята (Ислам-Терек);
6) Крем жеслерод с моседуаном (Феодосия).
Кофе, чай и фрукты.
Меню украшено фотографическим снимком вокзала станции Феодосия.
Во время обеда играл хор военной музыки Виленского полка; обед окончился в 9 часов вечера».

«Крымский вестник»,
суббота, 8 августа 1892 г.

Событие огромного значения, конечно же, кроме торжественных церемоний, предполагало и праздничную трапезу, интересную саму по себе.
А вот как в московской прессе отозвались на открытие железной дороги и связанные с этим событием необычные моменты.


Открытие Феодосийской железной дороги

«Мы будем говорить не о торжествах, сопровождавших открытие Джанкой-Феодосийской ветви, так как они не отличались от общего типа подобных торжеств, со спичами, тостами, здравицами, речами и пожеланиями, но о том значении, которое приносит новая дорога для своего края, хотя не можем не отметить виртуозной игры случая, характерно завершившей тридцатилетнюю историю вопроса о проведении феодосийской ветви.
Неоднократно этот вопрос обострялся до того, что являлось сомнение быть или не быть Феодосийской дороге; но вот она построена, закончена, и 2 августа объявлено официальное ее открытие: со всех сторон съехались почетные гости, феодосийцы, полные торжественного ликования, разукрасили флагами свои дома; на станции Джанкой приготовили расцвеченный праздничный поезд, в Феодосию прилетели торжественные телеграммы, но феодосийцев, – такова, знать, их обманчивая прихотливая судьба, – ждало еще одно разочарование: день 1 августа прошел, а открытия не последовало, так как министерская депеша о разрешении открыть дорогу получена была лишь в час ночи под 3 августа. Вследствие этого празднество открытия поневоле потеряло много блеска и торжественности. Между прочим, обед в честь строителей дороги, предполагавшийся после открытия, пришлось volens noles сервировать до открытия. Но, как бы то ни было, дорога открыта, стала уже фактом, а не предположением.

Первый  поезд  –  в  Феодосии.  Как  это  было… (окончание)
Источник железнодорожного водопровода в 14 верстах от Феодосии.
Слева – здание над источником, посередине – водосборный бассейн,
справа – домик сторожа. Почтовая карточка из коллекции Б.Яремко


Что же принес с собою этот факт? Нет сомнения, что каждый новый путь содействует развитию местных экономических интересов. В этом отношении новая дорога является очень желательною, как открывающая более короткий экспортный путь для грузов северных уездов Таврической губернии и прилегающих местностей Екатеринославской губернии. Этим-то и объясняется возбуждение ходатайств перед правительством о проведении ныне оконченной дороги со стороны земств Мелитопольского, Феодосийского, Александровского, Екатеринославского и Павлоградского уездов. Главным образом новый путь должен оживить Феодосию – ту пустынную ныне местность, через которую он пролегает. Но для остального Крыма Джанкой-Феодосийская железная дорога не только не может принести пользы, но прямо посягает на его экономические интересы.
До сих пор почтовый тракт шел из Феодосии в Симферополь, помимо целого ряда богатых селений, еще чрез два города: Карасу-базар и Старый Крым, причем последний был включен в почтовую линию, с целью оказать ему содействие в экономическом развитии, лишь два года назад. Нет сомнения, что с проведением отошедшей в сторону Джанкой-Феодосийской дороги вся эта местность отдается в жертву экономическому запустению и оскудению.
Что касается самой постройки Джанкой-Феодосийской дороги, то она служит прекрасною иллюстрацией выгодности постройки дороги средствами казны. При замечательной дешевизне, постройка отличалась также и скоростью: работы были начаты 12 марта 1891 года, к осени того же года дорога была закончена вчерне и открыто грузовое движение, а теперь началось и официально правильное. Протяжение дороги 110,63 версты (118 км), разделенных на пять перегонов со станциями: Калай, Сейтлер, Ички, Илам-Терек и Феодосия. Строителем дороги был инженер Министерства путей сообщения Меженинов, уже раньше приобревший себе известность изысканиями по проведению Сибирской железной дороги в пределах Томской, Енисейской и Иркутской губерний.
Удачная и скорая постройка средствами казны Джанкой-Феодосийской дороги невольно наводит на мысль о целесообразности постройки на средства Государственного казначейства другой крымской ветви – Евпаторийско-Биюк-Онжарской, тем более что эта ветвь по своему предполагаемому протяжению почти в два раза короче только-что открытой Феодосийской дороги, по своему же практическому и экономическому значению она даже важнее этой последней».

«Московские ведомости», №221, 11 августа 1892 г.

В заключение добавим, что до декабря 2014 года феодосийская железнодорожная станция работала с большим напряжением – принимала и отправляла пассажирские поезда дальнего следования во многие регионы Советского Союза, а после 1992 года и России. В разгар курортного сезона курсировали дополнительные составы в киевском, московском, харьковском и минском направлениях.
Украинская железнодорожная блокада оборвала эти связи. Феодосия стала обслуживать только местные направления – до станций Азовской, Армянска, Владиславовки и Керчи.
После открытия Крымского моста, с 1 мая 2021 года возобновили движение поезда дальнего следования. Именно 1 мая 2021 года стало новой датой в отсчёте истории Феодосийской железной дороги – на станцию Феодосия прибыл поезд Москва-Феодосия № 163/164, который теперь, правда пока сезонно, курсирует через каждые 3 дня. Время в пути 28 часов.
Жаль, что торжества по этому поводу особого не было. Да и обеда праздничного тоже…