Учитель,  который  «рисует»  занятие

В детские годы Анна Янова окончила художественную школу, но в том возрасте она и не предполагала, что станет учителем. По первому образованию она художник-дизайнер, но не только любовь к изобразительному искусству подтолкнуло её к выбору своей будущей творческой профессии.

В 2018 году Анна окончила Московский государственный областной университет по специальности «Педагог изобразительного искусства и мировой художественной культуры». И уже на практике поняла, что нашла свой путь в жизни и навсегда свяжет себя с преподаванием творческого ремесла. После получения «красного» диплома Анна переехала в Феодосию и пришла работать в Центр детского творчества педагогом дополнительного образования. И вот уже около четырёх лет она руководит студией изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Гармония», развивая в детях скрытые способности. И старается отдавать при этом все свои знания, все свои умения.

Учитель,  который  «рисует»  занятие
Декоративное панно «Питерские крыши» и витраж «Лисица-сестрица».
Аня и Таня Колесень, 10 лет

Всё сможем, всё получится!

Все воспитанники «Гармонии» делятся на 4 возрастные категории от 5 до 14 лет. Когда проявляется интерес к творчеству, уже развито воображение.
– Когда ребятишки ко мне приходят, в первую очередь я смотрю не на способности, а на желание. И главное здесь желание не родителей, а ребёнка. У самых маленьких особенно видно, как горят глазёнки, когда они что-то делают, – рассказывает педагог.
В творчестве самое главное – увлечь ребенка, считает Анна Леонидовна. Если трудно, подбодрить, показать малышу, что всё возможно и всё получится.
– Когда они встречаются с какими-то трудностями, у них ступор иногда наступает. Особенно у маленьких художников: «У меня не выходит!» Всегда объясняю, что даже у великих художников не сразу получались прекрасные картины. Некоторые дети спешат выполнить работу быстрее. Тогда говорю ребёнку, что мы работаем на результат, спешить не надо. На наших уроках ребята учатся заниматься целенаправленно и доводить начатое до конца. Когда они видят результат, когда мамы хвалят и воспитатель, у них такой восторг, не передать словами! – делится опытом Анна Янова, отмечая, что также важно общаться с ребятишками искренне, на одном языке. Возможно, именно поэтому дети тянутся к своей наставнице и с удовольствием ходят на её творческие занятия.

Учитель,  который  «рисует»  занятие
Зуева Арина 10 лет
Учитель,  который  «рисует»  занятие

К душе – через краски и любовь

Продолжительность обучения по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности в студии «Гармония» – два года. Задачи – научить детей изобразительным, вышивальным и вязальным навыкам, составлять композицию, выполнять элементы росписи, научить различным техникам и приемам росписи по ткани и основным приемам в работе с красками. Помимо обучающих навыков, основными задачами дополнительного образования в этой сфере являются также развивающие и воспитательные цели: привить способность видеть и понимать прекрасное, привить наблюдательность и зрительную память, эстетическое мировоззрение, сформировать интерес к искусству.
– Чтобы они росли счастливыми, им необходима свобода для саморазвития, чем я и занимаюсь – даю свободу детской фантазии. Да и сами дети меня подталкивают к развитию. Они меня даже больше учат, чем я их, – смеётся Анна Леонидовна. Так, в совместном творческом союзе с ребятами, родилась идея на занятиях совершенствовать технику выжигания, роспись по стеклу и создание картин с помощью пластилина.
Творчеством ребята занимаются по возрастным особенностям: младшие рисуют, дети среднего возраста учатся составлять всевозможные композиции, декоративные панно. А ребята старшего звена получают знания, которые пригодятся им при выборе профессии. Малышам больше всего нравится рисовать животных, человека, природу. Самые маленькие художники рисуют цветными карандашами, воспитанники постарше – красками.
Особенностью занятий является сочетание индивидуальной и групповой форм обучения. Индивидуальные занятия учат самостоятельности и усидчивости. А групповые – приобщают к сотрудничеству, создают игровую атмосферу, но главное в них – переживание за совместное творческое дело и радость от общего успеха.

Учитель,  который  «рисует»  занятие
Фантазия на морскую тему из пластилина. У меня всё получится!
Учитель,  который  «рисует»  занятие
Садовников Константин 8 лет

Художник занятия

Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять её в нужное русло, – педагогическое кредо Анны Яновой.
Она ставит перед собой цели, которые помогут в дальнейшем развитии студии. А это, конечно же, привлечение большего количества ребят, внедрение нестандартных и интересных творческих идей.
– Педагог – это не просто учитель, а художник занятия. Можно «нарисовать» занятие спокойным или эмоциональным, весёлым или сосредоточенным. Раскрыть, будто палитру оттенков, множество тем и образов на уроке, чтобы разобраться в вопросах, которые интересны детям, индивидуально выявить творческие способности каждого ученика, развить его талант и образное мышление в полную силу. Ведь декоративно-прикладное искусство – это прекрасная возможность окунуться в народное творчество, стать маленьким творцом и мастером, – уверена Анна Леонидовна. – А ещё стараюсь быть ребятам другом и помощником.

Учитель,  который  «рисует»  занятие

Народное творчество – связь времён

Одной из важных задач на своих занятиях педагог считает воспитание у учеников любви к декоративно-прикладному искусству, значимость которого сложно переоценить. Потому что оно создает не только материальные ценности, но и представляет собой памятник духовной культуры.
– Гжельская утварь, пермогорские сундуки, городецкие прялки и доски, расписанные ткани, мезенские блюдца, палехская миниатюра добавляют торжественность и нарядность в наш быт. Не как повседневные предметы, а как художественное творение. Они отвечают нашим эстетическим идеалам и хранят связь времён. Именно народное творчество соединяет настоящее и прошлое. И согласитесь, нет ничего важнее, чем растить новое поколение с осознанием своей самобытности, с любовью к Родине и искусству, – уверена собеседница.
Поэтому в студии ребята не только учатся создавать творческие работы, но понимать и ценить художественные произведения. Дети выполняют работы в различных видах и техниках декоративно-прикладного искусства по авторским эскизам, легко развивают образное и пространственное мышление. Приобретают не только теоретические знания, но практические умения и навыки.
Сама Анна Янова вне образовательной деятельности занимается витражом, росписью по стеклу акриловыми или витражными красками. Этот вид искусства появился в творческом арсенале педагога именно во время работы в ЦДТ. Еще она увлекается созданием картин, пишет маслом и акварелью пейзажи, натюрморты, портреты, занимается иконописью. Самые любимые места для создания акварельных пейзажей – район Карантина с его старинными улочками, древними храмами и живописные хребты мыса Киик-Атлама в поселке Орджоникидзе.

Учитель,  который  «рисует»  занятие

Путеводитель в мир прекрасного

Лучшей наградой для педагога становятся радостные и вдохновлённые ребята, у которых сияют глаза, а руки мастерят удивительные работы. Конечно, такие произведения искусства находят своего зрителя и занимают достойное место в конкурсных программах. Воспитанники студии «Гармония» принимают активное участие не только в городских и региональных конкурсах, но и в детских творческих мероприятиях федерального уровня. Ежегодно студийцы участвуют в организации городских праздников, таких как «Масленичный разгуляй», благотворительная акция «Белый Цветок», в республиканских конкурсах «Ради жизни на Земле», «Крым – в сердце моём», «Наследники традиций», различных всероссийских конкурсах в онлайн-формате.
– В 2019 году один из моих учеников даже предстал на выставке в музее Грина как юный художник. Для участия в «Белом цветке» каждый год мы с ребятами готовим сувенирную продукцию. Ни одно мероприятие не проходит без моих мастер-классов для всех желающих, – рассказывает руководитель «Гармонии».
В региональном этапе творческого конкурса для педагогов «Сердце отдаю детям» Анна Янова заняла первое место, поэтому представляла Крым на всероссийском этапе.
– Быть педагогом для меня – не пустой звук, а профессия по истинному призванию. Я хочу растить молодое поколение в тесной связке с творчеством и духовностью. Хочу, чтобы они выросли не просто порядочными людьми, но чуткими, добрыми и любознательными. Чтобы не зарывали свои таланты, а стали новыми звёздочками в мире культуры и искусства! И со своей стороны прилагаю и буду прилагать максимум усилий, чтобы занятия в студии были их путеводителем в мир прекрасного.

Эвелина ПОРТНАЯ, фото из архива Анны Яновой