Основные  приоритеты  прокурорского  надзора

В прокуратуре города Феодосии подвели итоги работы за первый квартал текущего года. Об этом и рассказал корреспонденту «Победы» прокурор города Сергей Простокишин.

– Сергей Михайлович, есть первые результаты работы в борьбе с коррупцией с начала этого года?
– Безусловно, есть. Прокуратурой города Феодосии на протяжении 1 квартала 2022 года приняты все возможные меры, направленные на борьбу с коррупцией. Всего за отчетный период выявлено 15 нарушений коррупционной направленности, внесено 5 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 7 должностных лиц, внесён один протест, направлен один материал в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ, по которому возбуждено уголовное дело в отношении лица, занимавшего должность руководителя одного из муниципальных предприятий города по факту противоправного получения премий.
Анализируя выявленные в рамках осуществления прокурорского надзора нарушения коррупционного характера, можно сделать вывод о том, что причинами и факторами им способствующими, несмотря на принятые меры, продолжает оставаться недостаточное принятие мер, направленных на предупреждение коррупции правоохранительными органами и организациями, недостаточно ответственное отношение к предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Проблемными вопросами в работе по противодействию коррупции также является ненадлежащая работа по её предупреждению и профилактике.

– Как вы можете оценить деятельность органов муниципальной власти, направленную на борьбу с коррупцией?
– Деятельность органов муниципальной власти, направленную на борьбу с коррупцией, с учётом принятых и подготовленных к принятию нормативно-правовых актов, можно охарактеризовать как удовлетворительную.
Вместе с тем, имеют место недоработки, связанные с несоответствием по отдельным вопросам существующей нормативно-правовой базы действующему антикоррупционному законодательству, в связи с чем прокуратурой города был внесён протест с целью приведения в соответствие действующего нормативного правового акта в части работы комиссий по урегулированию конфликта интересов при рассмотрении вопросов, связанных с участием в управлении некоммерческими организациями. Кроме того, проведёнными проверками в исполнительном органе местного самоуправления, правоохранительных органах была выявлена ненадлежащая работа по профилактике коррупционных правонарушений в отдельных случаях.
Так, проведённой проверкой в марте 2022 года в ОМС было установлено, что отдельные очевидные нарушения при предоставлении сведений о доходах муниципальными служащими, должностным лицом, ответственным за противодействие коррупции, не выявлялись, однако могли быть выявлены с инициативой проведения соответствующей проверки в случае качественного анализа сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, предоставленных в декларационный период. Это свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по анализу указанных сведений со стороны уполномоченного должностного лица. Учитывая указанные, а также иные нарушения, в адрес ОМС было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которое в настоящее время находится на рассмотрении.

– Координируете ли вы свои действия с другими структурами?
– Прокуратурой принимаются меры по координации противодействия коррупции. Например, в текущем периоде с целью принятия профилактических мер прокуратурой проведено координационное совещание при участии правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции, на котором были разработаны и приняты к исполнению ряд мероприятий в обозначенной сфере.

– Какие ещё выявлены нарушения? В каких сферах?
– Проведенными проверками установлены нарушения в части предоставления отдельными муниципальными служащими, осуществляющими деятельность в жилищной сфере, сфере дорожной деятельности, полных и достоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в части имеющихся счетов в банках, полученных доходах. По результатам проверок внесено 2 представления, которые в настоящее время находятся на рассмотрении.
Также прокуратурой города выявляются нарушения коррупционной направленности на приоритетных направлениях надзорной деятельности, обладающей особой значимостью. В частности, проведена проверка исполнения требований бюджетного и трудового законодательства в части рационального и эффективного использования средств муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. По установленным прокуратурой города нарушениям возбуждено уголовное дело, предусмотренное ч.1 ст.286 УК РФ («Превышение служебных полномочий»).
Прокуратурой города проводятся проверки исполнения законодательства в сферах социальной направленности: образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которых даётся оценка выявленным нарушениям на предмет наличия коррупционной составляющей, исполнения законодательства о противодействии коррупции.
В частности, проведёнными проверками в организациях, осуществляющих деятельность в сфере культурного наследия, выявлены нарушения требований ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» в части разработки и принятия мер по предупреждению коррупции.
Так, установлено, что в учреждениях, в нарушение ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», в рамках принятых мер, направленных на предупреждение коррупции, отдельными учреждениями не задекларированы принципы недопущения составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, не разработаны и не утверждены порядки сотрудничества с правоохранительными органами в рамках предупреждения коррупции. Кодекс этики и служебного поведения не принимался, самостоятельная разработка стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации в контексте предупреждения коррупции, не осуществляется.
По результатам проверок, с целью устранения выявленных нарушений, в адрес указанных учреждений культуры были внесены представления об устранении нарушений законодательства по предупреждению коррупции, по результатам рассмотрения которых приняты меры к устранению выявленных нарушений, к дисциплинарной ответственности привлечены 3 должностных лица.
По результатам проведенных проверок в первом квартале 2022 года в органах государственной власти и местного самоуправления было выявлено 12 нарушений, внесено 2 представления, направлено 2 информации и один протест. Наиболее характерные нарушения: непринятие мер по предупреждению коррупции, несоблюдение установленных антикоррупционным законодательством обязанностей.
Отмечу, что в целом принятые меры прокурорского реагирования являются достаточно результативными и эффективными.

– Какие меры принимаются прокуратурой по привлечению правонарушителей к ответственности?
– Прокуратурой города принимаются меры по привлечению лиц к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Так, в марте были начаты проверочные мероприятия в отношении одного из индивидуальных предпринимателей, допустившего нарушение в части несвоевременного уведомления о приёме на работу бывшего государственного служащего. По сбору материалов, доказывающих совершение правонарушения, в отношении указанного лица в апреле 2022 года возбуждено и направлено в суд дело об административном правонарушении по ст.19.29 КоАП РФ, в виду нарушения требований Федерального закона «О противодействии коррупции» при приёме на работу бывшего государственного служащего, выразившегося в нарушении сроков уведомления о факте его приёма на работу по месту прохождения государственной службы.
Мы продолжаем проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в части принятия мер по её предупреждению в соответствии со ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». В 2022 году выявлено 3 нарушения требований ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившихся в неполноте принимаемых мер отдельными учреждениями культуры и организациями. Внесено 3 представления, одно из которых находится на рассмотрении; 2 – рассмотрены и удовлетворены с принятием мер к устранению выявленных нарушений, а также привлечением 3-х должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Прокуратурой на постоянной основе организовано проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (НПА) и их проектов, принимаемых органами местного самоуправления муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на основании соглашений о взаимодействии между Феодосийским городским советом, Администрацией города Феодосии и прокуратурой города Феодосии в правотворческой деятельности и обеспечении единства правового пространства Российской Федерации.
В текущем году органами местного самоуправления муниципального образования городской округ Феодосия для проведения антикоррупционной экспертизы в прокуратуру города направлено 34 проекта НПА.
Кроме того, проведена антикоррупционная экспертиза принятых органами местного самоуправления муниципального образования городской округ Феодосия 33 муниципальных нормативных правовых актов (с учётом прошлых лет): Феодосийским горсоветом – 2 решения, Администрацией города Феодосии – 31 постановление.
Всего в первом квартале на изучение в прокуратуру поступило 34 проекта НПА, на которые прокуратурой города направлено 3 замечания в связи с несоответствием законодательству и наличием коррупциогенных факторов. Все проекты изучены. По результатам проведения правовой экспертизы направлено 3 отрицательных заключения с указанием на нарушения федерального законодательства и наличия коррупциогенных факторов.
В целях оспаривания НПА принесено 4 протеста, в том числе – один в связи с выявленными коррупциогенными факторами в виде широты дискреционных полномочий (отсутствие сроков, оснований принятия решения). Результаты основных нарушений свидетельствуют о том, что НПА своевременно не приводятся в соответствие с изменениями законодательства.
Прокуратурой города поддерживается обвинение по 5 уголовным делам указанной категории, из них с вынесением обвинительного приговора и назначением наказания в виде штрафа рассмотрено одно уголовное дело по ч.1 ст.285, ч.1 ст.292 УК РФ в отношении бывшего сотрудника одного из правоохранительных органов города.

– Прокуратурой города проводится профилактическая работа в этом направлении?
– Безусловно, нами организовываются мероприятия правового просвещения антикоррупционной направленности. Так, посредством сайта ОМС доведена актуальная информация о расширении подлежащих представлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера: в части цифровой валюты, утилитарных цифровых прав и т.д. при декларировании сведений о собственности, расходах, отчуждении имущества на безвозмездной основе.
Также прокуратурой г.Феодосии организована работа «прямой линии» для обеспечения своевременного поступления обращений граждан по вопросам противодействия коррупции. Принято участие в мероприятии правовой антикоррупционной направленности в семинарском занятии в ОМВД России по г.Феодосии по вопросам представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, типичных нарушениях при их представлении.
Отмечу, что основными причинами и факторами, способствующими коррупции, являются недостаточное понимание необходимости её предупреждения и пресечения, отсутствие принципиально негативного отношения к любым проявлениям коррупции, в том числе коррупции на так называемом бытовом уровне, стремление к противоправному обогащению.