Газета "Победа" Феодосия

Самые свежие новости Феодосии. События и происшествия Феодосии сегодня. Актуальная информация для жителей Феодосийского округа и Крыма.

Диорама раскрывает свои тайны

Диорама  раскрывает  свои  тайны

Рис.1. Богаевский К.Ф. Панорама строительства ДнепроГЭСа. Бумага, акварель. <1931> Лист: 48,5х64,5 см; изображение: 21,5х52,7. СХМ

Сергей АЛИМОВ, волошиновед

Константин Фёдорович Богаевский – истинный певец Киммерии. На протяжении всей жизни в своих картинах он пронес любовь к этой древней земле.

Но был в его творчестве период, когда он был вынужден работать над иной темой – индустриальным пейзажем. Писал нефтяные вышки Баку, заводы Донбасса, порт Мариуполя. На протяжении трех лет художник приезжал в Запорожье на строительство Днепровской гидроэлектростанции. Он написал серию картин и этюдов, запечатлев строящуюся плотину с разных сторон. Они стали художественной летописью строительства.
Мастерство композиции позволяло ему, даже работая над заказными сюжетами, находить интересные творческие решения, благодаря которым его картины сохраняют одновременно и художественную, и историческую ценность. Десять лет назад в «Победе» была опубликована первая статья автора этих строк, посвященная Днепростроевскому циклу Константина Богаевского [«Победа», 2012, №36-37]. За прошедшие годы удалось найти новые работы, рассказывающие о строительстве крупнейшей на то время гидроэлектростанции, уточнить хронику событий в жизни художника и, наконец, приблизиться к разгадке вопроса, с которого все и началось: к тайне «Диорамы Днепрострой».
До последнего времени вся информация о ней сводилась к словам Н.С.Барсамова – директора Феодосийской картинной галереи с 1923 по 1962 годы: «Диорама не была закончена, и не по вине Богаевского. Он добросовестно написал всю пейзажную часть – плотину, шлюзы, электростанцию, а на переднем плане остались эскизно подмалеванные фигуры рабочих, над которыми работали его партнеры. В таком виде Богаевский привез диораму в Феодосию, где она хранится в картинной галерее».
Сразу следует указать на одну неточность в этой цитате. Богаевский не мог привезти ее в Феодосию сам. Диорама являлась госзаказом и создавалась группой художников. Их работа хорошо оплачивалась и картина уже не принадлежала им. Она поступила в Феодосийскую картинную галерею им. И.К.Айвазовского только после освобождения города в 1944 году из Управления по делам искусств. Есть соответствующий документ. Из-за ее больших размеров она хранилась намотанной на вал. К сожалению, не известны даже ее репродукции и фотографии. Сведения о соавторах Богаевского в разных источниках противоречивы.
В настоящее время можно подвести итог исследованиям последних лет, которые позволили восстановить историю создания диорамы «Днепрострой» и проследить дальнейшую ее судьбу. Большая помощь была оказана А.А.Дружининым, автором диссертации «Художественная диорама как вид искусства».
В 1931 году М.Б.Греков выступил в президиуме Союза советских художников с идеей создания серии диорам к 15-летию Октябрьской революции. Совнарком СССР поддержал замысел. Общее руководство работой возлагалось на наркома просвещения А.С.Бубнова, творческая работа поручалась Союзу советских художников.
Так как сроки были ограничены, то формировались бригады художников. С июля по октябрь 1931 года они выезжали для сбора материала. Получил приглашение принять участие в создании диорамы «Днепрострой» и феодосийский художник К.Ф.Богаевский. Вероятно, его уговорил председатель Союза советских художников А.В.Григорьев. Их обширная переписка хранится в Феодосийской картинной галерее.
Первоначально Богаевский надеялся работать с хорошо знакомыми ему художниками А.В.Григорьевым и В.А.Кузнецовым. 19 ноября 1931 он написал Григорьеву: «Очень отрадно было мне слышать о том, что эскизы наши к диораме прошли все Сциллы и Харибды и даже “точка зрения” наша найдена подходящей».
В декабре 1931 года на совещании Государственной комиссия по созданию диорам состоялся просмотр черновых эскизов. После обсуждения, в протоколе совещания была сделана следующая запись: «Эскиз “Днепрострой” представлен тремя художниками: Кузнецовым, Яковлевым и Богаевским. Во всех трех эскизах точка зрения для композиции диорамы взята общая – с крыши камнедробильного завода, находящегося на левом берегу Днепра».

Диорама  раскрывает  свои  тайны
Соавторы диорамы «Днепрострой». Слева направо: Павел Степанович Тарский, Василий Васильевич Мешков,
Василий Яковлевич Яковлев, Константин Фёдорович Богаевский


Известно несколько рисунков Богаевского, выполненных с верхней точки на левом берегу Днепра. Один был помещен в каталоге выставки «Художники РСФСР за ХV лет», второй хранится в Феодосийской картинной галерее, третий – в Симферопольском художественном музее (Рис. 1).
Теперь уже можно утверждать, что именно они являлись первыми эскизами будущей диорамы. А художники для работы над этюдами поднимались на крышу камнедробильного завода. Это было самое высокое здание, расположенное на левом берегу Днепра. Оно есть на многих рисунках и фотографиях, в том числе и на акварели Богаевского.
Комиссия также указала на «малочисленность людского материала» (именно так написано в документе). Пришлось объяснять, что на стройке сильно развита механизация труда. Но на самом деле, Богаевский был «чистым» пейзажистом и никогда не писал человеческие фигуры. В свое время даже был отчислен из Академии художеств за неуспехи в натурном классе. И только вмешательство А.И.Куинджи позволило продолжить учебу.
Действительно, с крыши завода открывался общий вид на плотину, перекрывающую русло могучей реки. Но эта точка была неудобной для того, чтобы показать отдельных строителей. На переднем плане оказались только подъездные пути и складские помещения. А вся работа – сложная и интересная велась внизу, в котлованах, расположенных в русле Днепра. Ведь возводилась плотина без обводного канала, без остановки течения реки.
В итоге комиссия постановила: «Утвердить взятую точку зрения, обратив внимание на усиление разработки жанровой стороны эскиза. Дать ряд портретов руководителей строительства и лучших ударников».
19 марта 1932 года был определен окончательный состав «Днепростроевской» бригады: К.Ф.Богаевский, В.Н.Яковлев, В.В.Мешков, П.С.Тарский. Богаевский очень сожалел, что Григорьев и Кузнецов не вошли в бригаду. С этого момента его энтузиазм начал угасать.
С тяжелым чувством Богаевский ехал на Днепрострой в 1932 году – в Коктебеле умирал его друг Максимилиан Волошин. 28 июля 1932 г. он написал С.Н.Дурылину: «Уезжая в необходимую командировку на Днепрострой, которую к несчастью никак не могу отложить, я уходил в Коктебель, чтобы попрощаться с Максом, и боюсь думать, что вернувшись домой из поездки на Днепр уже не застану его в живых – так трудно его состояние. С тяжелым чувством еду теперь на Днепрострой, тягостна для меня и эта поездка и работа, которая меня ждет».
Но со свойственной ему добросовестностью он продолжал выполнять заказ. Написал Григорьеву: «Утешили меня и панорамные дела т.к. явится возможность работать здесь как над картинами, так и над фрагментами диорамы Я очень был бы не прочь разработать в фрагментах последовательно весь верх диорамы: небо, дальний план весь включая до половины и плотину. Когда позовете на обсуждение этого, то приеду на несколько дней».

Диорама  раскрывает  свои  тайны
Богаевский К.Ф. Мост строится. <1930> Бумага, акварель, 23,2х50,4 см. ДМВ.
(В левой части вверху здание со скошенной крышей – Левобережный камнедробильный завод)


Работа по созданию комплекса диорам шла трудно, сопровождалась организационными неурядицами, перебоями с финансированием, отсутствием специально оборудованного павильона для написания и дальнейшей демонстрации диорам. Возникали проблемы с приобретением необходимых качественных материалов: холстов, кистей, красок. Это приводило к срыву сроков. Завершить диорамы к юбилею не успели. 25 сентября 1932 года была устроена выставка эскизов в Государственной Третьяковской галерее, затем они экспонировались в Музее Народоведения.
К 1934 году были выполнены только уменьшенные макеты диорам размером 2х6 метров. В окончательном виде они должны были быть в десять раз больше. 31 июля 1934 года газета «Правда» сообщила, что 29 июля 1934 года в Сокольническом парке культуры и отдыха был открыт специальный павильон, в котором выставлены макеты диорам, и среди них – «Днепрострой».
Дальнейшего развития этот проект не получил. В 1944 году диорама поступила в Феодосийскую картинную галерею и хранилась в фондах, намотанной на вал. В 1975 году ее передали в Запорожский художественный музей. Попытка развернуть полотно показала, что требуются серьезные реставрационные работы.
В итоге картина почти восемьдесят лет находится в свернутом состоянии. Не осталось и людей, видевших ее. Есть только краткое описание в инвентарной карте.
В истории диорамы «Днепрострой» остается нераскрытой последняя, самая главная страница – сама картина. Она в настоящее время по-прежнему недоступна не только посетителям Запорожского музея, но и исследователям.

Post scriptum. Когда эта статья была написана, стало известно, что диораму осмотрели реставраторы. Полотно была развернуто лишь частично, поэтому фотография не была сделана. Состояние картины признано удовлетворительным и восстановление возможно. Это вселяет надежды.