Газета "Победа" Феодосия

Газета "Победа" Феодосийского городского совета Республики Крым

Волшебное имя – Пушкин!

Волшебное  имя  –  Пушкин!
Галина МАНАЕВА

Несколько дней назад в феодосийском издательстве «Арт Лайф» вышла весьма приметная книга – «Волшебное имя – Пушкин!». Это издание, конечно же, задержит взгляд каждого, кому суждено будет его увидеть. Тираж ведь очень невелик – всего сто экземпляров. Но главное – в другом! Новая книга выпущена к 200-летию пребывания Пушкина в Крыму, а значит – в Феодосии. Эту юбилейную, торжественную историко-литературную и культурологическую дату мы будем отмечать в грядущем августе.

В 1820 году, когда молодой Александр Пушкин прибыл в Феодосию, еще не существовало фотографии как раздела искусства, она появилась лишь 20 лет спустя. Не оказалось рядом с путешественниками и художника, который мог бы запечатлеть события тех памятных дней. Да и сам Александр Сергеевич в легендарные дни путешествия по Тавриде не сделал ни одного карандашного рисунка.
Как бы предвидя развитие таких событий, сама Природа позаботилась об увековечении облика поэта на киммерийской земле. Максимилиан Волошин «документально» засвидетельствовал эпохальную страницу биографии поэта: «Эти пределы священны уж тем, что однажды под вечер, Пушкин на них поглядел с корабля по дороге в Гурзуф…» Это известное поэтическое двустишие М.А.Волошин произнес не просто так. Рисунок Золотых ворот Карадага, появившийся в черновиках первой главы романа «Евгений Онегин» в 1823 году, свидетельствует о том, что поэт не только проплывал мимо застывшего вулкана, но и видел его, вместе с семейством Н.Н.Раевского, с берега.
С тех пор, а может быть и раньше, природа, выступая в роли скульптора, упорно трудилась, высекая абрисы Волошина и Пушкина. Всякий, кто сейчас проплывает мимо знаменитых скал, ищет вертикальный профиль Пушкина, сродни волошинскому. Но необходимо заметить, что лицо Александра Сергеевича, в отличие от профиля Максимилиана Александровича, внимательно всматривающегося вдаль голубого залива, обращено вверх, взгляд поэта устремлен в небо.
Неслучайно именно здесь и открылись Феодосийские литературные чтения «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу». Они прошли в несколько этапов: на гуманитарной площадке Карадагской научной биостанции имени Т.И.Вяземского, в городских библиотеках имени Семена Пивоварова, имени Панаса Мирного, в Литературно-мемориальном музее А.С.Грина, в ЛИТО «Киммерия». Всего было подготовлено 20 докладов, послуживших углубленному осмыслению творчества поэта как «русского колосса в личном воплощении».
В современном мире, полном бездуховных тупиков, гений Пушкина вновь напоминает, что Отечество для нас – собственное сердце и душа, соборность и единство. Вторые краеведческие чтения «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу» продемонстрировали главную их идею: Пушкин был и остается нашим современником потому, что он постоянно напоминает нам: «духовная жажда» – единственный путь спасения человечества от «всемирной пошлости безбожной».
Пушкину предстояло завершить формирование литературного языка, начатое его предшественниками в XVIII веке. Как писал Иван Тургенев, «ему (Александру Пушкину) одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: устано-вить язык и создать литературу».
В своеобразном диалоге, который вели литераторы, журналисты, исследователи-краеведы, работники культуры региона, было услышано дыхание эпохи русской культуры, в полной мере подтверждена мысль писателя Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864) о том, что благодаря Пушкину, «все наше душевное, особенное, навечно останется после всех столкновений с чужими, с другими мирами».
Представляемый сборник, на обложке которого торжественно значится его полное название: «Волшебное имя – Пушкин! Взгляд из ХХI века», состоит из трех частей. В первой части публикуются доклады, раскрывающие античные концептуальные мотивы в творчестве поэта, в обновленном аспекте освещаются темы «Пушкин и Айвазовский», «Пушкин и Цветаева», «Пушкин в Михайловском», «Пушкин и Грин». Представлен анализ второго смыслового ряда поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Впервые на Чтениях рассказывалось о том, как отмечал русский эмигрантский Париж в 1937 году 100-летие со дня смерти поэта. Заново «пройден» маршрут поэта Керчь-Феодосия.
Во втором разделе сосредоточены доклады, посвященные творчеству композиторов, театральных режиссеров, обратившихся к драматургии Пушкина. Культ красоты неотделим от пушкинской эпохи. Он становится неотъемлемой частью быта и досуга тогдашнего высшего общества. Большой популярностью в связи с этим обстоятельством на Чтениях пользовалась тема «Русские балы в жизни и творчестве А.С.Пушкина». Первые русские балы, которые официально назывались ассамблеями, появились при Петре I. В XVIII-XIX веках балы получили широкое распространение и стали главным развлечением аристократии. Таковыми они остались и в пушкинские времена. Пожалуй, впервые в Феодосии организаторы в рамках Чтений обратились к творчеству Натальи Сергеевны Гончаровой – наследницы классической культурной российской традиции (ее отец, архитектор и математик С.М.Гончаров, был внучатым племянником Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С.Пушкина) и одновременно – создательницы в современной живописи нового
пластического языка.
Третий блок книги – «По аллеям Пушкинской Феодосии» – появился в процессе проведения Чтений и вызван острой необходимостью зафиксировать события современной пушкинской Феодосии за последние 40-45 лет. Во время подготовки к Чтениям впервые подробно изучена биография Анатолия Григорьева – автора памятника Пушкину в Феодосии. Состоялись встречи с его родственниками и близкими друзьями: сыном Юрием Арендтом и внучкой Аделаиды Герцык – Татьяной Никитичной Жуковской. Пришлось вновь обратиться к некоторым монографиям ведущих пушкинистов СССР, России, вернуться к своим собственным очеркам и впечатлениям о путешествиях по пушкинским местам, к хронике феодосийских мероприятий, посвященных А.С.Пушкину. Вспомнились прежние стихи феодосийских поэтов о Пушкине, родились и новые.
Оргкомитет выражает благодарность всем, кто помогал в организации и проведении Чтений. Особые слова признательности коллегам из газет «Победа» и «Кафа» за оперативность и благожелательные рецензии, отчеты и репортажи о нашем скромном труде.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять